МААМ-картинки

Устное народное творчество как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

Наталья Кудрявцева
Устное народное творчество как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме формирования культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных умений, как центральное звено развития ребенка.

Традиционно в дошкольном образовании задачи формирования общения сводились к умению детей отвечать на вопросы и не выделялись как отдельная задача. Однако формирование коммуникативных умений на современном этапе становится приоритетным направлением деятельности педагогов.

Публикация «Устное народное творчество как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Таким образом, в современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных умений выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом - социальной адаптации детей.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка старшего дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, и др.

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, влияют на общий уровень его деятельности (З. М. Богуславская, Д. Б. Эльконин). Именно развитие коммуникативных умений является приоритетным условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Изменения в социальных сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке. Умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявлять инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем коммуникативных умений. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Исследования В. И. Логиновой, Л. Ф. Островской М. А. Саморуковой подтверждают, что одним из наиболее эффективных средств формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста является устное народное творчество. Слушая произведения, ребёнок самостоятельно делает выводы о своём поведении, стараясь избежать ошибок героев. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития коммуникативных умений детей обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером ознакомления с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их юмору, ненавязчивости, знакомым жизненным ситуациям.

Уже в древнейших русских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – добродетель и её надо прививать, ей надо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. С развитием русской народной культуры, появлялись правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, запреты и разрешения. С веками они оттачивались и совершенствовались и дошли до нас. Добродетель – умение хорошо поступать, а хорошо поступать, в нашем случае - владеть коммуникативными умениями.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для формирования коммуникативных умений дошкольников. Это неоценимое богатство народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём, которое имеет свои средства выразительности, позволяющие более точно и детально воспринять создаваемый им образ.

В процессе общения у детей складываются взаимоотношения различного характера. Потребность общения возникает у ребёнка довольно рано, но особо остро эта потребность начинает проявляться у детей в дошкольном возрасте.

Произведения устного народного творчества широко используются в формировании коммуникативных умений детей, с его помощью можно понять поступки и эмоционально выразить поощрение или порицание, осудить неверное или грубое действие и т. д.

Так как в устном народном творчестве имеет место сотворчество множества певцов и рассказчиков, то на первый план выдвигается не только отдельные изменяющиеся произведения, но и то общее, что обьединяет отдельные произведения в группы – жанры.

Процесс формирования коммуникативных умений у дошкольников посредством устного народного творчества осуществляется при проведении специально разработанной образовательной среды, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в не её.

Обучение пересказу фольклорных произведений естественно включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста, владение которыми углубляет художественное восприятие произведений. Кроме того, такой метод, как рассказывание совместно, группами, предполагает умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему. Развитие словесного творчества ведется как в непосредственно образовательной деятельности, так и вне её.

Богатейший материал для формирования коммуникативных умений содержится в пословицах и поговорках. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить порицание. Они оказывают воздействие, как на разум, так и на чувства детей : научения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, эпитетами, в них много определений, олицетворений. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребёнка к смысловой стороне слова; отражают владение словом. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значение слов, понимание и использование пословиц и поговорок в различных ситуациях, в том числе, общения.

Основным приёмом работы выступает толкование пословиц и поговорок при помощи речевых ассоциаций, пантомимических действий, что углубляет представление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний. Сочинение сказок и рассказов по пословицам и поговоркам помогает понять детям, как и в каких ситуациях целесообразно использовать пословицы и поговорки в речи.

Отгадывая загадки, сначала дошкольники опираются на восприятие самых простых знакомых предметов. Когда ребенок научится отгадывать загадки о знакомых предметах ближайшего окружения, ему дают загадки по представлению.

Исследование восприятия дошкольниками сказки, проведенные Д. М. Арановской, Т. А. Кондратович, выявили двойственность этого процесса. С одной стороны, понимание сказки опирается на непосредственно - эмоциональное отношение к описываемым событиям и героям. Оно не носит чисто интеллектуального характера и полностью не опирается на рассуждающее мышление. С другой стороны, понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия героям. Поэтому возникая в уме и опираясь на представления, оно имеет действенный характер дошкольник пытается включиться в сюжет, повлиять на ход событий.

Для закрепления материала по изученным сказкам используются также и игровые задания, направленные на формирование коммуникативных умений, концентрацию внимания во время поиска ответа, развитие логического мышления.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Одним из действенных средств воспитания такого человека является устное народное творчество, как неисчерпаемый источник искусства, основа народной духовной культуры, эффективное средство формирования коммуникативных умений детей, проверенным опытом каждого народа в течение тысячелетий.

Особое место в формировании коммуникативных умений занимают народные игры, основанные на различных жанрах устного народного творчества. Народные игры с использованием загадок, считалок дают возможность старшим дошкольникам через игру научиться договариваться в игре, общаться на равных. Народные игры представляют интерес для детей стихотворными словами, наличием считалок и действиями, которые необходимо выполнить: сказать слово, побежать, поймать одного или несколько детей, сесть, взяться за руки и т. д. Народные игры, основанные на устном народном творчестве, практически всегда вызывают заинтересованность ребенка. Все это близко эмоциональной, нуждающейся в двигательной активности, натуре дошкольника. С другой стороны, тот круг явлений и образов, которые отражены в играх, близки и интересны старшему дошкольнику. Знакомя детей с народными играми, вовлекая их в активную совместную с другими тем самым, формируем у них коммуникативные умения.

Таким образом, устное народное творчество является важным средством в воспитания и формировании культуры общения у дошкольников. В восприятии сказок, поговорок, загадок, потешек участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Коммуникативные умения нужно формировать в процессе различных видов деятельности. Принимая во внимание возрастные особенности детей, необходимо подобрать такие виды устного народного творчества, при которых формирование коммуникативных умений осуществлялось бы наиболее успешно.

Список литературы

1. Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды. - М. : Изд-во МПСИ.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М. : 1997. -240 с.

3. Лашкова Л. Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2009

5. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. - М. : 1974.

Публикации по теме:

Педагогическая модель развития коммуникативных способностей дошкольников в театрализованной деятельности в детском садуПедагогическая модель развития коммуникативных способностей дошкольников в театрализованной деятельности в детском саду Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 марта 2014 в 18:30
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД