Галина Герасимова
Сценарий праздника «Устный журнал «Краски Ямала»
▼ Скачать + Заказать документы
Устный журнал «Краски Ямала»
Цель: воспитывать чувства прекрасного, любовь и гордость к родному краю.
Задачи:
• формировать национальное самосознание;
• воспитывать чувство любви к тундре, традициям ненецкого народа;
• формировать знания детей о ямальской тундре.
Форма проведения: устный журнал
Контингент участников: 5-9 классы
Оборудование: настенная карта ЯНАО, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозаписи песен о Ямале.
Публикация «Сценарий праздника „Устный журнал „Краски Ямала“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2018
Предварительная работа: подбор материала, заучивание стихов.
Ожидаемый результат: сформированность национального самосознания, овладение воспитанниками основами культуры экологии, пробуждение в сердцах детей чувства любви к своей малой Родине, расширение мировоззренческого кругозора воспитанников.
Ход мероприятия
На фоне ненецкой музыки.
Чтец.
Я - мал, Я – мал –
Он говорит сам за себя.
Он маленький,
Совсем не великан.
Ямал, Ямал,
Ты – Родина моя,
Я так люблю тебя, хоть ты и мал.
Чтец.
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Ямала в их руках,
Но темнеют страшные ожоги
У ямальской тундры на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, Человек?
Ведущий. Добрый день, уважаемые ребята, педагоги. Прослушав стихотворения, я думаю, вы поняли, о чем сегодня на мероприятии будет идти речь. (Ответы детей).
Мероприятие посвящено нашей малой Родине – Ямалу, ее природным богатствам, ее экологическому состоянию.
Ведущий 1: Еще недавно Ямал был неизведанной землей. А сейчас метр за метром на тундру наступает цивилизация. Уже изувечены миллионы гектаров земель. Да, мы должны добывать нефть и газ. Но если люди погубят природу, они сами погибнут. Загрязнение рек, гибель многих растений и животных тундры, растущие груды мусора – все это признаки грозной опасности, которая нависла над Ямалом. Теперь сигнал о помощи раздается не только с тонущих кораблей. Все чаще звучит в природе: SOS!
Чтец.
Тундра, беззащитная тундра,
Как поранить тебя и обидеть
нетрудно.
А рубцы твоих ран заживают
нескоро
И глядят нам в глаза
молчаливым укором.
Ведущий 2: Пренебрежение законами природы, варварское отношение к окружающей среде заставляет нас задуматься о том, что нужно сделать, чтобы спасти хрупкую северную природу. Коренные жители любят природу и бережно относятся к ней. Уникальные знания накапливают они при взаимодействии с природой. Эти знания веками по крупице отбираются и передаются из поколения в поколение. К сожалению, опыт народной экологии в настоящее время утрачивается, и поэтому мы обязаны возрождать ее. Сегодня мы откроем несколько страниц книги «Экология Севера».
1-я страница
«Природа в опасности»
Ведущий 1: Наша цивилизация ведет к неизбежным бесценным потерям. И если мы не будем беречь природу, то все человечество может погибнуть вместе с беззащитной планетой. Эта тревога вселяется в души многих людей.
Чтец.
Будь милостив к природе, человек!
Берешь – бери не более, чем нужно.
Тогда и звери свой клыкастый век
С тобой, разумным, скоротают в дружбе.
Ведущий 2: Тундра для ненцев – это огромный, просторный чум. В ней он знает каждую равнину, сопку по известным ему приметам: шепоту земли в полярную ночь и стужу. Северяне бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для будущего поколения. Запретов в жизни тундры, которые должны беспрекословно выполнять взрослые и дети, за века выработано немало. Вот лишь некоторые из них.
• Северный человек берет от природы столько, сколько необходимо для жизни.
• Не принято стрелять в линных гусей (добычей охотников могли оказаться только слабые в беге птицы, которые не могут перенести перелет в теплые края).
• Не принято нарушать покой пушного зверя способом загона (облавы)
• Нельзя разводить костер на случайных местах, а только там, где в нем есть жизненная необходимость, потребность.
Ведущий 1: В отличие от ненцев, пришлое население не всегда соблюдает правила тундры. Мы никогда не увидим человека тундры с ярким букетом полевых цветов. Зато люди других национальностей рвут их безжалостно. Также пришлое население охотится на животных тундры не по надобности, а из-за азарта. Некоторые виды животных и растений становятся редкими и исчезающими. Ребята, а какие меры применяются, чтобы уберечь природу? (Ответы детей).
А что такое Красная книга? Почему ее назвали «красной»? (Ответы детей)
(Красный цвет – цвет тревоги).
В Красную книгу вошли :
• животные – белый медведь;
• морские млекопитающие – атлантический морж и гренландский кит;
• птицы – лебедь-кликун, краснозобая казарка, орлан-белохвост, пискулька и турпан (на юге Ямала, сокол-кречет (по берегам рек Ямала, сокол-сапсан (в средней части реки Юрибей, тундровый лебедь;
• растения Ямала не внесены в Красную книгу, но некоторые из них подвергаются реальной опасности, например, лишайники некоторых видов.
2-я страница
«Приметы народные, в дело пригодные»
Чтец.
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас, и вот - живут поныне
Нельзя, они гласили, называть
По именам зверей и птиц, иначе
Тебе вовек в любом лесу не знать
Ни счастья на охоте, ни удачи.
Нельзя плевать в костер- огонь всерьёз
Обидится и дом спалит твой сразу -
И там бывать, где жертву ты принес,
Чтоб не бояться порчи или сглазу.
Ни снег не смел - обидеть, ни грозу,
Ни землю, ни свирепый океан ты,
И должен был беречь зверей в лесу.
Приметы.
Если шумно хороводят вновь гагары над рекой.
Значит завтра быть погоде, да притом ещё какой!
Если чайки разгалделись на разбойном языке,
Значит, рыбы, в самом деле, густо водятся в реке.
Если чаще лемминг юркий под ногами стал шнырять,
Значит, мы песцовых шкурок сможем нынче много сдать.
Если рано- рано утром стелется весной туман,
Значит, жди крикливых уток из далеких тёплых стран.
Если днём погожим тундра не звенит от комара,
Значит, жди, что завтра утром разожжёт костры жара.
Если в тёплый день нежданно гуси к югу повернут,
Значит, ветры с океана снег и холод принесут.
Если малость поутихла только к вечеру пурга,
Значит, жди, неделю лихо будут вновь гулять снега.
Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.
Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.
Много грибов – много белок будет.
Если в дом придёт чужая блудная собака – к добру, к счастью.
Если собака, стоя на ногах, качается – хозяину предстоит дорога.
Нельзя собаку вечером звать по кличке – воры придут.
Нельзя переступать через собаку – растопчешь своё счастье.
Работа с залом.
Закончи примету:
• Собаки воют – волки (близко)
• Солнце к вечеру краснеет – день настанет (ветреный, холодный)
• Звезды сильно заблестят - (потеплеет)
• Собаки катаются - (к теплу)
• Если северное сияние полыхает, движется - (к пурге)
3-я страница
«Природная аптека»
Ведущий 1:
Тундра – как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства:
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки.
Все целебные растенья
Нужно знать без исключенья.
А сейчас мы проверим ваши знания о лекарственных растениях. Мы проведем викторину. По описанию растения вы должны узнать его.
Ведущий 2.
В тундре он бывает разного цвета.
Все люди и животные ходят по нему.
Его очень любят есть олени.
А еще его высушивают, растирают в порошок и посыпают раны. Также он используется для лечения туберкулеза. (Лишайник)
Ведущий 1.
Он мягкий, но не пух,
Зеленый, но не трава.
Он применяется при болях в груди, при расстройстве желудка. (Мох)
Ведущий 2.
Она считается символом России,
Ее можно сравнить с молодой девушкой.
В тундре она растет маленькая,
Но вырастает большой в лесу или в поле. (Береза)
Ведущий 1.
И еще есть одно маленькое дерево, обитающее в тундре, но это не береза.
Её кора применяется при простудных заболеваниях. (Ива)
Ведущий 2.
Шла красавица-природа
По зеленой тундре,
Загляделась на озера,
Потеряла бусы.
Соберите бусы, дети,
И отгадку дайте:
Как названье ягод этих?
Ведущий 1:
В лесу и на болоте
Травку вы найдете.
А на ней синеет гроздь –
Кисло-сладких ягод горсть. (Черника)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла
Дозревала под снежком
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
Лежат на кочках кусочки янтаря,
В рот положишь – тут же растают. (Морошка)
Листья с глянцем,
Ягодка с румянцем.
А сами листочки
Не больше кочки. (Брусника)
Ведущий 2:
Ягоды черники, брусники, клюквы, морошки дают организму витамины, а их листья применяются как слабительное. Очень многие растения тундры являются целебными.
Даже ядовитые ягоды такого растения, как вороний глаз, лечат кашель.
Ведущий 1. Каждый год уменьшаются ягельные пастбища, снижается запасы рыбы, уменьшается количество пушного зверя. Поэтому в Ямальском районе утверждены природоохранные участки:
• река Хадыта с притоками;
• реки в районе поселка Яр-Сале;
• озера Ярро-то;
• река Юрибей до устья;
• река Тамбей.
Ведущий 2: Прекрасен мир тундры, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир!
Чтец.
Красивый вальс танцует наша тундра,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это,
Природой называется все это.
Давайте же беречь её всегда!
Рефлексия
Ведущий. Ребята, отгадайте загадку.
Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница)
Сейчас мы будем украшать это дерево. У каждого из вас есть право выбора украсить его плодом, листиком или шишкой.
Плод – мероприятие понравилось, оно было поучительно.
Листок – мероприятие нормальное, прошло довольно неплохо.
Шишка – мероприятие бесполезное, вы ничего нового для себя не взяли.
Ребята, мы видим, что мероприятие вам понравилось. Ответьте на несколько вопросов:
- Как мы должны относиться к природе?
- Что должен делать человек, чтобы не было плохой экологии?
- Что означает цвет Красной книги?
Мы все любим природу и хотим жить в согласии с ней.
Наше занятие я хочу закончить стихотворением.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её полей,
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую -
Нас много, а Она – одна!
Использованная литература:
1. Бочкарева С. В. Природа Крайнего Севера и особенности жизненного уклада коренных народов как потенциал экологического равновесия и здорового образа жизни. Салехард, 2003.- 167с.
2. Сусой Е. Г. Из глубины веков. Институт проблем освоения Севера РАН, 1994.- 231с.
3. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ «Читаем, учимся, играем» 10 выпуск, 2006. – 123с.
4. Красная книга Ямало-ненецкий автономного округа. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1997. – 245с.
5. Северные родники /Автор - сост. Л. В. Фёдорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.- 98с.
6. Журавель Н. М. Краеведение Ямало-Ненецкого автономного округа - 3-е изд. Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003.- 199с.
7. Природа Ямало-Ненецкого автономного округа / Под ред. П. 77 В. К. Рябицева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006.- 123с.
8. Пасхальный С. П. Север, птицы, люди. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.- 211с.