Лилия Корчемкина
Утренняя гимнастика для малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика – это одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.
Чтобы гимнастика была интересна и доступна, нужен положительный эмоциональный настрой, который способствует более быстрому усвоению любого материала. Включение в гимнастику загадок, считалок, поговорок способствует развитию интереса к подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное.
Публикация «Утренняя гимнастика для малышей» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. Они раскрывают понятные детям образы, формируют умение творчески передавать характер и повадки изображаемого животного. Кроме того упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.
Требования к организации и проведению утренних зарядок в младшей группе
В этом возрасте у детей развивается речь, внимание становится более устойчивым, совершенствуется память. Однако дети быстро утомляются, легко возбуждаются. Движения ребенка еще недостаточно сформированы, не до конца произвольны. Малыш импульсивен, не может придерживаться точно заданной формы движения, но способен действовать подражательно.
Для создания у ребят положительного отношения к занятиям физкультурой гимнастика проводится в игровой форме: дети с удовольствием имитируют голоса и движения животных, изображают различные предметы.
Желательно дать каждому движению образное название, подобрать соответствующие слова для тренировки речевого выдоха.
Перед тем как познакомить детей с новым игровым комплексом общеразвивающих упражнений, взрослый может прочитать вслух соответствующее художественное произведение, рассмотреть картинки, разучить с детьми потешку и т. д.
Поскольку на 3 году жизни многие дети не могут включаться в организованную воспитателем деятельность и отстают во времени при выполнении заданий, к ним требуется очень тонкий и дифференцированный подход. Не следует настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике, не беда, если кто-то из детей не сразу начнет выполнять упражнение. Важно, чтобы это было сделано ребенком добровольно и по его собственному желанию.
Показывать упражнения нужно в медленном темпе, с показом сочетается словесное объяснение. По мере усвоения детьми упражнений темп и амплитуда нарастают. Выполнять с детьми все упражнения с начала до конца. Объяснения и указания даются в процессе выполнения упражнений.
Длительность утренней гимнастики 4-5 минут. Комплекс состоит из 3-4 общеразвивающих упражнений. Начинается она с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом и построением. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. Вводную и заключительную ходьбу дети могут выполнять подгруппами в определенном направлении, врассыпную или же друг за другом. Ходьбу следует проводить в спокойном неторопливом темпе.
Построившись, дети приступают к выполнению упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота, и всего туловища. ОРУ воспитатель подбирает из числа рекомендованных для занятий, они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Заканчивают утреннюю гимнастику спокойной ходьбой на месте или продвижением вперед, чтобы снизить общее возбуждение организма. Каждые 2 недели новый комплекс упражнений. Как только дети освоят упражнение, вводится хороший энергичный темп. Целесообразно время от времени (через 2-3 месяца) возвращаться к повторению комплекса или брать их за основу для составления нового комплекса из упражнений с предметами.
Утренняя гимнастика пройдет гораздо эффективнее, если будет сопровождаться музыкой, которая воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение.
Комплексы утренней гимнастики
"Самолет"
1. Ходьба и бег по кругу. Закончить ходьбой. Построение в круг.
Мы шагали, мы шагали,
По ковру шагали.
А потом, потом, весело бежали.
. И снова зашагали.
И в круг мы дружно встали.
2. Общеразвивающие упражнения:
1. Самолет, самолет
Отправляется в полет. (Руки внизу. Поднять через стороны вверх на уровень плеч. Повт. 4-5 р.)
2. Для посадки место нужно.
Выбираем его дружно.
(Руки вытянуты в стороны на уровне плеч. Наклониться вперед, повернуть голову влево, вправо. вернуться в И. п.)
3. Вот садится самолет.
"Сели! "-говорит пилот.
(И. п. то же. Присесть, вернуться в И. п. Повт. 3-4 раза)
4. Окончен наш полет,
Веселится весь народ.
(8-10 подпрыгиваний с хлопками перед собой. Повт. 3р.)
3. Спокойная ходьба по кругу.
В ангар поставлен самолет.
Домой шагает наш пилот.
Комплекс утренней гимнастики
"Солнышко"
1. Ходьба и бег по кругу. Закончить ходьбой. Построение в круг.
Утром солнышко проснулось,
Всем ребяткам улыбнулось.
Здравствуй, солнце красное,
Доброе, ясное.
2. Общеразвивающие упражнения:
1. Лучик заглянул в окошко.
Протяни ему ладошку.
(Поочередно вытягивать правую и левую руки вперед ладонью вверх. Повт. 4-5 р.)
2. Выше, выше потянись,
Рукой солнышка коснись.
(Подняться на носочки, руки вверх. Повт. 3-4р.)
3. На солнце можно загорать,
Спинки греть и отдыхать.
(Лежа на спине, Повернуться на живот, вернуться в И. п. Повт. 3р.)
4. Солнце радует ребят,
Веселится детский сад.
(8-10 подпрыгиваний с хлопками. Повт. 3р.)
3. Спокойная ходьба. Дыхательные упражнения.
Раз-два, Раз-два.
Отдохнуть теперь пора.
Комплекс утренней гимнастики
"Весна"
1. Ходьба и бег по кругу. Закончить ходьбой. Построение в круг.
Просыпайтесь ото сна,
В гости к нам пришла весна.
На прогулку выходи
И друзей с собой возьми.
2. Общеразвивающие упражнения:
1. Мы как бабочки летаем,
Ручки-крылья поднимаем.
(Руки опущены вниз. Медленно поднять через стороны над головой, опустить. Повт. 4-5 р.)
2. Пчелки ищут сладкий мед.
Влево, вправо поворот.
(Руки на поясе повороты влево и вправо. Повт. 4-5 р.)
3. Муравьишка, просыпайся,
И за дело принимайся.
(Присесть, закрыть лицо руками, вернуться в И. п. Повт. 4-5 р.)
4. А кузнечикам не лень
Прыгать на лугу весь день.
(Прыжки. Повт. 4-5 р.)
3. Спокойная ходьба. Дыхательные упражнения.
На прогулке мы бывали,
Насекомых мы видали.
Все проснулись ото сна,
Разбудила всех весна.
Комплекс утренней гимнастики
"Солнечный зайка"
1. Ходьба и бег по кругу. Закончить ходьбой. Построение в круг.
Солнце лучик уронило,
В зайку лучик превратило.
Зайка солнечный играл,
Всех ребяток забавлял.
2. Общеразвивающие упражнения:
1. На плечо луч солнца сел,
Наши плечики согрел.
(Руки на поясе. Поднять, коснуться ладонями плеч, вернуться в И. п. Повт. 4-5 р.)
2. Стал с коленками играть,
Попробуй ты его поймать.
(И. п. то же. Наклониться, похлопать по коленям. Повт. 4-5 р.)
3. Лучик прыгал по ковру,
Ловим зайку на полу.
(Сесть на ковер, ноги в стороны. Хлопать ладонями по ковру перед собой. Повт. 4-5 р.)
4. По стене вверх и вниз.
Прыгай, прыгай, не ленись.
(8-10 прыжков. Повт. 4-5 р.)
3. Спокойная ходьба. Дыхательные упражнения.
Солнечный лучик, солнечный зайка,
Весело прыгал. Теперь отдыхай-ка.
На утренней гимнастике дети любят играть в подвижные игры (второе полугодие, которые являются для них активной и осмысленной деятельностью. Содержанием подвижных игр, как правило, является познавательный материал, расширяющий кругозор ребенка. Чтобы достичь большей заинтересованности детей и побудить их принимать участие в таких играх, воспитателю необходимо создать на занятии радостную, непринужденную обстановку, придумывать веселые сюжеты. Такую игру не трудно придумать самим на основе загадок, стихов. В ее ходе могут понадобиться большие яркие игрушки (Мишка, Лиса, Собака, надувные или сделанные из искусственного меха, а также маски животных.
Подвижная игра «Мишка косолапый»
Большую игрушку (Мишка) располагают в центре зала. Дети становятся в круг, держась за руки. Рядом с Мишкой садятся дети-ловишки (один или два)
Дети.
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
Шишка отскочила прямо мишке в лоб
Мишка рассердился и ногою-топ!
Дети идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, слегка ударяя ладошкой по лбу, разводят руки в стороны, растопыривая пальцы, переступают с ноги на ногу, затем топают одной ногой об пол и разбегаются по залу. Дети ловишки ловят «шишки», т. е. других детей, и укладывают их в «корзинки» (сажают на гимнастические скамейки).