МААМ-картинки

Методика обучения приемам тестопластики

ольга яковлева
Методика обучения приемам тестопластики
▼ Скачать + Заказать документы

Тестопластика – лепка декоративных изделий из соленого теста, состоящего из натуральных компонентов. Ее история уходит далеко в глубь веков.

Народности, живущие в Гималаях, до сих пор с помощью деревянных форм изготавливают фигурки из ячменной муки, которые заменяют людей и животных, приносимых когда-то давным-давно в жертву божествам.

Один из народных художественных промыслов Эквадора - поделки из ярко окрашенного теста. И если раньше фигурки из теста имели символический или мистический смысл, то теперь умельцы лепят все что угодно – лишь бы было пестро и красиво.

Публикация «Методика обучения приемам тестопластики» размещена в разделах

В Китае, начиная с XVII века, делают марионетки из теста.

В Греции из теста традиционно пекут великолепные венки, украшенные пышным орнаментом.

Узбекские женщины из поколения в поколение выпекают декоративные лепешки, которые вывешивают на стены домов.

В Восточной Европе изделия из теста, как и в прежние времена, не окрашивают: типичный коричневый цвет выпечки считается особенно красивым.

В Польше, Чехии и Словакии на протяжении веков остаются очень популярными картины из теста.

Теперь с этой древней традицией мы знакомим детей в детском саду. Учим их замешивать специальное тесто, лепить из него фигурки, высушивать (выпекать) изделия, раскрашивать их. Дети с увлечением изготавливают мелкие предметы – медальоны, колечки, бусины, лепят фигурки животных, создают коллективные картины (панно). Поделки из соленого теста они охотно используют в своих играх, а также дарят родителям и друзьям.

Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса, а также вызывает интерес к народному творчеству, национальным художественным промыслам.

Цели и задачи работы.

• Вызывать интерес к лепке из соленого теста

• Знакомить со свойствами материала.

Обучать приемам лепки : от одного куска теста отрывать небольшие куски, раскатывать круговыми и прямыми движениями ладоней, защипывать и оттягивать края.

• Учить соединять детали с помощью воды.

• Развивать навыки лепки простых форм (цилиндра, палочки, диска, шарика и т. д.) и на их основе формировать умение изготавливать из теста сложные предметы (овощи, фрукты, животных, людей, самолеты, автомобили и т. д.).

• Учить использовать для нанесения узора стеки, трубочки, печатки, гвозди и т. д., а также разнообразные средства для достижения выразительности.

Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликации, рисования, конструирования.

• Знакомить с различными основами для размещения поделок (пластины, тарелки и т. д.).

• Развивать любознательность. Эстетическое восприятие окружающего мира. Уточнять представления о форме предметов, их различии и сходстве, о характерных особенностях расположения предметов в пространстве.

• Развивать фантазию дошкольников, уделяя особое внимание сюжетной лепке.

• В ходе выполнения коллективных работ учить договариваться, слушать и слышать товарищей.

К концу года дети должны уметь:

в 4-5 лет – лепить предметы, состоящие из нескольких деталей, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;

в 6 лет – лепить небольшие скульптурные группы из двух-трех фигур, передавая их пропорции, динамику. Выполнять лепку на пластинах разными способами (налепом, рельефом). Расписывать лепку гуашью.

Методика обучения приемам тестопластики.

Обучение детей основным правилам приготовления теста, его хранения, приемам лепки, сушки и разрисовки изделий.

Тесто должно быть в меру пластичным, но не течь; в меру липким, но не затруднять работу, прилипая к пальцам; теcта должно быть столько, чтобы хватило на изделие и не пришлось выбрасывать много материала.

Приготовление теста.

Первый рецепт.

• 1 стакан муки и 1/3 стакана соли смешать в миске.

• Постоянно помешивая, долить воды, чтобы тесто получилось густым, как для приготовления пельменей.

Второй рецепт.

• Смешать 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла.

• Замесить и немного подогреть.

• Положить на 1 час в холодильник.

При замешивании теста по этим рецептам оно получается очень эластичным, не хрупким. Его лучше использовать для лепки мелких поделок и создания коллективных барельефных картин (панно).

Для получения цветного теста в воду добавить краску (гуашь, акварель) : чем больше краски, тем ярче цвет теста.

Нужно учитывать, что при сушке цвет изделия светлее (особенно красный и синий).

Второй рецепт.

Для лепки цветных фигурок с прикреплением мелких деталей потребуется (для каждого цвета) :

• стакана муки.

• 1/3 стакана соли.

• стакана воды,

• Гуашь (акварель, чернила).

Хранение.

Соленое тесто может долго храниться в целлофановом пакете в холодильнике. Если оно станет размягчаться, перед лепкой нужно добавить в него немного муки.

Сушка.

Готовые изделия помещают на противень (можно смазать жиром) и сушат в духовом шкафу не менее 10 минут. Духовой шкаф должен быть не очень горячим (температура примерно 130 градусов, и в процессе сушки его дверцу можно приоткрывать.

Для лепки фигурок большого размера (от 10 см) используют металлические (или стеклянные) баночки. Их обмазывают тестом, прикрепляют мелкие детали и сушат.

Полые поделки высушиваются быстрее, так как прокаливается сама баночка.

Чем больше и толще фигурка, тем больше требуется времени для ее затвердения. Можно сушить маленькие фигурки вместе с большими всю ночь при низкой температуре. При длительной сушке не следует использовать тонкие противни и оловянные сковородки.

Необходимо предупреждать детей об опасности ожога и научить их пользоваться кухонными рукавицами.

Глазирование.

Глазирование придает коричневый цвет. Перед сушкой нужно взбить яйцо и с помощью кисточки обмазать изделие.

Разрисовка изделия.

После высушивания изделие раскрашивают пищевой краской, гуашью или акварелью. Последние штрихи можно нанести фломастером. Раскрашивание временно размягчит поверхность изделия. Следует дать тесту снова подсохнуть на воздухе или в теплой духовке.

Приклеивание на основу.

Готовые детали приклеиваются на основу, обтянутую тканью. Можно всю твердую основу загрунтовать тестом, а затем приклеить полуобъемные детали картины (панно).

Занятия.

Для занятий, кроме продуктов (муки, соли, воды, растительного масла) и краски, понадобятся разделочные доски, скалки, ножи; ложки, вилки, стеки, трубочки для коктейлей. Гвозди, бусины, ракушки, пуговицы (для нанесения углублений и узоров); цветные карандаши и фломастеры; мокрые салфетки, вода в розетках, фартуки.

Также нужен дополнительный материал (в зависимости от темы занятий) : цветная бумага и картон; проволока, нитки, клей ПВА (или «Момент», маленькие металлические или стеклянные банки; семена, плоды, сухие цветы и листья, колосья, ветки, коряги.

Структура занятия:

- проведение пальчиковой гимнастики;

- обучение приемам лепки;

- изготовление ребенком поделки по предварительно созданному эскизу;

- оценка результата своего труда.

После того как дети освоят приемы лепки из соленого теста, проводится коллективная работа.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Я помню, я горжусь. Изготовление георгиевской ленточки в технике тестопластики»Фотоотчет «Я помню, я горжусь. Изготовление георгиевской ленточки в технике тестопластики» 9 МАЯ мы празднуем День Победы в Великой Отечественной войне. Это торжественный и волнующий всех нас праздник. Вся Россия в этот день радуется.

Фотоотчет о творческой деятельности детей в технике тестопластики «Семейный оберег»Фотоотчет о творческой деятельности детей в технике тестопластики «Семейный оберег» Тестопластика – нетрадиционная техника лепки, которая является исконно русским изобретением. Для детей изготовление поделок из соленого.

Конспект НОД по лепке с элементами тестопластики «Печем печенье «Непоседа» в средней группеКонспект НОД по лепке с элементами тестопластики «Печем печенье «Непоседа» в средней группе Конспект НОД по лепке в средней группе с элементами «Тестопластики» Тема: «Печем печенье «Непоседа»» Цель: Создать условия для процесса.

Мастер-класс для педагогов с применением техники тестопластики «Корзина с фруктами»Мастер-класс для педагогов с применением техники тестопластики «Корзина с фруктами» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить Вам сегодня работу с применением солёного теста. Цель данного мастер-класса: способствовать.

Мастер-класс по обучению детей старшего дошкольного возраста приемам игры на деревянных ложках «Ну-ка, ложки, заиграйте»Мастер-класс по обучению детей старшего дошкольного возраста приемам игры на деревянных ложках «Ну-ка, ложки, заиграйте» Мастер-класс по обучению детей старшего дошкольного возраста приемам игры на деревянных ложках «Ну ка ложки, заиграйте!» Автор: Шубенкова.

Методические рекомендации по обучению дошкольников приемам ходьбы на лыжахМетодические рекомендации по обучению дошкольников приемам ходьбы на лыжах Методические рекомендации по обучению дошкольников приемам ходьбы на лыжах. Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных.

Методика обучения основам нотной грамоты «Музыкальные тропинки»Методика обучения основам нотной грамоты «Музыкальные тропинки» Методика «Музыкальные тропинки». Разработала и реализовала : музыкальный руководитель первой квалификационной категории Ведгун Елена Сергеевна.

Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика обучения приемам тестопластики
Опубликовано: 3 апреля 2024 в 10:27
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика обучения приемам тестопластики» (включая файлы) размещена пользователем ольга яковлева (УИ 149122) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД