Получи документы

Методика обучения основам нотной грамоты «Музыкальные тропинки» (7 фото)

Ведгун Елена
Методика обучения основам нотной грамоты «Музыкальные тропинки»

Методика «Музыкальные тропинки».

Разработала и реализовала : музыкальный руководитель первой

квалификационной категории Ведгун Елена Сергеевна.

Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое музыка?

Можно ли назвать любые звуки, звучащие в любой последовательности музыкой? Например, равномерный стук молотка, сменяющийся визгом пилы, а затем жужжание дрели. Или шум ветра, дождя, листвы и прибоя? Или жужжание пчёл, стрекотание кузнечиков и гудение стрекоз в летний солнечный день на поле? Или просто набор звуков? Так что же такое музыка?

Публикация «Методика обучения основам нотной грамоты „Музыкальные тропинки“» размещена в разделах

Существует множество определений музыки. Но, ни одно не даёт точного ответа.

Музыка может передавать настроение и чувства (радость, грусть, тревогу, страх, веселье, спокойствие, пробуждать в человеке новые мысли, рассказывать истории.

Музыка это пища для души. Питая душу, музыка может укрепить её или разрушить. Видимо, для каждого человека, музыка, как и любовь, является каким-то своим понятием.

Музыка должна передавать какой-то смысл, иметь какое-то содержание. Она помогает нам жить, раскрашивает наш день разными красками, весёлыми и грустными.

Музыка объединяет людей, позволяет понимать друг друга без слов. Она даёт нам возможность лучше понять себя и друг друга. Здорово, что она есть, правда?

Актуальность.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности.

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.

В дошкольном возрасте формируется музыкальный слух и музыкальная память. Закладывается фундамент эстетической культуры для развития, которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей.

Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь и играть на музыкальных инструментах, нужно понимать, как она устроена. А для этого стоит познакомиться с основами языка музыки — с нотами. Детям при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. Цвет нот может облегчить эту задачу.

Работая в детском саду музыкальным руководителем, в результате наблюдений и ежегодной диагностики, я обратила внимание на то, что в разделах «Пение и игра на музыкальных инструментах» преобладает средний уровень развития.

Петь хорошо, в понятии многих детей, это значит громко. Игра на музыкальных инструментах не всегда ритмична, не в унисон и ограниченна только шумовыми инструментами. В исполнительстве, как в песенном, так и в музицировании, часто отсутствует попадание в такт и синхронность исполнения.

Мною был сделан вывод, что программных методов обучения не достаточно, нужно искать другие методы и подходы.

По наблюдениям учёных 80-90% информации человек получает через зрительный анализатор. О чём говорят эти цифры? А эти цифры говорят о том, что из 100 детей примерно 85 будут намного хуже воспринимать звуковую информацию, так как звуковой анализатор развит у них намного хуже, чем зрительный. Поэтому я разработала и применяю на музыкальных занятиях цветомузыкальную методику «Музыкальные тропинки».

Цель:

Формирование у детей ритмического слуха, певческих способностей и умения играть на музыкальных инструментах через обучение основам нотной грамоты.

Задачи:

1. Овладеть теоретическими знаниями о музыке – название и длительности нот;

2. Обогащать опыт восприятия музыки через цветовую палитру, воспринимать зрительно графическое изображение мелодии и воспроизводить его на музыкальных инструментах;

3. Развивать комплекс музыкальных способностей: звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух;

4. Развивать музыкальную память внимание, исполнительское мастерство (выразительное и эмоциональное исполнение);

5. Развивать воображение, мышление, творческую инициативу, желание научиться играть на музыкальных инструментах как одному, так и в оркестре.

Предполагаемый результат:

1. Дети знают названия нот в соответствии с цветом.

2. Играют на музыкальных инструментах простые мелодии по схемам-картинкам индивидуально и в оркестре.

3. Проявляют творчество, воображение во время музыкальной деятельности.

4. Воспроизводят ритм по схемам-картинкам.

5. Правильно, выразительно и эмоционально поют и играют на музыкальных инструментах.

6. Методика помогает выявлять и развивать у детей творческие способности и одаренность, развивать природную интуицию.

7. В итоге комплексное, всестороннее развитие детей происходит через радость совместной с родителями трудовой, художественной и музыкальной деятельности. А что еще может быть важнее?

В основе «Музыкальных тропинок» лежит использование соотношения цвета к нотам.

Каждая из семи нот имеет свой цвет, что поможет детям освоить игру по нотам не больших музыкальных произведений на таких музыкальных инструментах как: металлофон, фортепиано, диатонические колокольчики. В последствие эта методика поможет детям запоминать расположение нот на нотоносце.

Новизна методики в ее не ординарности, в ее не традиционности.

Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто нужно добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными!

Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал — один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, детям проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа правого полушария мозга. Причем здесь правое полушарие? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. В результате дети просто помнят или даже видят перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Краткое описание методики «Музыкальные тропинки»:

Методика направлена на развитие ритмических и исполнительских навыков у детей дошкольников. При работе с методикой дети под руководством музыкального руководителя разучивают названия и длительности нот, соотношение нот к цветам радуги, ритмические рисунки. Совершенствуют навыки игры на детских музыкальных инструментах. Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. Работа с методикой способствует усвоению понятий: движение мелодии, длительность звука, на основании которых можно уже строить понятия музыкальная фраза, акцент, регистр.

Как работать с «Музыкальными тропинками».

Тропинки – это игра в путешествие, в которую могут отправиться дети от 3-х до 7-и лет. Тропинку для путешествия дети выбирают сами или педагог может предложить выбранную им тропинку (если это важно для тематики занятия, дети могут придумать и нарисовать свою тропинку, слепить ее или построить из подручных материалов.

В свои путешествия они берут с собой нотки-кружочки. Размер нотки обозначает длительность: большая нотка – длинный звук, маленькая – короткий звук. Семь цветов радуги, семь нот в нотном стане. Каждой ноте соответствует свой цвет и звук. Нотки выстраиваются на тропинке и образуется песенка или просто мелодия.

На начальных этапах работы рекомендую использовать нотки одного цвета, изучить название и длительность нот, отработать ритм, научится составлять ритмический рисунок, познакомиться со звучанием каждой ноты на музыкальном инструменте. Полученные ритмические рисунки учимся прохлопывать, простукивать, пропевать на слоги (например ТА – длинный звук, ТИ- короткий звук, можно простукивать и петь одновременно, постепенно подключить игру на инструменте на одной ноте. Когда дети освоят длительности и игру на инструменте на одной ноте, можно усложнить и выстраивать на тропинке мелодию уже из нескольких цветов (нот).

Методика обучения основам нотной грамоты «Музыкальные тропинки»
Фото «Музыкальные тропинки»

Мелодии для работы берутся из программного материала и в соответствии с возрастом детей, но так же, можно предложить детям поиграть в «композиторов», придумать и выложить свою, ни на что не похожую мелодию.

На начальном этапе отработки ритма используются ударные, шумовые, молоточковые инструменты. Это - погремушки, бубенчики, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, колокольчики, пианино, палочки. На втором этапе подойдут металлофон, ксилофон, диатонические колокольчики и пианино – это для игры по цветным нотам.

Методика обучения основам нотной грамоты - фото

Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал — один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, детям проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации.

«Музыкальные тропинки» — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

Фото №1 Работа музыкального руководителя Музыкальные тропинки

Включая «Музыкальные тропинки» в НОД, можно сделать занятие более увлекательным, эмоционально насыщенным и продуктивным. На занятие, передвигаясь по «Музыкальным тропинкам» дети могут переходить от одной деятельности к другой, к песенке, к танцу, к ритмическим движениям, к игре. Они могут придумать к кому в гости они идут, рассказать, что будут там делать. На занятие можно ввести героя-гостя, которому нужно добраться к другу, но он один боится, а дети могут его проводить. Тем самым, в работе с этой методикой можно развивать воображение, речевую деятельность, человеческие качества ребенка, самостоятельность, командный дух.

Основная идея методики - включить каждого ребенка в музыкальную деятельность. Сделать в своей работе родителей и педагогов помощниками и сотрудниками.

Фото №2 Разработала и реализовала музыкальный руководитель первой квалификационной категории Ведгун Елена Сергеевна

Детям нравиться путешествовать с цветными нотками по «музыкальным тропинкам». Ведь «тропинки» могут быть разнообразными: распечатанные цветные картинки, они могут быть нарисованные самими детьми, или даже их родителями, слепленные из пластилина и, даже, построенные из кубиков. Нотки могут быть как цветные кружочки из бумаги, так и мячики, пуфики, можно слепить из пластилина. Но самое интересное, что их можно хлопать, топать, проиграть на музыкальном инструменте, пропеть.

Фото №3 Изучаем ноты Обучение грамоте Фото №4 Звуки буквы слоги Работа музыкального руководителя Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка март Существует множество определений музыки
Публикации по теме:

Интерактивное пособие «Лэпбук «Музыкальные инструменты» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «Музыкальные инструменты» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до Пособие будет интересно и полезно воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям для совместной деятельности со своими.

Использование робототехнических наборов MatataLab в процессе обучения старших дошкольников основам программированияИспользование робототехнических наборов MatataLab в процессе обучения старших дошкольников основам программирования Использование робототехнических наборов MatataLab в процессе обучения старших дошкольников основам программирования. Современные дети.

Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой»Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой» Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой» для детей подготовительной группы. Музыкальный руководитель.

Консультация для воспитателей «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты»Консультация для воспитателей «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты» по методическому пособию «Играем, читаем, пишем» Астафьева Е. О.» Письменная речь является продолжением устной речи, а значит, развитию.

Итоговая НОД по обучению элементам грамоты в старшей группе «Королевство буквы К»Итоговая НОД по обучению элементам грамоты в старшей группе «Королевство буквы К» Цель: закрепить умения работы с заданным звуком и буквой. Задачи: Образовательные – закрепить знания о звуке К. Закрепить умение придумывать.

Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Пособие по знакомству с нотной грамотой «Музыкальное яблоко»Пособие по знакомству с нотной грамотой «Музыкальное яблоко» Пособие по знакомству с нотной грамотой «Музыкальное яблоко» Пособие «Музыкальное яблоко» предназначено для детей старшего дошкольного.

Статья об использовании зрительного тренажёра «Умные тропинки» в детском садуСтатья об использовании зрительного тренажёра «Умные тропинки» в детском саду Дети – это «особые люди». Их организм работает практически идеально, и для поддержания здоровья необходимые определенные манипуляции, которым.

Урок грамоты в 1 классе «Лужок. Звук [Ж]. Буквы Ж, ж. Сочетание жи-ши» Урок грамоты в 1 классе Тема: «Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Сочетание жи-ши. Лужок» Цели: - познакомить с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж, сочетанием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика обучения основам нотной грамоты «Музыкальные тропинки»
Опубликовано: 10 марта 2022 в 20:03
+232Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД