Ольга Варфоломеева
Занятие по рисованию «В гостях у мастеров Городца»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по рисованию Обучение рисованию элементов Городецкого узора
ЗАДАЧИ: -Продолжать знакомство с Городецкой росписью,ее колоритом, основными элементами узора. -Учить рисовать Городецкие цветы- купавки голубого и розового цвета -Закреплять навыки смешивания красок на политре для получения нужного цвета.
Публикация «Занятие по рисованию „В гостях у мастеров Городца“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Учить- оживлять цветы белым, синим и темно – красным цветом с помощью кисти и ватных палочек -Учить составлять узор на полосе, чередуя купавки и листья -Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ : -Изделия Городецких мастеров, образцы узоров и последовательности рисования (купавки,альбомные листы бумаги, тонированные под дерево, гуашь, мягкие кисточки
Ход ЗАНЯТИЯ
Итак, ребята, посмотрите еще раз, каких элементов особенно много встречается на Городецких узорах? Правильно, в них много зеленых листьев и цветов. Вот эти цветы называются купавками, вот это ромашки, а вот эти, самые большие и пышные, - розаны. Обратите внимание, какого они цвета. Правильно, розового и голубого. Поэтому, прежде чем приступать к рисованию, необходимо получить краски голубого и розового цветов. Вы помните, как сделать такие краски? Правильно, для получения голубого цвета нужно на палитре смешать синюю и белую гуашь, а для получения розового – красную и белую.
Теперь посмотрите на эту схему. На ней изображена последовательность рисования купавки. Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета, затем добавляются оживки – белой, синей или темно-красной краской. Затем воспитатель предлагает детям разместить купавки голубого или розового цвета по углам или в центре полосы, предложенной каждому ребенку. Дети смешивают краски, рисуют сначала круги, потом тщательно промывают кисти, ждут, пока круг-основа немного подсохнет. Воспитатель напоминает, что оживку можно сделать либо кончиком кисти (тонкие линии. дуги, либо ватной палочкой способом тычка (кружочки). Затем воспитатель рассказывает о технике рисования элемента «ромашка». В нем сочетается рисование основы-круга, затем рисования серединки белым цветом способом тычка, затем рисования лепестков способом бокового мазка (примакивания) при расположении кисти от центра к краю круга. Воспитатель предлагает дополнить орнамент крупными цветами в центре полосы и мелкими по краям, а также листьями, напоминает о необходимости чередования элементов узора.
ЗАНЯТИЕ ВЕСЕЛЫЙ ГОРОДЕЦ занятие по ознакомлению с окружающим миром ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ ДЕТСКОГО САДА
Программные задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ : *Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле *Учить детей узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ *Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов *Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину
РАЗВИВАЮЩИЕ *Учить составлять рассказ по сюжетной картине из Городецких мотивов, учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании по сюжетам Городецкой росписи * Обогатить словарь детей словами по теме занятия : донце, прялка, кудель
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ
Выставка изделий Городецких мастеров, на которой промысел должен быть представлен как можно шире разделочные доски, блюда, солонки и сахарницы, настенные декоративные панно и т. д. На выставку можно поместить и несколько изделий хохломского промысла – для сравнения Если занятие проходит в изостудии, можно приготовить все для рисования Городецких узоров тонированную бумагу, гуашь, палитры для смешивания красок, кисти. Тогда по завершении экскурсии можно будет сразу же приступить к рисованию.
Ход ЗАНЯТИЯ
ЧАСТЬ 1
ВВЕДЕНИЕ В ЗАНЯТИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, сегодня утром, придя в группу, я увидела на своем столе большой конверт. На нем написан адрес нашего детского сада и указано : «Детям группы № 9 «. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе, позавтракаем. Хотите посмотреть, что в этом письме? Здесь какой – то рекламный проспект и приглашение. Посмотрите, что здесь изображено. Какие – то красивые изделия, со сказочной росписью. А в приглашении написано : «ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ НА ВЫСТАВКУ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ГОРОДЦА. ВЫСТАВКА ПРОХОДИТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАЛЕ (ИЗОСТУДИИ) «Как вы думаете, стоит нам ответить на приглашение? Ну что ж, тогда собирайтесь на экскурсию.
ЧАСТЬ 2 РАССКАЗ ОБ ИЗДЕЛИЯХ ГОРОДЕЦКОГО ПРОМЫСЛА
Организованный момент: в качестве экскурсовода по выставке может выступать не только воспитатель. Об этом можно попросить старшего воспитателя, педагога по изобразительной деятельности. Тогда экскурсия приобретет для детей еще больший интерес.
ЭКСКУРСОВОД: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада, что вы посетили нашу выставку. Сегодня на ней выставляются изделия старинного народного промысла – Городецкие изделия. А вы знаете какие-нибудь народные промыслы, были уже на каких-нибудь выставках?
Сегодня мы знакомимся с Городецким промыслом. Название его пошло от имени города Городец - маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего в Нижегородской области. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам к стенам. В этой резьбе и перья Жар- птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб – явление выдающееся в русской народной архитектуре. Городецкая домовая резьба принесла славу городку. Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба и вынуждены были обращаться к широкому использованию лесных и речных богатств, к деревянному промыслу. В Городце стали делать донца – доски для прялок, для прядения нитей из волокон кудели. Эти донца украшались резьбой, а потом и росписью.
Вот здесь вы можете увидеть старинную прялку. Раньше такие прялки стояли в каждой избе. Долгими зимними вечерами русские женщины пряли с их помощью шерсть. А Городецкие умельцы придумали разрисовать прялки красивым узором, украсить их тонкой резьбой, чтобы веселее было прясть, чтобы спорилась работа у прях.
В росписи использовали три основных краски : сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.
Сюжетами росписи для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепитий, застолий. В это же время сложилась характерная форма растительного орнамента с Городецкими купавками фантастической раскраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На рисунках Городецких мастеров есть и чудо-кони, и сказочные птицы.
Когда спрос на прялки и донца упал, Городецкие мастера стали делать детские столики, качалки, стулья, разделочные доски, расписные панно, блюда, тарелки. Все эти изделия представлены на нашей выставке. Дорогие ребята, вы можете не только посмотреть на них, но и потрогать своими руками.
ЧАСТЬ 3 РАССКАЗ О ГОРОДЕЦКИХ ИЗДЕЛИЯХ ПРИДУМЫВАНИЕ СКАЗКИ «ЧУДО-КОНЬ»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Понравилась вам выставка и экскурсия по ней? А мне больше всего из Городецких изделий понравилось вот это панно, на котором нарисован чудо-конь. Мне кажется, что конь этот сказочный и неспроста он попал на деревянное блюдо. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь? Если хотите, давайте придумаем свою сказку про Городецкого коня. Пусть в этой сказке будут участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. Если вы согласны, у меня уже есть начало сказки :
«Давным – давно на берегу реки Волги в Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица : умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали людям душу, веселили их.
Но вот однажды нависла над городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи. Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…»
Затем детям предлагаются вопросы : 1. Как смог вороной конь проскакать через вражеские войска? 2. Как помогли мастеру его невеста и волшебная птица? 3. Пришла ли помощь жителям Городца? 4. Как отблагодарили коня и птицу жители Городца? Большее количество вопросов нецелесообразно, так как приводит к излишней детализации, мешает разворачиванию детской фонтазии. Лучшие сказки обязательно записываются.
ЧАСТЬ 4 РИСОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГОРОДЕЦКИХ УЗОРОВ От получившейся сказки воспитатель переходит к предложению научиться рисовать элементы Городецких узоров.
СЮЖЕТНАЯ РОСПИСЬ
ЦВЕТОЧНАЯ РОСПИСЬ
ЦВЕТОЧНАЯ РОСПИСЬ С ВКЛЮЧЕНИЕМ МОТИВА «КОНЬ» И «ПТИЦА»
ПОСТОВЕЦ
СОЛОНКА
ПАВЛИН
ГОЛУБЬ
КУКУШКА
ЛЕБЕДЬ