Ольга Прокофьева
Конспект занятия «В гостях у Зимушки-зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Прокофьева О. Ю. воспитатель МДОУ «Детский сад №93», г. Саратов
Примерная основная общеобразовательная программа
Н. Е. Веракса «От рождения до школы»
Старшая группа
Тема: «Русская зима»
Тема НОД: «В гостях у Зимушки – зимы» («Познание» формирование целостной картины мира)
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Музыка, Художественное творчество, Художественная литература
Задачи:
• Обобщить представления детей о зиме.
• Уточнить знания о характерных признаках зимних месяцев.
Публикация «Конспект занятия „В гостях у Зимушки-зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
• Формировать умение устанавливать связи и закономерности в природе.
• Развивать эстетическое восприятие произведений искусства.
• Формировать умение строить композицию в пейзаже, передавать особенности зимней природы.
• Обогащать словарь образными выражениями, сравнениями.
• Развивать творческое воображение.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная, игровая, чтение художественной литературы.
Форма организации: фронтальная.
Формы реализации детских видов деятельности: наблюдение, экспериментирование, игры с правилами, решение проблемных ситуаций, чтение, слушание, исполнение, беседа, отгадывание загадок, игровой сюрпризный момент, мастерская по изготовлению рисунков.
Оборудование:
Репродукции картин с зимними пейзажами, аудиозапись концерта А. Вивальди «Зима», П. И. Чайковского «Времена года» («Декабрь», «Январь»). Зубная паста, кисти, вата, стаканы с водой, подставки с краской, салфетки, прозрачный и цветной лед, таз с водой.
Предварительная работа:
Наблюдение зимних явлений природы, чтение и заучивание стихотворений на тему «Зима», разучивание песен о зиме, прослушивание музыкальных произведений «Времена года», рассматривание репродукций картин «Зимний пейзаж» И. Грабарь, «Зима» И. Шишкин
Ход НОД:
I часть
Воспитатель: - На земле в разных странах наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда стоит жара, круглый год – лето. Есть такие места, где всегда стоит холод, круглый год – зима.
- Мы с вами живем в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью: весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок.
II часть
Послушайте, как интересно рассказывает о снежинках писатель В. Архангельский.
Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью гранями. Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опустились в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе – это замерший водяной пар. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучики, и белые цветы и звезды превращаются в снежную пыль.
Когда нет мороза, падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и образуют хлопья.
А вот кто знает, почему хрустит снег под ногами? Он хрустит оттого, что под тяжестью наших ног ломаются звездочки и лучи на снежинках…
Воспитатель: - Русский народ издавна сочинял песенки-зазимки. Послушайте одну из них.
Приходи, зима
Приходи, красна,
С морозами трескучими,
Со снегами сыпучими,
С ветрами за вьюжными,
С метелями дружными.
Выходит Зима.
Зима: - Здравствуйте, ребята!
Кто из вас любит это время года и почему? (ответы детей)
Многие поэты в своих стихах создавали образ зимы. Давайте послушаем стихи про это чудесное время года.
«Снежинки» С. Баруздин
«Детство» И. Суриков
«Зимний вечер» А. С. Пушкин
«Береза» С. Есенин
Зима: - Какое настроение передают поэты, рисуя образ зимы?
Давайте с вами поиграем в игру «Кто больше?»
- Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая?
(волшебна, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, красивая, холодная)
- Какой лес зимой? (спящий, дремучий, густой, таинственный, суровый, величественной)
- Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, чистый, воздушный, рыхлый и т. д.)
-Какие снежинки? (ажурные, кружевные, легкие, нежные)
-Какой зимний день? (ясный, короткий, морозный)
-Какая зимняя ночь? (темная, длинная, звездная)
-Лед какой? (блестящий, прозрачный, гладкий, скользкий)
Физминутка
Я мороза не боюсь (погрозить пальцем)
С ним я крепко подружусь. (рукопожатие)
Подойдет ко мне мороз, (ходьба)
Тронет руку, тронет нос. (дотронуться до руки, носа)
Значит, надо не зевать, (погрозить)
Прыгать, бегать и играть. (движения)
Воспитатель: - Многие русские художники создавали образ зимы в своих пейзажах. Очень любили русскую зиму художники Поленов, Саврасов, Юон, и любовались белизной снежных покровов, деревьями, закутанными в мохнатый иней. Приглашаю и вас полюбоваться их работами.
Беседа по одной картине.
Воспитатель: - Куда ни посмотришь зимой, все вокруг бело. Неужели зимой вся жизнь в природе остановилась? Конечно же, нет! Снег, словно пушистым белым одеялом, защищает землю от мороза. Природа зимой не погибает, а просто засыпает.
- Долго длится зима, больше трех месяцев. Какие зимние месяцы вы знаете? Мудрый народ дал каждому месяцу свое определение.
-Декабрь - студенец.
-Декабрь год кончает, а зиму начинает.
- Январь – году начало, зиме середина.
- Февраль – ветродуй.
Воспитатель: - Дорогая зима, дети про тебя песню знают и сейчас споют.
Песня «Белый снег»
Воспитатель: - Ребята, а ведь зиму можно изобразить и в музыкальном произведении. Ведь красоту зимы можно не только увидеть, но и услышать. Композитор создает различные картины зимы при помощи звуков. Звуки в музыке имеют свою окраску, которая называется тембром. Окраска звука тоже может быть светлой и теплой, как и колорит картины – теплый и холодный. В музыке светлая, радостная, яркая окраска звучания называется мажорной. А грустная, печальная, мрачная и темная – минорной. Послушайте, пожалуйста, часть концерта «Зима» итальянского композитора Антонио Вивальди.
(звучит фонограмма)
Зима: - Какая зима видится вам при звуках этой музыки? Почему?
Воспитатель: - В этой музыке слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, переливаются, словно волшебный зимний наряд природы. Музыка звучит мажорно, радостно. А каких красок больше в этой музыке?
(белых, голубых, светлых, ярких)
Воспитатель: - А такому настроению, какая песня о зиме соответствует?
Дети: «Снег-снежок»
Песня «Снег-снежок»
Зима: - Спасибо, ребята! Порадовали меня. А скажите мне, пожалуйста, какие зимние явления природы вы знаете?
Зима: - Молодцы! А вы любите играть?
Игра «Зимушка»
Дети садятся.
(из-за ширмы появляется Хрюша)
Хрюша: - здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня узнали? У вас такой красивый детский сад и мне тоже захотелось, чтобы у меня был такой домик. Я взял и сам построил дом из кирпичей, там у меня тепло и уютно. А пока я его строил наступила зима. Она укутала леса и поля, дороги белым снегом, реки покрыла льдом. Он такой красивый – сверкает, искрится, переливается на солнце. И я решил принести его домой – пусть у меня дома все искрится и переливается.
(показывает лед на подносе)
Зима: - Дорогой хрюша! Ничего не получится. Лед не будет лежать у тебя дома – ведь в твоем домике тепло.
Хрюша: - Почему это не будет? Очень даже будет!
Зима: - Ребята. Расскажите Хрюше, что произойдет со льдом, если принести его домой.
Дети: - Лед растает и превратится в воду.
Зима: - Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Что это?
Дети: - Цветной лед.
Зима: - А почему в природе не бывает цветного льда?
Дети: - Потому что вода, которая замерзает зимой прозрачная, бесцветная.
Зима: - А как же у нас получился такой красивый цветной лед?
Дети:- Если заморозить цветную воду, получится цветной лед.
Зима: - Давайте попробуем окрасить воду. Какая вода у нас в стаканчиках?
(бесцветная, прозрачная)
Зима: - Чтобы окрасить воду, что нам надо сделать?
(добавить в воду краску)
Зима: - Ребята, посмотрите, что произошло с водой, она стала разноцветной. А чтобы получился разноцветный лед, что нужно сделать?
(заморозить окрашенную воду)
Зима: - Правильно. Ребята, дома вместе с мамой и папой вы можете сделать такой красивый, разноцветный лед.
Зима: - Хрюшенька, не переживай. Ведь наши ребята настоящие художники и сейчас мы все вместе нарисуем зимний пейзаж и ты сможешь украсить этими картинами свой домик. А сейчас посмотрите еще раз на картины, вспомните звуки музыки и представьте свое изображение зимнего пейзажа. Садитесь, пожалуйста, за столы и обратите внимание, что сегодня мы будем работать необычными материалами – зубной пастой, ватой.
(дети работают)
III часть
Воспитатель:- Вот какие работы у нас получились. Теперь они подсохнут и украсят стены твоего домика, Хрюша!
Хрюша: - Спасибо, ребята! Очень красиво, а какой морозный, свежий аромат! Я буду любоваться этими картинами и впоминать вас. А мне пора. До свидания!
Зима: - Дорогие ребята! Мне очень понравилось у вас, вы многому научились и стали настоящими художниками. Научились слышать и видеть красоту природы.
Конец занятия.