«Поговорим о капризах и упрямстве». В кругу семьи

Ольга Кутрухина
«Поговорим о капризах и упрямстве». В кругу семьи

Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей. На самое обычное предложение помыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки ребенок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным протестом. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста. Однако считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. Дети не рождаются таковыми, и это не возрастная их особенность. Но капризы чаще проявляются в дошкольном возрасте. Чем это вызвано?

Безусловно, склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность.

И все-таки причины капризов и упрямства ребенка заключены не столько в особенностях его возраста и характера, сколько в неправильном воспитательном подходе к нему. Внешние капризы выражаются в возбужденном эмоциональном состоянии предпосылку для ребенка, беспричинной смене желаний, которые, с точки зрения взрослого, лишены смысла. Однако в капризах малышей есть своя внутренняя логика.

Капризы самых маленьких детей и старших дошкольников имеют разные причины. Так, у ребенка, находящегося в колыбели, капризов, как таковых, нет. Сигналы о том, что ему пора сменить мокрое белье или накормить, или уложить его спать, - это еще не есть собственно капризы. Однако если взрослые не умеют своевременно предвосхищать детский плач и ребенок постоянно напоминает им о своих неудобствах, то у него возникает привычка криком добиваться удовлетворения потребностей. Частые проявления отрицательных эмоций, становясь привычными, создают предпосылку для зарождения капризов.

Капризы детей второго-третьего года жизни часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (голод, усталость, сонливость, с ощущением физического дискомфорта (холодно, жарко, тесная обувь, сковывающая движения одежда, неудобная постель и т. п.).

Капризы могут быть предвестниками болезни. Малыш ощущает какие-то физические недомогания, но сказать об этом не умеет. Зачастую такое состояние он стремится подавить, требуя то одного, то другого, жаждет внимания взрослых. Но так как и удовлетворяемые желания не приносят ему физические недомогания, но сказать об этом не умеет. Зачастую такое состояние он стремится подавить, требуя то одного, то другого, жаждет внимания взрослых. Но так как и удовлетворяемые желания не приносят ему физического облегчения, то плачет и капризничает.

Иногда дети капризничают и в период выздоровления. После болезни ребенок еще слаб и не может много двигаться, принимать участие в тех играх, в которых играют его товарищи. Вынужденное ограничение активности вызывает у него беспричинный плач. Но может быть и так, что за время болезни ребенок привыкает к повышенному вниманию окружающих и, выздоровев, не хочет от этого отказаться.

Воспитатель должен разъяснить родителям, что мягкость в обращении с больными детьми в сочетании с настойчивостью, разумной требовательностью (соблюдение режима, выполнение предписаний врача) предотвратят возможные капризы.

У ребенка могут возникнуть капризы от перенасыщения впечатлениями.

Часто Сережа остается вечером вдвоем с бабушкой. Основное его занятие в это время – смотреть все телевизионные передачи. Только поздно вечером, когда родители возвращаются с работы, его укладывают в постель.

Мальчик, перевозбудившись, долго не засыпает, хнычет. Ночью спит очень неспокойно, утром с трудом встает. В детский сад приходит хмурым, невеселым, ест плохо, капризничает, с детьми ссорится. Детский ум и воображение нельзя перегружать множеством развлечений. Даже самые приятные впечатления, но в большом количестве, не приносят ребенку тех удовольствий, на которые ошибочно рассчитывают взрослые, желая доставить ребенку радость.

Но часто причины капризов заключаются в неправильном воспитании.

Ребенок постоянно плачем добивается удовлетворения своих желаний, и взрослые незамедлительно выполняют их. Постепенно у малыша формируется привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика. Незаметно закрепляясь, эта привычка становится чертой характера.

Капризы детей иногда сочетаются с упрямством. Упрямство – это также отрицательная реакция на требования, действия взрослых.

У самых маленьких упрямство может выражаться в нежелательной настойчивости.

Например, полуторагодовалый малыш упорно хочет завладеть привлекшим его внимание предметом. Никакие «нельзя» его не останавливают. Когда же предмет убирают, скажем, в ящик письменного стола, ребенок пытается открыть его, стучит кулачком по крышке стола и упорно повторяет: «Дай!». Подобные сцены обычно заканчиваются слезами.

Чем младше ребенок, тем неосознаннее его негативные проявления, которые, как уже говорилось, часто заменяют ему неумение объяснить взрослым свое желание. По мере роста ребенка и развития его сознание капризы и упрямство начинают приобретать более осознанный, преднамеренный характер, становится привычным способом поведения для достижения цели.

Часто капризы и упрямство ошибочно принимают за нервные проявления: ребенок кричит, замахивается кулаками, разбрасывает игрушки, топает ногами, ложится на пол и кричит.

Подобная сцена приводит взрослых в растерянность и смятение. Ребенка поднимают с пола, уговаривают, утешают. «Нервный мальчик! Надо быть с ним более спокойным, не травмировать его», - думают взрослые, казня себя за допущенную требовательность, ставшую причиной этого «нервного» взрыва.

Воспитатель может посоветовать показать ребенка врачу-специалисту, чтобы исключить предположение о нервности. Когда родители убедятся, что все нормально, задача педагога – проанализировать сложившиеся в семье отношения между взрослыми и ребенком и раскрыть причину «нервных» взрывов малыша.

Как же следует реагировать на такие проявления детских капризов?

Прежде всего надо научиться внешне спокойно относиться к крику ребенка. Лучше в такой момент оставить его одного до тех пор, пока не пройдет это состояние.

Трехлетняя Наташа громко требует:

- Хочу на улицу! Гулять еще! Хочу прыгать через скакалку!

Она не слышит уговоров, что уже пора обедать и спать, что все дети ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами.

Мать, стараясь казаться спокойной, уходит в комнату и плотно закрывает за собой дверь. Наташа остается в прихожей одна. Вскоре крик прекращается. Но как только открывается дверь снова, крик возобновляется с удвоенной силой.

Затем мать говорит спокойным тоном, как бы рассуждая вслух: «Сейчас вымою пол в прихожей, там грязно».

Услышав это, Наташа сразу садится: ведь на ней новое платье, которое она надела первый раз! Все еще всхлипывая, она спрашивает сквозь слезы:

- А платье можно выстирать?

- Можно. Только после стирки оно уже не будет таким красивым.

Наташа поспешно встает с пола, бежит в комнату.

- Мама, сними платье.

- Вот это правильно! Сейчас переоденемся, наденем халатик, вымоем руки, лицо и – обедать! Уже пора…

Надо иметь в виду и то, что бурная сцена рассчитана ребенком на зрителей и сочувствующих. Если же малыш постоянно будет убеждаться в том, что вопли ничуть не трогают окружающих, то привычка имитировать истерику постепенно исчезнет.

Упрямство проявляется в основном избалованными детьми, привыкшими к чрезмерному вниманию, излишним уговорам.

Крайняя степень упрямства, так называемый негативизм, выражается в бессмысленном сопротивлении ребенка любым требованиям взрослого. Негативизм всегда носит осознанный, избирательный характер и чаще проявляется, с одной стороны, когда родители стараются уговорить ребенка, теряются перед непослушанием, с другой, - когда взрослые без конца одергивают его, все ему запрещают, покрикивают на него. Здесь упрямство является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока воспитательных мер. Некоторые родители отмечают: «До трехлетнего возраста сын был послушен, покладист. А теперь с ним сладу нет – упрямится, не слушается… Что делать?» Они объясняют такое поведение ребенка тем, что «он стал все понимать». В чем-то они правы: к трем годам у ребенка происходит скачок в развитии – он становится активен в проявлении самостоятельности, в стремлении к самоутверждению, в самосознании собственного «Я». Вместе с тем родители выпускают из виду другое: психическое взросление личности малыша требует от них и соответствующей перестройки в отношениях с ним. Но если такой перестройки не произошло во взаимоотношениях взрослых с ребенком и на него по-прежнему смотрят как на маленького, как на существо беспомощное, не считаясь с возросшими качественными изменениями самосознания, то возникает так называемый «кризис трех лет». Этот период в психологии считается критическим. Суть такой оценки в том, что во взаимоотношениях взрослого с малышом возникают известные трудности, так как для него становится характерным бурное проявление негативизма. Следует предостеречь родителей и еще от одной распространенной ошибки: нередко упрямство путают с настойчивостью. С внешней стороны их выражение в поведении ребенка одинаково. Но упрямство – отрицательное проявление, и его следует искоренять, а настойчивость – положительное качество, которое, безусловно, требует поддержки.

Папа и мама называют своего шестилетнего сына упрямцем за то, что он может часами упрашивать их почитать ему книгу или ответить на волнующие его вопросы. Если отец пытается отделаться односложным ответом, то сын, не удовлетворенный объяснением, снова бежит к нему с вопросом.

Это не упрямство, это настойчивость, основанная на любознательности, упорство в достижении цели. Такие качества надо всячески поддерживать и развивать в ребенке.

Вот, например, как поступает воспитатель в таких случаях.

Тамара тщательно наводит порядок в шкафу. Даже тогда, когда все ребята уже ушли из группы, девочка продолжает свое занятие.

- Еще минуточку… сейчас закончу, - просит она воспитателя.

- Хорошо, - соглашается педагог, так как понимает, что нужно дать ребенку возможность завершить начатое. Если же время не позволяет, объясняет девочке, что сейчас придется подчиниться распорядку («Ведь все ребята не могут ждать одного!», а закончить работу можно будет по возвращении с прогулки. Разумеется, педагог должен выполнить свое обещание, а если ребенок забыл, то напомнить ему об этом.

Иногда взрослые усматривают упрямство там, где его по существу нет. Мальчика уговаривают спеть или рассказать стихотворение. Все на него смотрят, ждут, а он только ниже опускает голову и молчит.

- Ну, не упрямься, расскажи, ты же умеешь, - подбадривают взрослые, считая его поведение выражением упрямства.

В этом случае взрослые должны быть очень осторожны и не принимать заторможенность нервных процессов за упрямство. Такое состояние мнимого упрямства может возникнуть под влиянием сильных раздражителей – необычной обстановки, присутствия незнакомых людей, всеобщего внимания.

Воспитатель должен предостеречь родителей от попытки сломить упрямство силой, особенно физическим наказанием. Чтобы выполнить требование взрослого, ребенок должен ясно представлять себе, что от него хотят. Поэтому указания, не являющиеся для детей конкретными, не дают желаемого результата.

Иногда взрослые склонны читать детям нравоучения, забывая о том, что ребенок эмоциональный, более страстный, чем взрослый. Даже если ребенок понял, что им недовольны, для него и тогда указания, услышанные от взрослых, не станут руководством к действию: в силу своих мыслительных способностей он не всегда может соотнести уже известные ему требования с новой или даже аналогичной ситуацией. Нельзя забывать и еще об одной особенности – о пробуждающемся у ребенка самолюбии. Так, например, пятилетние дети остро чувствуют насмешку, иронию, пренебрежительное к себе отношение и часто бурно реагируют на это – капризничают, упрямятся, не подчиняются требованиям взрослых. Особенно болезненно воспринимают дети малейшую несправедливость, физические наказания.

Ребенок по своей природе любознателен. Его стремление познавать часто доставляет беспокойство взрослым: малыш «нечаянно» испортил дедушкин футляр для очков, чтобы узнать, режется ли он ножницами, сломал заводную игрушку – надо ведь выяснить, почему она двигается! Взрослые, не вникнув в суть поступков познающего мир дошкольника, могут расценить его действия как злонамеренные. Надо создать ребенку условия для накапливания жизненного опыта, но не стихийного, а целенаправленного, тем самым предвосхищая нежелательные эксперименты. Неправильно поступают те воспитатели и родители, которые, желая успокоить расшалившегося ребенка, заставляют его подолгу сидеть на стуле. Утомившись от бездействия, малыш с удвоенной энергией начинает шалить, так как его организм нуждается в двигательной разрядке.

Пятилетний Виталик, появляясь в детском саду, сразу начинает бегать. Трудно переключить его на спокойное занятие. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он садится за настольную игру, то сразу же вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему? В беседе с отцом выясняется, что семья переехала в новую квартиру и родители пока вынуждены возить сына в прежний детский сад. «Вероятно, ребенок в пути устает», - делает предположение воспитатель. «Этого не может быть, - возражает отец, - ведь он всю дорогу сидит».

Действительно ли ребенок устал? Чем объяснить такую особенность детского организма – быструю утомляемость от ограничения движений или от однообразной деятельности? Когда малыш долго находится в статичном положении (стоит, сидит и т. п., нагрузка падает на одни и те же группы мышц и соответствующие центры нервной системы, при этом наступает быстрое утомление. Если деятельность ребенка разнообразна, то, следовательно, меняется и нагрузка, не работающие в данный момент мышцы и нервные центры как бы отдыхают, набираясь сил.

Очень рано у детей начинает появляться тяга к самостоятельности. Это положительное явление. Однако желание самостоятельно действовать, подражать взрослым и неумение оценить свои силы и возможности иногда могут быть невольными причинами детского поступка, который оценивается взрослыми как озорство. Малыш забивает гвозди, «как папа», выбрав при этом самое видное место в стене, вытирает пыль, «как мама», но разбивает вазочку. Движения у маленького ребенка медлительны, неловки и потому он роняет, проливает, делает «не так». Все это требует от взрослого терпения, умения вовремя помочь, показать, а при необходимости предупредить нежелательные проявления инициативы (что-то портить, озорничать). В то же время следует помнить и о том, что любое ограничение детской активности и самостоятельности может вызвать у ребенка протест, желание настоять на своем. Даже самые маленькие пытаются самостоятельно держать ложку, застегнуть пуговицу, надеть ботинок, завязать шнурок, при этом случается, что они что-то разбивают, проливают…

Маленький ребенок на все реагирует быстро, непосредственно и очень эмоционально. Однако его эмоции еще не подчиняются ни разуму, ни воле. Страх, гнев, радость, жалость часто становятся движущей силой его поступков: увидел, захотел – отнял. Недостаток силы воли не дает возможности ему владеть собой. Он скандалит, когда его уволят во время игры домой, отвечает капризами на запрещение отнимать игрушки у других детей и т. д. Чувства, преобладающие над разумом, не позволили ему быть беспристрастным судьей собственного поступка.

Чем же объяснится детская импульсивность? У ребенка нервная система еще не сформирована, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Вот почему дети иногда поступают даже вопреки здравому смыслу: они во власти собственных желаний и настроений. Малыш может горько плакать, потеряв своего любимого оловянного солдатика, и радоваться, отняв игрушку у другого ребенка. Почему? Он еще не может понять, что обидел товарища. Кроме того, ему не известно многие этические нормы, да и представления о хорошем и дурном. Лишь по мере расширения нравственного кругозора, накапливания жизненного опыта к детям приходит умение соотносить свои действия с известными правилами поведения. Появляется эмоциональное отношение к тому, что раньше их не трогало, правильное восприятие того, что было непонятным, недоступным.

Литература:

1. Островская Л. Ф. Почему ребенок не слушается – Москва: Просвещение, 1982 – 112 с.

2. Василькина Ю. Что делать, если ребенок не слу

Публикации по теме:

«В кругу семьи» — вечер развлечений.«В кругу семьи» — вечер развлечений. Сценарий праздника (звучит музыка, дети под музыку входят в зал) Ведущий Здравствуйте – это значит добрый вечер, это значит будьте здоровы.

«Застенчивый ребёнок». В кругу семьи Застенчивый ребёнок. Застенчивость, как правило, проявляется в детстве. Чаще всего родители сталкиваются с застенчивостью своих детей, когда.

Дидактические игры в кругу семьиДидактические игры в кругу семьи Игры в кругу семьи Материал для педагогов и родителей Предлагаю некоторые из игр для детей раннего возраста. Это игры с нетрадиционным материалом,.

Фотогазета «Игра в кругу семьи»Фотогазета «Игра в кругу семьи» «Любите свою семью, проводите время вместе и будьте счастливы!» Семья – это самое дорогое, что есть у человека. В суете дней, ежедневно.

Игротека в кругу семьи Игротека в кругу семьи. Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать,.

Как провести праздник 9 мая в кругу семьи Рассказывать детям о войне нужно, обязательно ориентируясь на возраст ребёнка. Главное – подбирать такие слова, чтобы ребёнок слушал с интересом.

Консультация для родителей «Читаем в кругу семьи» "Читаем в кругу семьи" Сказка…Как вы думаете, что было бы с детьми, если бы им никто и никогда не рассказывал сказок?. А не кажется ли.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
«Поговорим о капризах и упрямстве». В кругу семьи
Опубликовано: 19 июля 2018 в 10:45
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект логопедического занятия в 3 классе «Звуко-буквенный анализ слов сложной...
Конспект группового логопедического занятия Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа слов...
«Водоёмы нашего края». Урок по окружающему миру. 4 класс
Урок по предмету «Окружающий мир. 4-й класс, тема: "Водоемы нашего края" Учитель: Каргина Л. А. Цель: Знакомство с водоемами нашего края и их значением в...
Фотоотчет «Задания для адвент-календаря». 2 часть
Каждый день мы с дошкольниками продолжаем выполнять разные тематические задания для, чтобы сделать ожидание Нового года как никогда волнительным и...
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Волшебное...
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Виды детской деятельности:...