Tамара Пономаренко
В помощь аттестующимся «Письменная характеристика компонентов предметно-развивающей среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Письменная характеристика
компонентов предметно – развивающей среды в группе воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка – детский сад № 31 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
Рудыкиной Анны Андреевны
Публикация «В помощь аттестующимся „Письменная характеристика компонентов предметно-развивающей среды“» размещена в разделах
Полноценное развитие ребенка не может происходить только внутри его детского мира, для него нужен выход в широкий мир, и это мир взрослых. Именно поэтому, создавая предметно – развивающую среду в своей группе учитывала особенности развития каждого ребенка.
При проектировании и создания предметно – развивающей среды для своих воспитанников ориентировалась на следующие принципы:
- принцип целесообразности и рациональности
Создала в группе атмосферу удобства и комфорта для каждого ребенка, для всех детей в целом, для взрослых, находящихся вместе с детьми. Организовала расположение всех вещей и предметов так, чтобы каждый из них выполнял свою функцию. Это и П- образное расположение столов в группе, и разделение группы на зоны детской деятельности;
- принцип доступности и открытости
Здесь учитываю особенности в развитии детей «то, что они ведут себя по принципу «вижу и действую» (М. И. Лисина). Так как выбор ребенка состоится только в том случае, если перед ним будет открыто все. Поэтому весь материал для игровой и образовательной деятельности находится в доступных, удобных для детей местах;
- принцип соответствия развивающей среды возрасту детей
На данный момент, работая в группе младшего возраста, при создании среды учитываю, то, что в этом возрасте происходит переход от предметной к игровой деятельности. Развивающая среда моей группы содержит все виды деятельности, соответствует возрасту детей. Я придерживаюсь того, чтобы не забывать, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам;
- принцип эстетического оформления
В соответствии с этим принципом в оформлении помещения группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, палас подобраны в приятной для глаз светлой желто – зеленой гамме, которые создают ощущение тепла, солнечности, простора и легкости. Вся мебель групповой комнаты имеет нежный желто – фиалковый цвет, которая очень удачно гармонирует с общим интерьером группы. Все это формирует эстетический вкус дошкольников.
Учитывая все принципы построения предметно – развивающей среды, создала уголки – микроцентры для самостоятельной деятельности.
- «Играй-ка» - центр сюжетно – ролевой игры
где имеется необходимые атрибуты и оборудование для игр: «Семья», «Больница», «Почта», «Кафе», «Аптека», «Мастерская», «Фермерское хозяйство» и др. ;
- «Мы спортсмены» - центр физической культуры;
- «Талантливые ручки» - центр художественно- творческой деятельности;
- «Мы – экологи» - центр природы;
- «Мы – исследователи» - центр экспериментирования (здесь имеется все необходимое для проведения элементарных опытов с песком, водой, воздухом и др.);
- «Здравствуй, книжка!» - центр книги (здесь находится подборка детской литературы, соответственно возрасту детей и тематики недели);
- «Звездочки» - музыкальный центр (здесь имеется телевизор, музыкальный центр с DVD- проигрывателем, микрофон);
- «Мой маленький домик» - уголок уединения;
- «Маленькие строители» - центр конструирования;
- «Мир под ручкой» - центр сенсомоторного развития;
- «Эрудит» - центр развивающих игр.
С целью индивидуализации педагогического процесса организовала
- «Уголок именинника» - где создается праздничная атмосфера с помощью именинного пирога и наклеивания звезды на шкафчик с соответствующей цифрой;
- «Мое настроение» - где каждый ребенок может отметить свое эмоциональное состояние в течение всего дня. Для этого я изготовила «человечков» из больших пластилиновых яиц, со специальными прорезями для помещения в них бусин в соответствии с настроением.
Для привития у детей нравственно – эстетических качеств, любви к природе организовала на участке «Цветущую полянку».
Совместно с детьми реализовали проект «Огород на окошке», где дети выращивали петрушку, лук, рассаду фасоли, помидор, картофеля, болгарского перца. Все свои наблюдения дети фиксировали в специальном журнале. В дальнейшем все растения были высажены на огород и дети продолжали за ними ухаживать.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста заметила, что детям тяжело передать фигуру человека в рисунке, особенно в движении. Для решения этой проблемы изготовила «гибких человечков» (из картона, на магнитной основе. Голова, ноги, руки, двигаются, могут изменять свое положение. Таким образом, зафиксировав «человечка» на магнитной доске в нужном положении, ребенок может легко справиться с рисунком.
Для закрепления знания цифр, простых математических действий на сложение и вычитание, изготовила пособия «ЭВМ», «Телефон».
Для детей младшего возраста изготовила ряд пособий на развитие сенсорных процессов «Магнитная мозаика», «Волшебные прищепки», «Запутанные дорожки», «Разноцветные бусинки», «Пуговицы на картинке».
Для усвоения знаний о жизни животных изготовила макеты с передвижными объектами «Лесные животные», «Кто, где живет?», «Домашние птицы».
Зная о том, что моим воспитанникам нравится современные мультфильмы, а особенно «Смешарики», изготовила персонажей для кукольного театра на перчатках «Забавные Смешарики», использую их на занятии как сюрпризный момент.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободной деятельности в каждом центре, способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию детей. Дети пробуют свои силы в различных деятельностях, реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении.
Воспитатель
А. А. Рудыкина
Заведующий МАДОУ
центр развития ребенка –
детский сад №31 О. И. Голева
Старший воспитатель
МАДОУ
центр развития ребенка –
детский сад №31 Т. И. Пономаренко