Елена Пышнограева
Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР
При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи, сравнивая слова по звуковым моделям и находя в них сходство и различие, учатся чувствовать ритм, рифму, участвуют в формировании языкового чутья. Их любимые упражнения – игровые рифмовки.
Предлагаю вашему вниманию материал, который я использую в своей работе.
Темы: «Звук [р]»; «Родственные слова».
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как … (рыбы).
Я б хвостом махала гибким
Публикация «Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР» размещена в разделах
И резвилась, словно … (рыбка).
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая … (рыбешка).
Выплывает, корм ища,
Пребольшая … (рыбища).
«Эх. Сорвался мой улов! –
Рассердился … (рыболов, -
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой … (рыбак).
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день … (рыбачит).
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась … (рыбалка).
Логопед читает стихотворение, дети добавляют звукосочетание ТРЫ:
У нашей сес…тры котята шус…тры, их лапки быс…тры,
Их когти ос…тры, их шубки пес…тры, а глазки хи…тры!
«Горшок каши» (автоматизация звука [л])
Дети произносят слог ЛА в незаконченных словах.
В горшке каша закипе. ,
Зашипе. ,запыхте. ,
Крышечку приподня.,
И наружу пополз…
Со сто., потом со сту. ,
Потихоньку соскользну. ,
Дотянулась до уг.,
Всю квартиру заня. ,
Осторожно дверь откры.,
По ступенькам покати. ,
По дороге поплы.,
Машу каша обожг. ,
Даше каша в рот вполз…
И в карманы затек. ,
В рукава к нам забежа…
И стекать по пальцам ста…
Весь наш город зали…
Чудеса! Ну и де!
«Рифмобол»
Ребята, давайте скорее играть.
Разные будем слова подбирать!
Любые слова говорите, ладно?
Но только такие, чтоб вышло … (складно).
Логопед бросает мяч и произносит слово, поймавший мяч отвечает словом, созвучным с названным:
печка – речка, овечка, свечка, сердечко, крылечко, колечко;
птичка – синичка, спичка, табличка, косичка…
«Помощница и обманщица»
Рифма может быть помощницей. По рифме можно догадаться, например, о каком животном идет речь.
Вместо шерсти иглы сплошь,
Враг мышей – колючий …
На носу зверь носит рог
И зовется …
Среди зверей слывет царем,
Его зовут бесстрашным …
По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит …
Может плавать целый день
В ледяной воде …
В овечках знает толк
Свирепый серый …
На себе везет непрытко
Домик собственный …
А вот стихи с рифмой-обманщицей: загадано одно слово, а рифма подсказывает совсем другое.
Что хозяин говорит,
Он спокойно повторит.
Ай да голос, ай да слух!
Что за умница …
Мед с малиной – это блюдо
Объеденье для.
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Не найдешь мои глаза,
А зовут меня …
Под землей, прорыв нору,
Спит усталый …
Живет спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит.
На суше и в воде –
Везде она своя,
Хоть триста лет прожить
Может…
На двух ногах от всех погонь
Умчится быстроногий …
Вот, ребята, чудеса –
В улей мед несет …
«Рифмы»
К игре подбираются две стопки парных картинок. Названия их в первой стопке рифмуются с названиями картинок во второй стопке. Один ребенок берет картинку, другой находит картинку с рифмующимся словом.