Марина Карпова
В помощь родителям «Работа над звукопроизношением»
▼ Скачать + Заказать документы
До 5 лет звукопроизношение ребенка характеризуется физиологическим несовершенством. Но любые недостатки, даже если это простая замена звука, после 5 лет нельзя назвать нормой. К этому возрасту нормально развивающийся ребенок должен уметь различать все звуки на слух и улавливать их неправильное звучание.
Если к 5 годам этого нет – значит существуют какие-то причины, препятствующие полноценной работе речевого и слухового аппаратов.
Публикация «В помощь родителям „Работа над звукопроизношением“» размещена в разделах
Проведённое логопедическое обследование показало, что у детей нарушено произношение свистящих, шипящих звуков, звуков [л], [ль], [р], [рь]. У них не сформированы фонематические процессы, т. е. ребята не могут выделить звук из звукового ряда, назвать первый, последний звуки слова, определить наличие звука в слове.
Словарь также отстаёт от возрастной нормы, значительно ниже её. Так, дети не знают названий частей суток, дней недели, некоторых профессий, названий детёнышей животных, путают времена года. Дети не умеют образовывать слова с помощью суффиксов (диван – диванчик, горох – гороховый, лиса – лисий, с помощью приставок (шьёт – вышивает – пришивает - ушивает).
В речи детей много грамматических ошибок, т. е. ошибок в словоизменении, в построении фразы. Так, выявлены ошибки в согласовании прилагательных, числительных с существительными («синий чашка», «два груши», в употреблении падежных окончаний («много карандашов»). Дети часто неправильно используют предлоги, либо опускают их совсем («выглядывает под стола» вместо «выглядывает из-под стола», «Ручка лежит книге» и т. д.).
Фразовой речью дети владеют, но в основном они употребляют простые, малоинформативные фразы («Кот пьёт. Банка. Молоко лилось»). Испытывают трудности при подборе слов для описания предметов. Составление рассказов некоторым детям недоступно вообще. Навыком пересказа слабо владеют все дети.
Ребенок, поступающий в школу должен:
1. Правильно произносить все звуки родного языка.
2. Различать и называть слова с определенным звуком.
3. Уметь определять место звука в слове -начало-середина-конец (игра «Место звука в слове»).
4. Делить слова на слоги с помощью хлопков (игра «Домики»).
5. Составлять слова из слогов.
6. Учить согласовывать слова в роде, числе и падеже.
7. Пересказывать знакомые сказки, рассказы с называнием имен героев.
8. Составлять рассказы и сказки по картинке (серии картин) с названием имен героев
9. Дети владеют обобщением (обувь, одежда, дикие и домашние животные, деревья, цветы, продукты питания, мебель, рыбы, транспорт, насекомые, овощи, фрукты, посуда, домашние птицы, времена года, перелетные птицы, зимующие птицы, профессии, комнатные растения, праздники).
10. Характеристика звуков : гласные, согласные; твердые, мягкие, звонкие, глухие (показ схемы).
11. Укрепляйте мышцы языка и губ
12. Предлоги дети опускают или путают
Перед школой необходима подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики у детей) :
- Продолжайте учить ребенка выступать перед «публикой». Это предупредит страх ответа на вопрос учителя сначала с места, позже перед доской на виду у класса.
- Обязательно проверить остроту зрения и слуха, носоглотку ребенка до школы, консультация у невропатолога.
- По исправлению произношения нельзя прекращать занятия (постоянно поправлять речь ребенка, заниматься по «Рабочей тетради» (показ тетради на один звук, чтобы звуки не «потерялись», до конца автоматизировались).
-Родители, следите за четкостью своего произношения, не повторяя речевые ошибки ребенка.
Желательно не принуждать детей к занятиям, лучше использовать игровой момент, чтобы заинтересовать ребёнка. Так, можно предложить детям позабавиться с язычком, посоревноваться, чей язычок может дальше потянуться и т. д. Не забывайте хвалить ребёнка даже за незначительные успехи, ведь, сам того не осознавая, ребёнок проделывает трудную работу по исправлению собственной речи.
Продолжительность занятий –15-20 минут.
Закрепляем поставленный звук сначала в слогах, далее в словах, затем в словосочетаниях, предложениях, ну и, наконец, в стихах и текстах. Проговаривать и учить речевой материал нужно обязательно, ведь это закрепление правильных произносительных навыков.