Жанна Теплова
Пособие по формированию фонетико-фонематических представлений и лексико-грамматического строя речи «Звуковая гирлянда»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование фонетико-фонематических представлений и лексико-грамматического строя речи важная составляющая процесса подготовки ребенка к школе, требующая особого внимания, разнообразных форм и методов работы.
Методическая ценность данного пособия заключается в подборе разнообразного практического материала. При использовании «Логопедической гирлянды» ребенок активно действует с предметами: разбирает, собирает, сортирует, соединяет, разъединяет детали, тем самым у него активизируются мыслительные процессы
Данное пособие имеет практическую значимость для педагогов коррекционных и массовых групп ДОУ. Может быть использовано при индивидуальной и групповой форме обучения.
Публикация «Пособие по формированию фонетико-фонематических представлений и лексико-грамматического строя речи „Звуковая гирлянда“» размещена в разделах
- Гирлянды из бумаги и не только
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2013
Учебно-методическое пособие «Звуковая гирлянда».
Автор: Теплова Жанна Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 17 «Ручеёк» комбинированного вида» МО «Северодвинск».
Цель пособия: формировать фонетико-фонематические представления, лексико-грамматической строй речи.
Задачи:
образовательные
1. Учить выделять заданный звук в слове (гласный, согласный).
2. Упражнять детей дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости.
3. Закреплять называния цветов и умение соотносить цвет изображения с цветом эталона.
4. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
5. Формировать понятие «ряд».
развивающие
1. Развивать у детей память, мышление, внимание.
2. Развивать мелкую моторику рук, посредством манипуляций с прищепками.
воспитательные
1. Воспитывать умение выполнять правила игры.
2. Воспитывать умение играть вместе.
Описание игры
Игра предназначена для детей 4 – 6 лет, представляет собой набор карточек, 3 цветные пластмассовые лампочки (красная, зелёная, синяя) со светодиодами, набор бельевых прищепок красного, зелёного и синего цветов (количество не ограничено, бельевой шнур.
«Гласный звук, отзовись!»
Первый вариант: педагог раздаёт детям картинки. Спрашивает: «У кого есть предмет, название которого начинается с гласного звука А?». Тот, у кого есть такая картинка, прикрепляет её на верёвочку рядом с красной лампочкой. Если ребёнок выполняет задание верно, лампочка загорается. Аналогично проводится на гласные: О, У, И, Э.
Второй вариант: педагог раздаёт детям картинки. Спрашивает: «У кого есть предметы, название которых начинаются с гласных звуков?». Дети, у которых есть такие картинки, прикрепляют их на верёвочку рядом с красной лампочкой. После выполнения задания, красная лампочка загорается.
«Согласный звук, отзовись!»
Первый вариант: ребёнок подбирает и называет карточки с заданным согласным и прикрепляет её на верёвочку рядом
• с синей лампочкой - с твёрдым согласным.
• с зелёной лампочкой – с мягким согласным.
Вариант второй: ребёнок подбирает и называет карточки, затем по очереди прикрепляет их на верёвочку, в зависимости от наличия согласных звуков в начале слова (середине, конце)
• к синей лампочке - с твёрдыми согласными.
• к зелёной лампочке – с мягкими согласными.
«Раз, два, три, не ленись, по цвету становись!»
Педагог предлагает прикрепить картинки с изображением предметов к лампочке того же цвета, проговаривая чётко окончания слов (прилагательных). Усложнение: можно составлять предложения с отработанными словосочетаниями.
«Раз, два, три, не ленись, в ряд становись!»
Педагог оставляет на шнуре одну лампочку – красную. Ребёнок располагает карточки слева направо от лампочки (ориентира). Дети по очереди прикрепляют картинки, формируя заданный ряд: геометрических фигур, цифр, букв, игрушек и т. д. Затем воспитанникам предлагается ответить на вопросы:
- Как висят игрушки? (Игрушки висят в ряд).
- Где висит кукла? (Кукла висит в середине ряда).
- Где висит мяч? (Мяч висит в конце ряда).
Важно помнить, что понятие «ряд» лежит в основе таких процессов, как чтение и письмо.
И, наконец, последнее. Сама проблема создания учебно-игрового оборудования не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к детям. Этому надо учиться.