Лучший педагог года

Вариант проведения музыкального занятия в системе здоровьесберегающих технологий

Cветлана Гальченко
Вариант проведения музыкального занятия в системе здоровьесберегающих технологий

ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

При проведении фронтальных музыкальных занятий с детьми старшего возраста мною было замечено, что у дошкольников в отдельных видах музыкальной деятельности невысокий уровень работоспособности, что проявлялось в недостаточной продолжительности внимания, восприятия, интереса.

Публикация «Вариант проведения музыкального занятия в системе здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах

Надо отметить и следующее: такая сниженная активность реакций наблюдалась, как уже было сказано выше, не во всяких видах музыкальной деятельности, а в некоторых случаях вообще не наблюдалась, т. е. занятие проходило успешно.

Каким же музыкальным заданиям дети отдавали предпочтение? Ими оказались задания, связанные с ритмикой. Нетрудно было заметить, что у детей непреодолимое желание танцевать, играть-одним словом,- двигаться.

В то же время пение не вызывало больших эмоций, а во время слушания музыки дети выглядели совсем утомленными, рассеянными. Казалось, наступил предел работоспособности нервной системы. Приходилось применять множество разнообразных приемов, чтобы сохранить интерес и внимание воспитанников, что удавалось, однако и беспокоило меня, ведь естественной потребностью детей были движения, а я со своими приемами заставляла, пусть недолго, но, сидеть, мобилизовывала внимание и восприятие, что могло привести к переутомлению и перевозбуждению.

Невольно напрашивалась мысль, что выпадает какое-то звено в цепочке средств физического воспитания. Вероятнее всего, происходит нарушение режима, предусматривающего смену различных видов деятельности.

Тщательно проанализировав музыкальное занятие, я пришла к выводу, что на нем обеспечивалось последовательное чередование основных видов музыкальной деятельности, целесообразно сменялись различные музыкальные задания, своевременно переключалось внимание на новый музыкальный объект и т. д., то есть регулировалась деятельность, соблюдалась требуемая гигиена нервной системы.

Следовательно, ответ на вопрос необходимо искать за рамками данного музыкального занятия. И этот ответ был найден.

Во-первых, выйдя за пределы своего занятия, я увидела, что поднятая здесь проблема возникала в тех случаях, когда музыкальное занятие проводилось после математики или обучения грамоте, которые требовали большого умственного напряжения, активной мыслительной деятельности, Во время этих занятий дошкольники, как правило, сидели за столами, вот почему после занятий у детей так велика была потребность в движениях.

Такое планирование занятий можно было бы использовать, если бы музыкальное занятие было заменено занятием музыкально-ритмическими движениями. Но структура музыкального занятия предусматривает использование такого вида музыкальной деятельности, как слушание, которое требует активного слухового внимания и восприятия,

работы мысли и воображения, волевой собранности.

Организуя процесс слушания- восприятия музыки, мы должны обеспечить условия, в которых ребенок сможет анализировать звуковые сочетания, условия, в которых сможет усваивать довольно сложные, отвлеченные понятия о свойствах звуков.

Итак, музыкальное занятие – это не занятие ритмикой, и нельзя к нему относиться, как к занятию, не требующему напряженного мышления.

Особенно трудно мне было работать с детьми одной из подготовительных к школе групп. После семиминутного сидения на музыкальном занятии, казалось, у многих наступала полная двигательная расторможенность: надо было идти - они бежали, надо было стоять - они прыгали, движения становились неестественными, чрезмерно интенсивными.

Из создавшегося положения легко увидеть два выхода.

Первый – это изменить сетку занятий, не планировать музыкальное занятие после сложных «сидячих» занятий. Второй выход - по-возможности превратить сидячие занятия в занятия с движениями. Например, математика в подвижных играх.

Такое решение проблемы зависит не от музыкального руководителя, и поэтому мне пришлось выбрать третий путь.

Я пошла навстречу естественным потребностям детей. Им хотелось двигаться – я дала возможность танцевать и играть, отказавшись в данный момент от других видов музыкальной деятельности. Я проводила только ту часть занятия, которая была связана с музыкально-ритмическими движениями. Затем дети уходили на прогулку, после которой мы пели, т. е. занятие продолжалось.

Результаты такой организации музыкального воспитания не заставили долго ждать. Дети стали спокойнее, уравновешеннее.

В первой части занятия, где мы проводили ритмику, дети перестали выглядеть перевозбужденными, прекратились капризы и нарушения дисциплины.

Во второй части занятия, во время пения, ребят совсем было не узнать. После прогулки повышался общий тонус, воспитанники пели с особым подъемом, выразительно и эмоционально. Отпала необходимость в использовании многих методических приемов, направленных на привлечение внимания детей. Воспитатели обратили внимание на повысившийся интерес к пению: дети стали много петь в свободной деятельности, т. е. в положительную сторону изменилась и самостоятельная музыкальная деятельность.

Но более всего меня радовало слушание. Рассеянность и невнимательность сменились увлеченностью, глубоким восприятием и сосредоточенностью. Надо заметить, что после сна во второй половине дня (обычно эту часть фронтального занятия мы начинали в 15 час. 45мин.) у детей наблюдается особое психофизиологическое состояние.

Это состояние необычного покоя, я бы сказала – настроя на восприятие музыки. Этот промежуток времени в течение дня особенно благоприятный для проведения данного вида музыкальной деятельности. Дошкольники слушают, анализируют, рассуждают в течение сравнительно длительного времени, и при этом не наблюдается никаких признаков утомления.

К этой же части музыкального занятия я подключила и такой вид детского исполнительства, как игра на музыкальных инструментах. Эта деятельность также проходила успешнее.

Такая организация занятий позволила быстрее и качественнее решать задачи музыкального воспитания, а главное, способствовала укреплению психического здоровья детей, успешному физическому воспитанию.

В результате проделанной работы я сделала два вывода.

Вывод первый. Организуя процесс обучения и воспитания ребенка, в частности, планируя и

организуя занятия, необходимо учитывать распределение нагрузки не только на данном занятии, но и на предыдущем, необходимо учитывать характер всей деятельности ребенка вне данного занятия.

Вывод второй. В определенных условиях рациональнее использовать занятие, распределенное во времени (в течение дня или недели) по видам музыкальной деятельности.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(старшая группа)

Вторник.

9.40 - 10.00 - музыкально-ритмические движения.

12.10 - 12.20 - пение

Среда.

15.45 - 16.00 - слушание; игра на музыкальных

инструментах.

Четверг.

9.40 - 10.00 - музыкально – ритмические движения

12.10 -12.20 - пение

Публикации по теме:

План по самообразованию. 2013. План по самообразованию. Музыкальный руководитель Кибкало Оксана Юрьевна. 2013. Тема: Развитие творческих способностей в процессе восприятие.

План работы музыкального руководителя с воспитателями План работы с воспитателями МБДОУ д/с «Уголёк» на 2013-2014 учебный год. Музыкальный руководитель: Гугуева Г. Н. Срок проведения и формы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вариант проведения музыкального занятия в системе здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 16 октября 2014 в 23:11
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД