МААМ-картинки

Вариативные подходы к планированию образовательного процесса в группах раннего возраста

Гульмира Гатауллина
Вариативные подходы к планированию образовательного процесса в группах раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Важным моментом профессиональной деятельности воспитателя детей раннего возраста является характер его проектировочной деятельности. Она включает определение цели, задач, выбор содержания и способов взаимодействия с детьми, с родителями. Именно владение педагогом проектировочной частью деятельности дает основу для разумного непосредственного взаимодействия с детьми, способности на ходу корректировать задачи, способы их решения. Ведь в общении с детьми требуется ежедневное педагогическое творчество». Это строки из методических рекомендаций авторов программы «Кроха» и самое удивительное в том, что практически все они соответствуют современным требованиям к дошкольному образованию (приказы №655 и №2151). В программе четко определена ЦЕЛЬ – обеспечение развития ребенка в разных видах детской деятельности. Авторы призывают активно внедрять в практику способы субъект-субъектного взаимодействия, развивать не только когнитивную, но и эмоциональную, волевую сферы личности ребенка. Четко определяют и ключевые позиции планирования.

Публикация «Вариативные подходы к планированию образовательного процесса в группах раннего возраста» размещена в разделах

ЗАДАЧИ (содержание образовательной работы) на первом году жизни ребенка реализуются в контексте ведущей деятельности общения, в которой формируются прообразы всех образовательных областей по 4-м направлениям развития ребенка. На втором году – в ведущей предметной деятельности, именно в ней начинают выделяться образовательные области и соответствующие виды деятельности. На третьем году по существу уже в четко выявляющихся образовательных областях, включающих разнообразные виды детской деятельности.

СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. В зависимости от уровня развития детей конкретной группы, их потребности во взрослом педагог определяет свою роль в образовательном процессе : или он – прямой соучастник: обучающий, контролирующий, содействующий; или партнер: сопереживающий, поощряющий, стимулирующий на повторные действия или направляющий на поисковые действия; или создатель развивающей среды: косвенный соучастник, ценитель детской деятельности и поведения.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – знание пути освоения любого действия или деятельности: от первоначальных самостоятельных проб к совместным, частично совместным и все более уверенным и смелым самостоятельным действиям; от выполнения действий по образцу, словесному предложению воспитателя к действиям по собственной инициативе; от элементарно усвоенных способов действий к их переносу в разные вариативные условия (вариативность орудия действия, вариативность материалов, вариативность ситуаций) к попытке творческого решения задач (на уровне предпосылок творческого поведения). В конкретной формулировке задач и способов организации взаимодействия фиксируется возможная динамика продвижения детей в освоении этого действия, деятельности.

Раздел методических рекомендаций программы «Кроха» по планированию работы в группах раннего возраста написан Г. Г. Григорьевой и Т. Ф. Левкиной. В нем представлены разные варианты распределения занятий, тщательно продуманные рекомендации к выбору методов и приемов работы с детьми (сочетание информационно-рецептивных и стимулирующих, поисковые, ориентировочно-исследовательские действия); делается акцент на наблюдение за детьми и организацию индивидуально-дифференцированного подхода. При планировании содержания образовательного процесса рекомендовано перспективное планирование работы со всеми детьми и наличие планов индивидуального развития. В настоящее время в рамках выполнения ФГТ предлагается разработка комплексно-тематических планов и индивидуальных образовательных маршрутов.

Авторы призывают при планировании работы ориентироваться и на интегральные показатели развития ребенка к концу каждого года, теперь по ФГТ на интегративные качества; и учитывать трехчастную форму организации образовательного процесса (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова). Теперь в рамках ФГТ: совместная деятельность взрослого с детьми (непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ООП.

Таким образом, подходы к организации и планированию образовательного процесса в программе «Кроха» оказались дальновидными и соответствуют современным требованиям к образовательному процессу в дошкольном учреждении.

Представляем вариативный подход к планированию в нашем дошкольном учреждении. В основе планирования - система планов :

• Перспективный план развития детской деятельности

• Комплексно-тематический план на 1-2 недели

• Календарный план

Все методические материалы по планированию собираются в групповую папку, включающую несколько разделов: организационные вопросы, планирование, предметно-развивающая среда, программно-методическое обеспечение, мониторинг.

Вот пример программно-методического обеспечения для групп раннего возраста. Выделены цветом обобщенный опыт воспитателей ДОУ по сенсорному воспитанию и развитию мелкой моторики рук.

Комплексно-тематические планы – именно тема концентрирует вокруг себя возможности развития детей в разных образовательных областях.

Представляем алгоритм комплексно-тематического планирования по шагам.

1 шаг – комплексно-тематический план работы с детьми группы на год с объемом представлений и вариантами итоговых мероприятий по определенной теме.

2 шаг – перечень задач работы по теме «Наша группа» по всем образовательным областям на основе программы «Кроха».

3 шаг – формы организации образовательной деятельности по теме: непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная детская деятельность, взаимодействие с родителями воспитанников.

4 шаг – календарное планирование работы с детьми на основе использования первых трех шагов.

Циклограмма календарного планирования помогает воспитателю сориентироваться в «пестром потоке» форм совместной деятельности с детьми, оптимально их упорядочить.

Перечисленные в циклограммах формы работы могут «наполняться» любым интересным содержанием в соответствии с изучаемой темой в группе, исходя из ситуации и особенностей развития детей. Примеры циклограмм есть в программе «Кроха». Наш вариант.

В заключении хочется сказать, что ранний возраст – это естественный этап в жизни ребенка и качественный процесс его воспитания и развития выражается – в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать на основе эффективного применения проектировочной деятельности.

Публикации по теме:

Прогулка как важное средство укрепления здоровья детей дошкольного возрастаПрогулка как важное средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен.

Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста Управление образования администрации Опаринского района Кировской области Районный методический кабинет УТВЕРЖДАЮ: ___Н. Б. Мартьянова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вариативные подходы к планированию образовательного процесса в группах раннего возраста
Опубликовано: 1 ноября 2014 в 11:40
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вариативные подходы к планированию образовательного процесса в группах раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Гульмира Гатауллина (УИ 84296) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД