Нелли Дьяченко
Консультация для родителей «Ваш ребенок скоро идет в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш ребенок скоро идет в школу
Приход ребенка в школу – большая ответственность как для самого малыша, так и для членов его семьи. Чтобы учеба не стала непосильной ношей для ребенка, готовиться к этому важному событию необходимо заранее.
«Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать. «Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» – считал детский психолог Л. А. Венгер.
Публикация «Консультация для родителей „Ваш ребенок скоро идет в школу“» размещена в разделах
Психолог Л. С. Выготский говорил: «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком»
Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства – это целый комплекс знаний, умений и навыков. Которыми должны владеть дошкольник. В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе. Все виды готовности должны гармонично сочетаться с ребенком. Если что-то развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе и общении и т. д. Включает себя:
Физиологическая готовность - это состояние здоровья позволяющее успешно проходить образовательную программу и подразумевает развитие мелкой моторики и координации движения.
Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу должен быть готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.
Эмоционально-волевая готовность. Очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.
Интеллектуальная готовность. Это умение думать, анализировать, делать выводы. Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, умение сравнивать их, видеть сходное и отличное. Развитое воображение. Хорошая ориентировка в пространстве и времени. Хорошая память.
Познавательная готовность. Подразумевает: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение.
Мотивационная готовность. К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение: к школе; учителю; к учебной деятельности; к самому себе.
Рекомендации родителям по развитию осведомленности об окружающем мире
Расширяйте кругозор за счет чтения вслух, бесед о происходящих событиях и явлениях и т. п. (к 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города (села, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды транспорта, деревьев, цветов, виды животных). Т. е. ребенок должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.
Рекомендации родителям по развитию речи
Для успешного обучения необходимо умение связно и грамотно говорить. Дети, не умеющие последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, будут испытывать серьезные трудности в школе. Для того чтобы их избежать, важно развивать речемыслительные способности ребенка, учить его правильно и понятно говорить. Поэтому необходимо как можно больше общаться с ребенком, поощрять его рассказы.
• Обучайте рассказыванию (по картинкам и пересказы).
• Учите излагать мысли, вычленять главное и второстепенное.
• Учите содержательно и развернуто отвечать на вопросы, грамотно строить синтаксические конструкции.
Рекомендации родителям по развитию логического мышления
Развивайте мышление в виде конкретных игр и упражнений. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и др., т. е. все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т. д.
Учите ребенка :
Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
Описывать различные свойства окружающих его предметов.
Узнавать предметы по заданным признакам.
Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
Находить противоположные по значению понятия.
Рекомендации родителям по развитию памяти
Развивайте память за счет заучивания наизусть, обучайте использованию средств при запоминании – ассоциаций, связей и т. п. Учите рассказывать о произошедших событиях.
Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
При заучивании предлагайте ребенку проговаривать в слух.
Заинтересуйте ребенка в той информации, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
При появлении у ребенка ярких признаков утомления сделайте перерыв, так как информация не будет качественно усвоена.
Рекомендации родителям по развитию внимания
Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений. Например:
Выкладывание узора из мозаики;
Выкладывание фигуры из палочек (камушек, бусинок ит. д) по образцу;
Исключение лишнего;
Нахождение отличий в двух похожих картинках;
Нахождения двух одинаковых предметов среди множества;
Нанизывание бусинок по образцу;
Срисовывание по клеточкам;
Нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики:
Тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму. Учите ребенка :
Делать упражнения по развитию графических навыков.
Делать упражнения по формированию навыка контроля при копировании.
Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках, шнурках.
Заводить будильник, игрушки ключиком.
Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
Резать ножницами (желательно небольшого размера).
Конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать.
Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и др.).
Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
Делать пальчиковую гимнастику.