Елена Мельникова
Вечер памяти «Военные страницы семейного альбома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей интерес и уважение к прошлому своей семьи и страны, показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны.
Задачи:
- обогащение знаний детей о празднике День Победы;
- формирование представлений о Великой Отечественной войне;
- воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, сохранение преемственности поколений;
- повышение уровня духовно-нравственного и патриотического воспитания;
- формирование у дошкольников уважения к военной истории России, гордости за свой народ, любви к Родине;
Публикация «Вечер памяти „Военные страницы семейного альбома“» размещена в разделах
- развитие восприятия произведений литературы и музыки на военную тему;
- обогащение словарного запаса, развитие связной речи;
- развитие зрительного и слухового восприятия.
Слайд 1.
Ведущий (вступительное слово) :
- Добрый день, уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать на нашем вечере памяти. Сегодня наши гости – это наши ребята, их родители, бабушки и дедушки.
Неслучайна атмосфера семьи, созданная в группе. Ведь сегодня нас всех объединил вечер «Военные страницы семейного альбома».
У меня в руках фотоальбом. Такие же альбомы и фотографии я вижу в руках наших гостей. С пожелтевших фотографий смотрят на нас лица дорогих и близких людей. Молодое поколение узнает, а старшее вспоминает судьбы представителей той или иной семьи. Но самое главное не исчезает, не теряется связь поколений.
Прежде, чем пригласить вас на мероприятие, ребята и их родители провели большую исследовательскую работу. Под руководством воспитателей вместе с родителями, бабушками и дедушками они изучали документы, фотографии и награды времен Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война оставила горький след в истории каждой семьи, и каждая семья гордится именами родных, защитивших страну. Неслучайны строки «… нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»
И название вечера «Военные страницы семейного альбома» обращает нас к памяти исторической и памяти человеческой. Ибо в фотографиях память поколений и конкретных судеб, всего – то доля секунды, когда перед объективом замирает время…
Видеоклип «Монгольское небо».
Пролог.
В центре сцены появляются 3-4 ребенка в одежде 30-40 гг. Играют в мяч, прыгалки, катают коляски, на экране вид уютного дворика.
Звучит голос ведущего: (Шагдырын Дулма (Монголия) «Перед вами играют дети»)
Ребята с черной, с желтой, с белой кожей…
Все разные,
Но в играх так похожи,
На всех материках,
На всей планете играют,
Жизни радуются дети –
Людского счастья яркие цветы.
Не с ними ль наши связаны мечты!
Из окна раздаются голоса родителей:
- Леночка, иди ужинать!
- Максим, пора домой…
- Дети, идите домой.
(Дети, прощаясь друг с другом, расходятся по домам, в окне загорается свет)
Голос ведущего:
- Вечер 21 июня 1941 года, завтра – выходной и рано ложиться спать совсем не хочется…
Звучит «Колыбельная» (муз. Г. Струве, слова К. Ибряева)
Девочка укладывает куклу и поет:
- Тихо сны бродят вокруг,
- Спи, братишка, мой!
- Мама петь кончила вдруг…
(Песня обрывается взрывами. Свет гаснет. На экране демонстрируется видеоролик «И все-таки мы победили»).
Слайды 2, 3.
Ведущий:
- Да, так внезапно началась война, потревожив сны мирных людей. Но, война закончилась, и тысячи солдат возвращались домой к своим семьям, чтобы построить новую, мирную жизнь.
Инсценировка «В поезде». (Звучит фонограмма стука колес поезда)
На авансцене появляется трое взрослых людей (родителей) в военной форме времен ВОв. Двое из них хвастаются пережитыми в войне ужасами:
- Я в Керчи тонул, думал конец мне. Да выжил.
- Нас расстреливали всем отрядом. Я тогда мертвым притворился и целые сутки под мертвецами лежал…
Третий стоит в пол-оборота к зрителю, молчит, нервно курит и вдруг резко обрывает разговор:
- Ст-той! П-Погод-ди! Д-дай мне! (губы прыгаю, лицо дергается, он – заика).
- С-с-самое с-страш-ш-ное, г-говоришь? С-с-самое с-страш-ш-ное, да?
Т-тонули, г-говоришь? Г-горели? С м-мерт-вецами лежали? Я т-тож-же т-тонул. Я т-тоже г-горел. И с покойниками в об-бнимку лежал. А в-вот с-ссамое ст-трашное – это когда я в сорок втором г-году письмо получил из Ленинграда - от сынишки… д-д-десятилетнего: «П-па-ппочка,- пишет, - ты нас прости с Анюткой… м-мы в-вчера т-т-твои п-перчатки св-варили и с-с-съели» (Леонид Пантелеев «Кожаные перчатки»).
Ведущий выходит на сцену:
- Дети войны… Кто знает, что им, так рано повзрослевшим, пришлось пережить?
Слайды 4, 5.
- Утро 22 июня в Курске. 8-классники собрались всем классом, чтобы обговорить планы на лето, бродили по улицам города и вдруг на перекрестке, у репродуктора, увидели столпившихся людей. Из репродуктора неслось что-то тревожное. Все бегом кинулись к толпе. «Враг будет разбит!» «Победа будет за нами!» - все, что услышали дети из выступления Молотова. А среди этих восьмиклассников была девочка.
В августе ее эвакуировали в Казахстан, где она заканчивала 9 класс.
23 человека начали учиться, к концу учебного года всех мальчики ушли на фронт, в классе осталось 2 девочки. В 10-м учиться некому.
Её принимают на работу заместителем председателя районного отдела Красного Креста и Полумесяца: надо организовать курсы медсестер, которые отправятся на фронт, изыскать средства для строительства эскадрильи.
В это время из Актюбинска приходит разрешение сдавать экстерном экзамены за 10 класс. Разрешают оставить работу. Девочка готовится и сдает 15 предметов.
Теперь уже работает в райкоме комсомола, наконец освобожден Курск и в сентябре 1943г. она возвращается в родной город. Город, стертый с лица земли, восстанавливается по кирпичику. И девочка не отстает от взрослых.
У этой девочки необычное имя - родилась она на химическом полигоне близ г. Москвы. Родители и назвали ее Эфира.
Ведущий:
- Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми ниточками – кровью: бабушки, дедушки, дяди, тёти… Есть родные, которые моложе, есть гораздо старше нас. И тот род силён, который предков помнит и чтит. Наш семейный банк хранит истории семей, в чьи судьбы безжалостно вмешалась Великая Отечественная война.
И сегодня у нас в гостях правнучка и праправнук Эфиры Родионовны.
(Мама с сыном выходят на сцену)
Слайды 6, 7.
Мальчик (показывает на слайды) :
- Здравствуйте! Меня зовут Артем. В нашем семейном альбоме немало героических военных страниц. Прадедушка – Петр Федорович Родионов после 9 класса уехал поступать в Тамбовское пехотное училище.
Уже на финской войне двадцатилетний Петр заслужил орден. Великая Отечественная война встретила его на польской границе. Оттуда до самого Сталинграда и назад в сражениях против врага. В Польше - тяжелое ранение в голову. После долгого лечения – опять в строй. Прибалтийский военный округ, Закавказский военный округ. Уже в звании генерал-лейтенанта прадедушка преподавал в Академии Генерального штаба на Высших академических курсах.
Музыкальный подарок семье (объявляет ведущий). В исполнении детей звучит песня "Прадедушка", (музыка А. Ермолова, слова М. Загота).
Слайд 8.
Ведущий:
- А теперь я хочу пригласить сюда представителей еще одной семьи.
(На сцену выходят папа с мальчиком и дедушка).
Мальчик:
- Меня зовут Илья. Мне 7 лет. После праздника в нашем детском саду на день Победы мне стало интересно, а есть ли в моей семье ветераны и какими они были в годы войны? Я обратился за советом к папе и дедушке Евгению Николаевичу. С удивлением узнал, что оба моих прадеда – Сергей Петрович и Евгений Николаевич вписали в семейную летопись военные страницы.
Немного расскажу о прадедушке Сергее Петровиче. К моему сожалению, он умер до моего рождения. Но папа мне много рассказывал о нем. Мой прадедушка в 18 лет поступает в сельскохозяйственный институт. Недолго он проучился – началась война. По призыву Сергей Петрович пошел служить в армию. Дедушка стал простым красноармейцем, солдатом – минометчиком на Западной границе. 21 июня 1941 года мой дедушка со своими сослуживцами был в лесу на заготовке дров. В руках у них были только пилы и топоры. Не знали они, что уже не вернуться в свои разбомбленные казармы. Пришлось отступать по лесам и болотам на Восток. Тогда, под огнем фашистского самолета - первое ранение. Потом был госпиталь в тылу, краткосрочные курсы по переподготовке и мой дед стал офицером – танкистом. Участвовал в боях на Курской Дуге. Его танк Т-34 в одном из сражений был подбит, тяжелое ранение в голову, снова – госпиталь. После выздоровления – снова на фронт. Войну закончил в чине капитана бронетанковых войск в Чехословакии, в мае 1945 года. Награжден двумя медалями «За боевые заслуги» – орденом Красной Звезды и Великой Отечественной войны III степени.
Другой прадедушка встретил войну четырехлетним мальчиком. Но он жив, и сам рассказывал мне о войне.
Слайд 9.
Ведущий (на фоне фотографий Евгения Николаевича) :
- Да, тогда этот мальчик был совсем маленький… В тот день потерялась коза. Отец вместе с четырехлетним сынишкой на плечах до четырех утра искал эту козу. Разве понимал этот мальчонка, что говорило радио, когда они вернулись домой? Только лица мамы и папы вдруг стали серыми… Только город весь сразу как-то поник… Над городом летели самолеты бомбить Москву. Бомбежки, пожары… А в 1944 году этот мальчик - уже ученик единственной в городке школы: все остальные заняты под госпитали. Туда идут первоклассники с концертами, там первоклассники ухаживают за больными, у которых нет ног, рук… К концу войны все липы высохли – кору снимали на бинты и гипс раненным. Тот четырехлетний мальчик давно вырос. Евгений Николаевич, мы приглашаем Вас на сцену.
Выступление Евгения Николаевича. Вручение цветов.
Подарок семье – дети читают стихи о войне.
Ведущий:
- Друзья! Сегодня у нас в гостях еще одна семья. Это семья нашего воспитанника Максима. (Максим с папой выходят на сцену).
Мальчик:
- Меня зовут Максим. Я хочу рассказать вам о людях, без которых меня бы не было – о моём прадедушке, дедушке и папе.
Слайды 10, 11, 12, 13.
Мальчик:
- А все началось с того, что мой папа, познакомился с поисковиками шебекинского военно – патриотического клуба «Обелиск». Вот уже много лет вместе с этими людьми мой папа помогает найти родных тех солдат, война для которых ещё не закончилась и которые и не вернулись домой с войны. Они до сих пор лежат в окопах белгородских лесов. В прошлом году поисковики нашли тело погибшего солдата, прочитали на медальоне его имя, а мой папа смог найти дочь павшего солдата, которая приехала проститься с отцом. Иногда папа берет с собой и меня. И мне очень нравится помогать их очень важному и нужному делу. Вот тогда, мне и стало интересно, а есть ли в моей семье люди, которые воевали в войну. Возможно, и они где-то похоронены.
Ведущий:
- Тогда – то Максим и решил узнать о военном прошлом своей семьи. А за помощью он обратился к своему дедушке – Григорию Алексеевичу.
Слайды 14, 15.
Папа:
- Прапрадед Максима, Илья Степанович воевал. От первого дня той страшной войны до последнего. Прошёл от Сталинграда, до самого Берлина, где потом, после войны служил ещё два года. Прадед был лётчиком, но под Сталинградом был сбит, долго лечился в госпитале. Как только рана немного затянулась, снова пошёл на фронт и служил уже разведчиком в артиллерии. Освобождал Варшаву и даже был крёстным польского ребёнка. Илья Степанович награждён боевыми наградами и орденами, которые бережно хранятся в нашей семье.
Папа мальчика демонстрирует предметы, найденные во время раскопок (части военных снарядов, оружия времен ВОв, солдатский ремень, каску, пробитую пулей и т. д.)
Благодарность выступающим. Вручение цветов.
Финал. Слайд 16.
Ведущий:
Играют дети…из песка и глины,
Из кубиков возводят города.
Вот новый дом, вот новая плотина,
Отсюда – вдаль помчатся поезда.
Здесь – озеро, а здесь – зеленый сад.
Глазенки у строителей блестят.
Чтоб слышать смех ребячий, а не стоны,
Скажите всюду «нет!» войне кровавой.
Слайд 17.
(На сцене появляются дошкольники в современной одежде, с современными игрушками и считаются для игры) :
(Морис Карем «Мирная считалка»)
Девочка:
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех чудес не сосчитать.
Мальчик:
Красный, белый, желтый, синий!
Медь, железо, алюминий!
Девочка:
Солнце, воздух и вода!
Горы, реки города!
Мальчик:
Труд, веселье, сладкий сон!
Все:
А война пусть выйдет вон!
(Идет строительство из кубиков)
Видеоролик «Мир сохраним».