Наталья Панькова
«Ветер, ветер, ты могуч!» Детский исследовательский проект
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Центр развития ребенка - детский сад № 4 «Веснянка»
Ветер, ветер, ты могуч!
Участники:
Б. Юлия Владимировна
З. Таисия Александровна
(старшая группа №7)
Руководитель:
Панькова Наталья Александровна
(воспитатель)
г. Нягань
2013
Оглавление
Публикация «„Ветер, ветер, ты могуч!“ Детский исследовательский проект» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
1. Введение …3
2. Основная часть
2.1. Из истории ветряных мельниц …. 4
2.2. Влияние ветра на жизнь человека…. 6
2.3. Логические задачи по теме «Ветер»…. 9
3. Заключение…. 10
4. Список литературы…. …11
5. Приложение …. 12
1. Введение
На прогулке воспитатель рассказал нам о ветре и показал ветряную мельницу, которая находится на территории нашего детского сада. Подойдя к ней поближе, мы рассмотрели ее. Она показалась нам сказочной. Мы спросили у Натальи Александровны: «Для чего же ветряная мельница нужна людям?» Оказывается, она используется человеком с давних времен для перемалывания зерен пшеницы в муку. (2слайд)
Позже мы познакомились со сказкой Г. Х. Андерсена «Ветряная мельница» и из энциклопедии узнали, что для работы таких мельниц нужен ветер. Нам стало очень интересно и захотелось еще больше узнать о ветре.
Цель исследования : влияние ветра на жизнь человека.
Задачи исследования :
- собрать информацию, откуда появляется ветер;
- узнать, как ветер влияет на жизнь человека;
- разработать памятку «Правила поведения при урагане и буре на улице».
Методы исследования :
Наблюдение в природе.
Чтение литературы познавательного характера.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Рассматривание иллюстраций.
2. Основная часть (3слайд)
2.1. Из истории ветряных мельниц
Из истории мы узнали, что человек использует все, что ему дает природа, в том числе и ветер. Делает он это с давних времен, оттуда и идут первые упоминания о мельницах, использующих силу ветра. Следы таких мельниц были обнаружены в Египте и Китае. Ветряные мельницы имели широкое распространение в средней полосе и на Севере России. Крупные села были окружены кольцом в 20-30 мельниц, стоявших на высоких, открытых ветрам местах. Русскими плотниками было создано много разнообразных и интересных вариантов мельниц. Ветряные мельницы использовались, чтобы молоть зерно на муку, крупу.
Из познавательной литературы мы узнали, что ветер – это движение воздуха. Нам стало интересно, как возникает ветер. Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели следующие опыты.
Опыт №1
Над батареями прикрепили тонкие полоски бумаги и открыли форточку. Теплый воздух от батареи устремился вверх, а холодный воздух из форточки стал опускаться вниз, и полоски бумаги стали двигаться.
Мы предположили – это и есть ветер!
В комнате теплый воздух. Он может летать, путешествовать и подниматься вверх. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он тяжелый, неповоротливый, поэтому остается у земли и проникает в помещение снизу. Получается, что один воздух – теплый, движется вверх, а навстречу ему, снизу, ползет другой – холодный. Там где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.
Для того, чтобы увидеть, как теплый воздух поднимается вверх, мы провели другой опыт.
Опыт №2
Из листа бумаги вырезали змейку.
Зажгли свечу и над ней стали держать нашу змейку.
Мы увидели, как наша змейка стала крутиться и подниматься вверх.
Вывод: встреча теплого и холодного воздуха приводит к появлению ветра.
2.2. Влияние ветра на жизнь человека
Нам стало интересно понять: ветер – друг и или враг? Представить жизнь без ветра трудно, но когда он очень сильный, может доставить человеку какие-то неудобства.
Мы решили узнать и проверить, что такое сила ветра, и каким образом она влияет на высоту морских волн. Для этого мы создали в группе искусственное море и запустили в нем кораблики.
Мы сначала исполнили роль «ветерка». Подули на воду не сильно, как слабый легкий ветерок, волна была маленькой, наши корабли плавали по волнам.
Затем исполнили роль «ветрища». Для этого набрали много воздуха в легкие и выдули его с силой на воду. Волна стала большой, и корабли потерпели кораблекрушение.
Вывод: чем сильнее ветер на море, тем опаснее плавание.
Мы узнали, что ветер может как помогать, так и мешать всему живому на Земле.
Ветер – помощник :
- ветер разносит семена растений;
- ветер люди используют для получения электрической энергии. Они изобрели такие установки – ветряки;
- с ветром можно играть
(запускать воздушных змеев, играть с вертушками).
Ветер – разрушитель (вредитель) :
- разрушает дома, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья;
- распространяет природные пожары, переносит горящие материалы по направлению ветра;
- переносит насекомых, из привычных мест обитания (т. к. они часто неспособны бороться с ветром).
Вывод: ветер может быть помощником людей животных, растений, и в то же время сильные ветра, ураганы, могут стать причиной стихийных бедствий.
2.3. Логические задачи по теме «Ветер»
Мы научились решать логические задачи по теме «Ветер». Вот некоторые из них:
Мальчик оделся, чтобы пойти в детский сад. Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: «Какой сильный ветер! Одевайся теплее». Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно было закрыто?
(варианты ответов) :
- мама увидела, что за окном сильно раскачиваются деревья;
- мама заметила, что на улице вьюга, метель.
Мальчик проснулся утром и увидел в окне ясное голубое небо и солнышко. Он подбежал к окну и воскликнул: «Ой, какой сильный ветер был ночью!». Откуда он узнал, что ночью был ветер, ведь ночью он крепко спал?
- он увидел заметенные дорожки, поломанные ветки деревьев.
3. Заключение
Мы сделали вывод:
- ветер возникает в результате движения воздуха, и человек использует его в своих интересах с давних времен и до настоящего времени;
- ветер невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т. п.);
- ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт;
- ветер помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок – стало легче дышать);
- для детей можно организовать очень интересные игры с ветром;
- очень сильное движение воздуха опасно: приносит бури, ураганы, что наносит вред человеку.
4. Список использованной литературы
1. Андерсен. Г. Х Сказка «Бременские музыканты». - М. : «Просвещение», 1994. – 30 с.
2. Короткова Н. А. Пособие для воспитателей детского сада «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : «Просвещение» 2002. – 52 с.
3. Нищева Н. В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009. – 118 с.
4. Энциклопедия для детей [Т. 16]. Физика. Ч. 3. – М. : Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 100с
100 с.
5. Приложение
Памятка «Правила поведения при урагане и буре на улице»
1. Держитесь подальше от зданий и строений, высоких столбов, деревьев, опор и электропроводов
2. Спрячьтесь под мостом, в подвале, погребе. Глаза рот и нос защитите от песка и земли.
3. Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке.
4. Если вы едете на машине по равнине, остановитесь, но не покидайте автомобиль. Плотнее закройте его двери и окна.
5. Если вы в городском транспорте, немедленно покиньте его и ищите убежище
6. Когда ветер стих, не выходите сразу из укрытия, так как через несколько минут шквал может повториться.
7. Сохраняйте спокойствие и не паникуйте, помогайте пострадавшим.