Конспект занятия «Ветлуга — наша малая Родина»

Татьяна Кузнецова
Конспект занятия «Ветлуга — наша малая Родина»

Актуальность темы:

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили. У каждого любовь к городу проявляется по-разному.Например: поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.

Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края - показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли.

Богатейшие материалы по истории нашего города собранные краеведами, археологами и писателями позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление края.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Проблема формирования российской гражданственности подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна — Россия, гражданами которой мы являемся. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях национальных традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств являются занятия, которые помогают раскрыть связь родного города. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель: формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, родной край.

2. Обогащать знания детей об истории родного города, края.

3. Воспитывать бережное отношение к памятникам истории, архитектуры, уважение к своим землякам.

Оборудование:выставка рисунков на тему: «Мой город родной», выставка предметов старины, герб города Ветлуги.

Предварительная работа:

Знакомство с родным городом и краем через чтение книг, рассматривание иллюстраций, презентаций, фотоальбомов, бесед, экскурсий в музей, заучивание стихов, пословиц, песен о родном крае.

Организационный момент:

Мы знаем о Родине, о стране, в котором живём, а есть такое понятие «Малая родина». Как вы понимаете, что такое «Малая родина»? (рассуждения детей). Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и садик, в который вы ходите, маленький кусочек огромной страны.

Ход занятия:

Воспитатель

-«Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем?» (Мы живем в России)

Россия – это наша общая Родина. Красива и прекрасна наша страна. Писатели, художники прославляют Россию в своих произведениях, поэты пишут стихи о России, композиторы перекладывают их на музыку. Так родилась и эта песня о России.

Песня «О России» автор Ю. Таран

Воспитатель

Россия – это огромная страна, но у каждого человека есть на земле место, где он родился, вырос, сделал первые шаги, впервые увидел росу на траве, мамины глаза, первый снег, услышал пение птиц. Это место называется малой Родиной, Отеческим краем. У каждого человека есть своя малая Родина. Для многих из нас – это город Ветлуга Нижегородской области, край наших отцов и дедов.

Ребенок

Полюбуйтесь, как прекрасен

Город наш родной!

Не увидите нигде

Красоты такой!

Воспитатель

Необыкновенно красив наш город, но не всегда он был таким. Давайте вместе с вами совершим небольшое путешествие в прошлое.

(Звучит тихая мелодичная музыка)

- Когда – то давно, на берегу широкой реки построили наши предки маленькую деревушку.

- Вспомните, как она называлась? (деревня Шулепниково).

- Шло время, деревня разрасталась, в ней построили церковь, и маленькая деревенька превратилась в большое, красивое село.

- Скажите, какое название носило село? (Село Верхнее - Воскресенское)

- Шли годы, появились в селе новые каменные дома, были построены красивые храмы.

- Давайте вспомним их название (Троицкая, Екатерининская церковь, Воскресенский собор).

- И вскоре село Верхнее – Воскресенское было переименовано в город Ветлугу.

- Вспомните, кто издал указ о переименовании села? (царица Екатерина II).

Про город Ветлугу ведём речь сейчас

Но слово «Ветлуга» откуда у нас?

История эта от нас далека

Была названа так когда-то река.

А после и город, уж так повелось!

Но слово «Ветлуга» откуда взялось?

Об этом расскажет легенда одна

Своей красотой привлекает она.

Дети читают «Легенду о «Ветлуге»

Воспитатель

Вот какая красивая легенда, а еще в переводе с марийского, что обозначает слово» Ветлуга(река чаек)

Физкультминутка

Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)

Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)

Люблю считать (шевелят пальчиками)

Площадь – раз, (загибают пальчики по-одному, начиная с большого)

А «Дом торговли» — два,

Три – фонтан-удалец,

Четыре – Ледовый наш дворец.

Пять – по парку я гуляю,

Всякий уголок в нем знаю.

Шесть – на стадион хожу,

Там с коньками я дружу.

Семь – конечно, детский сад,

Сюда хожу пять дней подряд.

Восемь – детская площадка,

Здесь качели и лошадка.

Девять – «Фантик» магазин,

Много ярких там витрин.

Десять – это школа, дети!

Узнаешь там про все на свете!

Очень любим мы наш город (поочередно переставляем кулачки)

Он, красив, хотя и молод! (хлопки)

Воспитатель

Все богаче и краше становился наш город, появились красивые дома, по реке заходили пароходы.

- Как называли в то время Ветлугу? (купеческая Ветлуга)

- Почему?

- Каких Ветлужских купцов вы знаете? (Чиркин, Овчинников и т. д., чем они владели?

-Вокруг города было много лесов, их вырубали, вели торговлю, но дороги были плохие, машин, чтобы перевести лес, не было.

- Что придумывали купцы, чтобы доставлять лес по назначению? (сплавляли на плотах).

Правильно, рядом была река – помощница, по ней сплавляли лес вниз по течению, связывая его в плоты, делая специальные пароходы – сеймы.

Стихи о реке читают дети

Речка, реченька, река

Широка и глубока

Ты течешь между полей,

Городов и деревень.

Подо льдом бежишь зимой,

Разливаешься весной

В осень листья- корабли

Тихо плавают все дни.

Всем найдется здесь местечко:

Рыбке, лодке, папе, мне,

Всех купает наша речка,

Всех катает на спине.

Чтоб измерить глубину

Я зажмурюсь и нырну,

Потому что глубина

Для ныряния нужна.

Воспитатель

Про нашу реку, про веселых работящих людей написана песня «По реке - Ветлуге» (автор: Ю. Адрианов, муз.: А. Бурдова).

Дети исполняют песню

Воспитатель

Любили Ветлужане работать, любили и отдыхать. Веселые гулянья проходили в праздники в Ветлуге и окрестных деревнях. Собирались девушки и парни, вместе пели песни, водили хороводы.

Дети танцуют «Русский хоровод»

Воспитатель

А где сегодня могут отдохнуть Ветлужане? (В Культурно-досуговом центре, библиотеке, музее, на природе, на реке)

-Да, прошли годы, и наш город стал еще прекраснее, совсем недавно он отметил свой небольшой юбилей.

-Сколько лет исполнилось городу? (240 лет в 2018 г.)

В нашем городе много памятных исторических мест, напоминающих о прошлом города.

- Назовите, пожалуйста, их? (Их именами названы улицы города)

Памятник погибшим комиссарам на Братской площади (дровяная площадь)

Памятник Владимиру Ильичу Ленину на площади 1 мая (центральная площадь)

Памятник погибшим Ветлужанам во время ВОВ на берегу реки Ветлуги и т. д.

- Назовите, пожалуйста, памятники архитектуры? (Екатерининская, Троицкая церковь, торговые ряды, часовня Александра Невского, дома купцов Чиркина и Овчинникова).

Город - наш город труженик

Какие промышленные предприятия были в нашем городе? (Хлебозавод, маслозавод, ликеро-водочный завод, леспромхоз, лесхоз)

Какие из них остались? (Хлебозавод)

А чтобы хорошо работать, надо сначала учиться этому

Какие учебные заведения есть в нашем городе? (Филиал Нижегородского медицинского колледжа, Ветлужский лесоагротехнический техникум, школа №1, школа №2)

Воспитатель

Наш город богат не только своими достопримечательными и историческими местами, но и прекрасными умными людьми. (Ф. Н. Васильева, А. Н. Слащев – почетные граждане города Ветлуги, П. Ф. Гусев – его именем названа больница).

Наш город красив в любое время года. Летом он шумный, зеленый, яркий. Осенью – пестрый, зимой – тихий, задумчивый. Весной – солнечный, веселый.

Дети читают стихи

Солнце ласково сияет

В небе голубом

Мы о городе любимом

Звонко песню пропоем!

Песня «Наш край» Музыка Д. Кабалевского.

Воспитатель

Много прекрасных стихов, песен сложено о нашем городе, его людях, природе. Наши местные художники пишут картины. Недавно мы познакомились со стихами прекрасных поэтесс И. А. Князевой, Н. Наталушко, Н. В. Полозовой, Н. Тихомировой. Разучили их стихи о нашем городе.

Не госпожой, не дамой, а сударыней

Позволь тебя Ветлуга величать

Стихов и песен, что тебе подарены

Пожалуй, невозможно сосчитать

Все лучшие стихи как будто сказаны,

Но видно велика к тебе любовь

Коли стихами, песнями, рассказами тебя мы величаем вновь и вновь.

Заключение:

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

Благодаря целенаправленной работе по ознакомления дошкольников с родным городом, у детей расширились представления о родном городе, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях и трудовых буднях жителей города.

Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения занятия будут постоянно пополняться, т. к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но любимого города.

Публикации по теме:

Конспект занятия по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе «Россия — наша Родина» Предмет – Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры»- 4 класс Место урока в системе курса: - вводный.

Конспект НОД «Моя малая Родина» в подготовительной группе Цель: Формирование любви и гордости к своей малой Родине. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,.

Конспект НОД «Моя малая Родина» в младшей группеКонспект НОД «Моя малая Родина» в младшей группе Зарема Турк Конспект НОД в младшей группе"Моя малая Родина" Конспект НОД младшая группа. Тема:"Моя малая Родина" Цель:Формировать представления.

Конспект занятия «Моя малая Родина»Конспект занятия «Моя малая Родина» НОД На тему: «Моя малая Родина» №3 "Ромашка" Воспитатель: Зацепина Н. П. Цель: Воспитывать в детях гражданина и патриота своей страны.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект занятия «Ветлуга — наша малая Родина»
Опубликовано: 17 сентября 2021 в 18:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Всемирный день пения

Очередной тематический день посвящен вокальному искусству. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы показать детям красоту песни и приобщить подрастающее поколение к...

17 октября. День отца

Каждое третье воскресенье октября отмечается важный семейный праздник – День отца, официально установленный Указом Президента России. Инициативы об учреждении такого праздника звучали не раз (ведь он уже...


Горячие темочки