Папки-передвижки

Методические рекомендации по реализации музейной педагогики как элемента культурных практик

Елена Вахрушева
Методические рекомендации по реализации музейной педагогики как элемента культурных практик

В тексте ФГОС введен термин «культурные практики». Что это такое?

Мне кажется, что культурные практики – это не только и не столько опыт общения детей, тем более инициируемые ими самими, а образовательно-воспитательные мероприятия (комплекс или система мероприятий, предполагающие активное включение детей в процесс приобщения к культурным ценностям, причем как своей родной культуры, так и других достижений человечества.

Публикация «Методические рекомендации по реализации музейной педагогики как элемента культурных практик» размещена в разделах

Такой взгляд позволяет создать описание данной образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях согласно ФГОС и разработать формы, способы и методы реализации Программы.

Систематическое проведение экскурсий и посещение музеев как раз и является одним из видов культурных практик, позволяющий познать культуру своего края. В моем докладе я предполагала раскрыть наработанные формы и методические особенности реализации этой культурной практики как годового проекта, состоящего из локальных проектов, последовательных и логически упорядоченных.

Те или иные культурные практики влияют на характер ребенка, его систему ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшую судьбу.

В данном выступлении я предлагаю рассмотреть процесс патриотического воспитания, формирования разносторонней и полноценной личности в дошкольном образовательном учреждении путем организации и поведения экскурсионной деятельности и взглянуть на него как на культурную практику.

Организовать хорошую экскурсию непросто, она нуждается в тщательной подготовке. С учетом вышеизложенного было принято решение разработать проект по реализации цикла тематических экскурсий, объединенных одной макротемой, как формы образовательно-воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста для формирования патриотического мировоззрения.

При разработке проекта решено руководствоваться следующими принципами:

- принцип доступности и наглядности;

- принцип системного и последовательного тематического планирования;

- принцип интегративности;

- принцип комплексного подхода при проведении экскурсий.

Принцип доступности и наглядности предполагает соответствие получаемой детьми информации уровню их развития. Информация должна доводиться не только в словесной форме, но и с использованием зрительных образов, предметов, эмоций. По возможности рекомендуется применять игровые элементы.

Принцип системного и последовательного тематического планирования является особенностью данного проекта. Он предполагает планирование не просто набора экскурсий, а взаимосвязанных и взаимодополняемых мероприятий, объединенных одной темой. Темы таких экскурсии являются своего рода дидактическими единицами программы патриотического воспитания.

Интегративный принцип организации освоения предлагаемого в новых федеральных требованиях образовательного содержания, призван с одной стороны, сохранять целостность каждой из областей знаний, а с другой - существенно их взаимообогащать, способствовать их смысловому углублению, расширять ассоциативное информационное поле для детей, что активизирует у них собственную интерпретацию разных явлений как вербальными так и невербальными средствами.

Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с родителями, библиотекой, краеведческим музеем; а также в включении краеведческого материала в базовую программу дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом историко-культурных особенностей родного города.

Принцип комплексного подхода предполагает, что при проведении экскурсий реализуется не только информационная составляющая. Они также способствуют развитию кругозора, социальной активности детей, их речи и словарного запаса, развивает чувство ответственности, они благотворно сказываются на физическом развитии дошкольников, способствуют повышению работоспособности, учит взаимопомощи, развивают чувство прекрасного.

Чтобы обеспечить возможность проведения запланированных занятий, необходима работа по согласованию возможности реализации указанной тематики для дошкольников с руководством и родителями.

На родительском собрании или при использовании других форм взаимодействия с родителями определяется роль и степень их участия в тех или иных мероприятиях.

Определяются правила и меры безопасности с учетом особенностей и времени года, определены обязательные моменты, которые следует напоминать детям в виде беседы и (или) игрового опроса перед выходом группы за пределы детского сада.

Перед каждым практическим занятием должно проводиться ознакомление с предметом изучения с демонстрацией фотографий и учебных видеофильмов.

Наш детский сад находится в городе Пушкин. Можно сказать, что мы живем в городе-музее, городе-памятнике, что дает благодатную почву для выбора тем экскурсий. Поэтому было принято решение использовать в качестве общей темы экскурсий Екатерининский дворец.

На год планируется цикл из нескольких экскурсий с учетом того, что предмет экскурсии должен быть прост и понятен для детского восприятия, наглядным и образным. Тема одной экскурсии должна содержать один или два близко связанных изучаемых предмета.

В качестве ориентировочного перечня предлагаются следующие темы.

1. Екатерининский дворец. Обзорная экскурсия.

2. Изделия из бронзы.

3. Фарфор и сервизы.

4. Янтарная комната.

5. Камины и печи.

6. Часы.

7. Паркет.

По окончании цикла экскурсий может подготавливаться комплексная презентация.

Как показала практическая реализация предложенной культурной практики, мы можем ожидать следующие результаты.

1. В результате тематического цикла экскурсий дети получили обширное представление об одном из элементов родной культуры. Благодаря тому, что каждая последующая экскурсия, не смотря на другую тему, фактически проводилась в тех же местах, что и предыдущие, дети невольно вспоминали то, что им рассказывалось раньше, что в значительной мере способствовало запоминанию и усвоению материала.

2. Дети усвоили, что все, что они видели – неотъемлемая часть своей страны и ее истории, что является неотъемлемым элементом патриотического воспитания.

3. Проведенный цикл способствовал развитию у детей любознательности и кругозора.

4. Повысился уровень развития общей культуры и культуры общения дошкольников.

5. Повысился уровень социализации детей, качество отношений в коллективе.

6. Активные прогулки на свежем воздухе способствовали подержанию и улучшению здоровья детей.

7. Общение с новыми людьми способствовало развитию речи и существенному увеличению понятийного и словарного запаса.

8. Проведенный цикл способствовал развитию у детей внимания и памяти.

9. Темы экскурсий фактически являются темами для изучения окружающего предметного мира, таким образом цикл экскурсий способствовал реализации планов НОД, причем на высоком уровне благодаря эмоциональности и наглядности преподносимого материала.

Выражаем надежду, что на примере нашего опыта педагоги дошкольных образовательных учреждений смогут разрабатывать в рамках культурных практик комплексные проекты экскурсионных мероприятий, воспитывать новое поколение полноценными гражданами своей страны.

Публикации по теме:

Использование мини-музейной педагогики в жизни детского садаИспользование мини-музейной педагогики в жизни детского сада Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Она является.

Исследовательская технология посредством музейной педагогики "Надо хранить наше прошлое: оно имеет действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной" Д. С.

Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС Создание мини - музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию.

Использование элементов музейной педагогики как средство позитивной социализации детей, имеющих тяжелые нарушения речи В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов.

Консультация «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик» Особенности образовательной деятельности разных видов Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно.

Методическая разработка «Проектирование образовательной работы по реализации технологии культурных практик» .

Презентация «Технология музейной педагогики как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста» Выступление на пед. совете для воспитателей, отображающее необходимость создания мини-музеев в ДОУ. 1 слайд. Приветствие 2 слайд. Музейная.

Роль музейной педагогики в ДОО Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно – образовательные программы для воспитанников образовательных.

Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников Аннотация В статье представлен опыт организации мини-музея в детском.

Самореализация ребенка через организацию культурных практик Описание образовательной среды для организации познавательно-исследовательской культурной практики В соответствии со Стандартом ДО реализация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по реализации музейной педагогики как элемента культурных практик
Опубликовано: 7 апреля 2018 в 17:23
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД