Оксана Морозова
Виды детских рассказов о природе
▼ Скачать + Заказать документы
Работа воспитателя по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой может строиться как обучение их следующим видам рассказа :
1) сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе;
2) сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтение книг, рассматривания картин;
3) описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года, и описание пейзажной картины;
4) описательный рассказ о сезоне в целом;
Публикация «Виды детских рассказов о природе» размещена в разделах
5) описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природе
Указанная последовательность видов рассказов обеспечивает постепенное усложнение работы.
Сюжетный рассказ о природе на основе непосредственного восприятия или труда доступен детям пятого – шестого года жизни, поскольку в нем должны быть отражены конкретные знакомые им ситуации. Такой рассказ по образцу педагога возможен уже в средней группе детского сада.
Дети подготовительной к школе группы имеют уже белее широкие знания о природе, а также некоторый опыт передачи в речи усвоенных ими связей и зависимостей предметов и явлений, детального и достаточно полного их описания. Это позволяет воспитателю подвести их к самостоятельному составлению описательных рассказов. Наименьшую трудность вызывают описательные рассказы, построенные на сравнении разных времен года. Дети описывают предметы и явления, которые они неоднократно наблюдали на прогулках в детском саду и с родителями в парках. Чтобы помочь детям в составлении такого рассказа, можно и нужно использовать пейзажные картины. Например, после рассматривания картины К. Юона «Русская зима» воспитатель может предложить задание: «Расскажите, что было бы нарисовано на картине, если бы художник хотел изобразить лето».
Труднее детям составить рассказ о сезоне в целом, поскольку эта тема требует уже умения выделять существенное, отбрасывать детали, обобщать, рассказывать достаточно полно и не повторятся. Не сразу могут дети передать в рассказе и свое отношение к тому, о чем они рассказывают. Выработке умения рассказывать свое отношение к природе способствует эмоциональный настрой занятия.
Самым трудным из всех видов рассказов о природе является описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы. Составления его требует от рассказчика определенной культуры восприятия и непременного проявления своего эстетического отношения к описательному предмету. Дети же часто лишь перечисляют признаки и свойства предмета, рассказы их лаконичны и сухи, им не хватает слов для красочного описания явления.
Итак сделаем выводы что составление сюжетных рассказов о природе дается детям значительно легче, чем составление описательных. Эти отличается процесс обучения рассказыванию о природе от обучения рассказыванию на другие темы. Если при обучении рассказыванию на любые другие темы составление описательного рассказа предшествует сюжетному или сопутствует ему, то при обучении рассказыванию о природе на первом месте стоит сюжетный рассказ.