Получи документы

Виды игр и их влияние на развитие ребенка дошкольного возраста

Елена Биктимирова
Виды игр и их влияние на развитие ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Виды игр и их влияние на развитие ребенка дошкольного возраста

Вступление

Игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это заставляет некоторых исследователей пересмотреть статус игры в жизни детей дошкольного возраста.

Публикация «Виды игр и их влияние на развитие ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д. Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника, игра определяет его отношение с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Это, вероятно, попытка каким-то образом узаконить игру, показать, что игра может быть важна только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых. Как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой к взрослой жизни, так и игра имеет внутреннюю ценность и значение. В отличие от работы, игра не зависит от поощрения снаружи.

Что такое игра

Игра является одним из самых интересных видов человеческой деятельности, ведущей деятельностью дошкольника, средством его всестороннего развития, важным методом воспитания, ее назвали «Спутником детства», хоть в жизни играют не только дети, но и взрослые.

З. Фрейд: "самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю; он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неправильно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, наоборот, он относится к игре очень серьезно и щедро складывает в нее свои эмоции».

Л. Фрэнк отметил, что игра для детей - это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют, они отражают личную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.

Согласно Ж. Паже, игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. В игре ребенка на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символами чего-то другого, то что он когда-либо прямым или косвенным образом чувствовал. Иногда такая связь очевидна, а иногда она может быть не явной. В любом случае игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт и с игрой связаны те моменты жизни ребенка, когда он чувствует себя в безопасности и может контролировать личную жизнь.

Детская игра — это деятельность, направленная на ориентирование в предметной и социальной действительности, в которой ребенок отражает впечатления от их познания. Иметь детство — это прежде всего иметь право на развитие собственной игровой деятельности, которая является важной составляющей детской субкультуры. В то же время игра является мощным воспитательным средством, в ней, по словам К. Ушинского, реализуется потребность человеческой природы. Главным компонентом является игрушка-вещь, предназначенная детям для игры. Без нее ИГРА невозможна. Как самый существенный компонент игры, она играет важную образовательную, развивающую, воспитательную, даже организационную роли. Как и игра, игрушка является важным фактором психического развития ребенка, что обеспечивает постепенное осуществление ею всех видов деятельности на более высоком уровне. Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста, развивая психические, физические силы ребенка (внимание, мышление, воображение, память, организованность, ловкость и тому подобное, способствуя освоению им окружающего мира и человеческих взаимоотношений, пробуждает, задействует его творческий потенциал. На основании того, какими игрушками играет и в какие игры играет ребенок, можно сделать определенные выводы о его задатках, наклонностях, наметить программу их развития в ближайшей и отдаленной перспективе.

Виды игр дошкольного возраста и их влияние на развитие ребенка

Игра-главный вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх. За годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития : от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить почти все виды игр, которые находятся у детей до поступления в школу. С этим возрастом также связано начало двух других важных для развития видов деятельности : труд, обучение.

Дошкольное детство делится на три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года, средний дошкольный возраст (4-5, и старший дошкольный возраст (5-6).

Уже в раннем детстве игровая деятельность начинается в самых доступных для дошкольников формах поведения. Она еще не является сюжетно-ролевой игрой, поскольку по своему психологическому развитию ребенок не совсем готов к ней, а все внимание родителей, воспитателей сосредоточено на приобретении первичных сенсорных, двигательных, мыслительных навыков. В воспитательном процессе игрушка должна быть представлена во всем многообразии, а ее использование следует связывать с возрастом детей, задачами воспитательной работы, индивидуальными особенностями дошкольников. Игровая терапия — это хорошо продуманный и подтвержденный опытами подход, который помогает детям справляться со своими проблемами.

Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся общими, и в них включаются все больше детей. Главное в этих играх имитация определенных отношений между людьми, отчасти – ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения. Детские сюжетно-ролевые игры имеют разные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые дети воспроизводят в игре, это как правило семейные роли, либо воспитательные, либо профессиональные, либо сказочные.

В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, но в это время они отличаются большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий и т. д. Особая роль отводится в игре точному придерживанию правилам и отношениям, например субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинает развиваться организаторские умения и навыки. Помимо игр, которые включают реальные практические действия с воображаемыми предметами и ролями, символической формой игровой индивидуальной деятельности является рисование. В определенный класс выделяют игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей является победа или успех.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает, строит что-то нужное в жизни. Среди разнообразных видов творческой деятельности большое место занимает изобразительное искусство (детское рисование). Сюжетно-ролевая игра – сопоставление игровой деятельности с общения, которые имитируют определенную социальную ситуацию и характерные для нее формы ролевого поведения участников. В игре происходит развитие всех сторон ребенка, его физического развития, поведения, познавательных процессов и личности. Основу такой игры составляет роль и связанные с ней действия по ее реализации. В роли, пишет Эльконин, представлены социально-психологический потенциал развития ребенка. Сюжеты для своих ролевых игр дети обычно выбирают из того, что они наблюдают в окружающей среде. Содержание сюжетно-ролевой игры отражает понимание ребенком деятельности и межличностных отношений, которые ребенок наблюдает у взрослых. Если в игре ребенка отражается лишь внешняя сторона человеческих отношений, то на этой основе можно сделать вывод о том, что ребенок весьма поверхностно воспринимает и понимает социальную действительность. Важное значение детских сюжетно-ролевых игр заключается в том, что с их помощью дети глубже проникают в индивидуальный мир человека, научаются пользоваться и оперировать человеческими символами и знаками. Это лежит в основе развития высших форм психики и приспособления человека к окружающей среде.

Среди разнообразия игр, которые проводятся в дошкольном учреждении, значительное место занимают дидактические игры. Они особенные тем, что создаются взрослыми и предлагаются детям, наполнены конкретным содержанием и сопровождаются определенными правилами. Это — обучающие игры, и педагоги широко пользуются ими как средством воспитания и обучения для расширения представлений дошкольников, закрепление полученных знаний и формирование умения использовать их на практике, для облегчения и оживления процесса обучения. Ведь, когда умственная задача решается в ходе доступной для детей деятельности, сохраняющей признаки игры, это дарит малым большую радость.

Поэтому дидактическая игра - одна из форм учебного влияния педагога на ребенка. Она станет ему в лучшем случае во время усвоения детьми любого материала, предусмотренного программой, и должна проводиться на занятиях; может входить до музыкального занятия, быть одним из элементов прогулки, а также особым видом деятельности. Вторая цель дидактической игры-сугубо игровая, ради которой действует ребенок. Это, в частности, игры, в которые дети играют самостоятельно, вне занятий, когда могут выбирать их по собственному желанию.

Важно, чтобы обе цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение дошкольниками определенных знаний.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У малышей постепенно формируется способность сосредотачиваться на том, что им показывает и говорит взрослый. Используя склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить увиденные действия, услышанные слова. „Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимые условия усвоения детьми сведений и умений. Это-одна из важных задач, которая должна решаться во время занятий, тем более, что не все дети в одинаковой степени овладевают этими качествами”

Игровая терапия

Игровая терапия является достаточно молодой отраслью современной психологии, которая ориентируется преимущественно на работу с детьми. Появившись в первой половине XX в. в недрах психоанализа, игровая терапия постепенно распространилась по широкому спектру направлений современной психологии, находя теоретическое обоснование разнообразием своих методов.

Чтобы понять детей, найти к ним подход, мы должны посмотреть на ребенка с эмоциональной точки зрения, не нужно рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует и они рассказывают о нем в игре.

Первым, кто предложил изучать игру детей с целью " их понимания и воспитания, был Ж. Ж. Руссо. Еще в XVIII в. он писал, что для того чтобы знать и понять ребенка, необходимо наблюдать за его игрой.

Игра впервые была использована в терапии С. Фрейдом. Это был новый поворот в детской психологии, поскольку в начале XX в. специалисты считали, что нарушения у детей возникают как результат недостатков в обучении и воспитании.

Вслед за З. Фрейдом г. Хаг-Хельмуг стала, очевидно, одним из первых терапевтов, утверждавших, что игра является наиболее ответственным моментом в психоанализе ребенка. Она предложила детям, с которыми проводилась терапия, игрушки, чтобы они могли выразить себя.

В последующие 30 лет детский психоанализ развивался в специализированном направлении. Трудности в работе с детьми с помощью методов традиционного психоанализа были связаны с неспособностью детей выражать свои переживания в словах и отсутствием у них интереса к исследованию своей прошлой жизни. В результате работа психоаналитиков с детьми стала сосредотачивать на наблюдении и интерпретации.

До 1919 г. особое внимание уделялось использованию игровой техники как средства психоанализа при работе с детьми в возрасте до 6 лет. Развитие психоаналитической игровой техники прослеживает на материале конкретных случаев на личной практике. Важной характеристикой техники был метод интерпретации. В ходе работы М. Клейн пришла к выводу, что психоанализ лучше проводить вне дома ребенка. Она также впервые выделила необходимый игровой материал, в состав которого входили простые игрушки: маленькие деревянные мужчины и женщины, машины, тележки на колесах, качели, поезда, самолеты, животные, деревья, кубики, бумага, ножницы, карандаши, клей, мячи, пластилин и веревка. Небольшой размер таких игрушек, их значительное количество и разнообразие позволяет ребенку выразить широкий спектр его фантазии и опыта. Важно, что ребенок может с помощью этих игрушек воссоздать разнообразные ситуации из своего опыта. Также подчеркивали, что простоте игрушек должна соответствовать простота игровой комнаты. В ней должно находиться только то, что необходимо для психоанализа.

В то же самое время А. Фрейд стала использовать игру для установления контакта с детской. Она подчеркивала, что очень важно наладить эмоциональный контакт между ребенком и терапевтом.

И М. Клен и А. Фрейд, утверждали, что очень важно вскрыть прошлое и усилить Эго ребенка. Обе считали, что игра является тем средством, которое делает самовыражение ребенка свободным. Таким образом, игровая терапия позволила непосредственно проникнуть в детское бессознательное.

Работа в игровой ситуации, где ребенку предлагается несколько игрушек, и терапевт участвует в проигрывании ребенком определенных травматических эпизодов, была названа активной игровой терапией. В активной игровой терапии подчеркивалось значение наблюдения за эмоциональными взаимоотношениями между ребенком и терапевтом, которые считались диагностически значимыми для понимания отношений ребенка с другими людьми.

Параллельно развивался пассивный тип игровой терапии, когда терапевт не ограничивает детскую игру, а вместо этого просто присутствует на ней, находясь в одной комнате с ребенком. В пассивной игровой терапии принято считать, что важное значение в преодолении эмоциональных нарушений имеет «принятие способов самовыражения ребенка с пониманием. Ребенок получает возможность пережить свою тревогу, враждебность или чувство незащищенности в игровой форме и в своем личном темпе».

Следующее направление в игровой терапии возникло в 1930 г. С появлением труда

Д. Леви, в которой развивалась идея терапии от реагирования — структурированной игровой терапии для работы с детьми, которые пережили травмирующие события.

Заключение

Игра – явление социальное по своему происхождению и содержанию, она является историческим образованием обусловлена развитием общества, его культуры. Это особая форма жизни ребенка в обществе, в которых дети в игровых условиях выполняют роль взрослых, воспроизводя их жизнь, труд и отношения. Характеризуя игру дошкольников обратило внимание на ее роль и характер.

Если в раннем детстве центральным моментом игры был предмет и способы действия с ним, то теперь выходит а первый план человек. Мотивы игры заложены в самом ее содержании. Ребенка интересует не столько результат, сколько сам процесс. Также есть и стремление к определенной цели, разговоры, отношения с другими людьми. Все это предопределяет результативность игры, которое выражается не в материальных, а в познавательных, эмоциональных достижениях, что накапливается ребенком в ходе игровой деятельности. Игра является средством отражения окружающей действительности, способом образования и взаимоотношения взрослых в доступной для ребенка форме. Содержание игровых действий определяется теми практическими задачами, которые решают взрослые для достижения определенной цели. При этом разнообразные предметы меняют объекты.

Игра всегда строится согласно определенным правилам. Игра на этом этапе разные смыслы по своей сути, что существенно влияет на развитие детской психики. Опыт использования символов, замена одних объектов другими помогает в будущем овладевать социальными знаками. Развитие символической функции формирует классификационное восприятие, существенно развивает содержательную сторону интеллекта и другие сугубо человеческие качества. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти ребенка. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Она положительно способствует на развитие интеллекта; в игре ребенок учится обобщать предметы и действия, подбирают нужные слова. Интересно, что дети этого возраста вполне зажигаются игрой в то же время, не отождествляя ее с действительностью. Игра постепенно меняется и в конце дошкольного периода достигает высокого уровня развития. Существует 2 фазы развития игры. Для первой (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей, и содержанием игры являются предметные действия. На второй (5-7 г.) моделируются взаимоотношения между людьми. Существенную роль в психическом развитии дошкольников играют также различные виды продуктивной деятельности.

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Польза конструктора и его влияние на развитие ребенкаПольза конструктора и его влияние на развитие ребенка Конструктор — это универсальная игрушка. Она подходит всем детям вне зависимости от пола и возраста. Тренирует вашего непоседу быть усидчивым.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние семьи на развитие ребенкаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды игр и их влияние на развитие ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 17:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды игр и их влияние на развитие ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Биктимирова (УИ 2886662) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД