Получи документы

Виды музыкальной деятельности дошкольников

екатерина максимова
Виды музыкальной деятельности дошкольников

Музыкальные способности проявляются и развиваются в процессе музыкальной деятельности. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Публикация «Виды музыкальной деятельности дошкольников» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) реализуется через образовательную область «Художественно – эстетическое развитие», ставя перед педагогами следующие задачи:

развитие музыкально – художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству;

развитие музыкальности детей;

развитие творческих способностей.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности :

восприятие;

исполнительство;

творчество;

музыкально – образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.

Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.

Музыкально – образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а также специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников.

Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку.

1. Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей : эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так, называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Подробно методика работы с детским голосом была дана Н. А. Метловым.

2. Музыкально – ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно – образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э. Жак – Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.

Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка. Б. М. Теплов пишет: «как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае, весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает». Для того чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы танцевальных движений. Важно, чтобы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».

3. Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20 – е годы прошлого столетия стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки.

В своих публикациях Н. А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные способности.

Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Благодаря этому развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.

4. Детское музыкальное творчество. Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга.

Специалистами было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности : в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.

Таким образом, в музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности : восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально – ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.

Каждый из этих видов деятельности способствует развитию музыкальных способностей дошкольников.

Публикации по теме:

Виды проектной деятельности Виды проектной деятельности Жатько М. С воспитатель д/с № 53 «Истоки» Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение.

Консультация «Виды агрессивного поведения дошкольников. Причины и коррекция» Виды агрессивного поведения. Причины и коррекция. Проявления агрессии: агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте приобретает разнообразные.

Приобщение дошкольников к музыкальной культуре МДОУ детский сад №16 «МАЛЫШОК» Сукайло Елена Вениаминовна Приобщение дошкольников к музыкальной культуре Серпухов 2019.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников»Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников» Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников" Здоровье – одна из главных ценностей.

Консультация «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе использования эвритмии в музыкальной деятельности» Авторы: Гольева Светлана, Вострикова Елена Георгиевна Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования:.

Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание,.

Спокойные виды деятельностиСпокойные виды деятельности Многие родители и не только считают, что детский сад – это нескончаемый шум, веселье и множество активных игр, но это не так, ну или не.

Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности Тема: «Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности» «Истоки творческих способностей и.

Виды театра для дошкольников своими рукамиВиды театра для дошкольников своими руками ВиВиды театра для дошколят своими руками. Надежда Ворошина. Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться изготовлением нескольких.

Встреча в музыкальной гостиной «Зимушка-зима» для старших дошкольников Зимушка-зима. Встреча в музыкальной гостиной. (досуг для старших дошкольников) В музыкальном зале «зима». На экране клип «Свиридов «Метель».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды музыкальной деятельности дошкольников
Опубликовано: 27 марта 2019 в 08:34
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД