Каплина Вероника
Влияние мелкой моторики кистей и пальцев рук на активизацию речевого развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический час на тему:
«КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В
«ТЕАТРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»»
Оздоровительное направление работы детских садов всегда составляло одну из наиболее сильных сторон их деятельности.
В этом году в нашем детском саду реализуется долгосрочный оздоровительный проект «Здоровым быть здорово!»
Главные вопросы, которые мы ставим перед собой-это:
- Как решить проблему заболеваемости дошкольников?
- Как обеспечить оптимальные условия для современного ребенка?
Публикация «Влияние мелкой моторики кистей и пальцев рук на активизацию речевого развития ребенка» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Как привить навыки здорового образа жизни?
-Как перестроить работу с современной семьей и создать оздоровительное пространство «Детский сад – здоровая семья» ?
-Как реализовать в полной мере права современного ребенка на здоровье и безопасность?
Цель проекта : создание и реализация комплексной системы работы всех педагогов и специалистов нашего детского сада по оздоровлению дошкольников с внедрением здоровьесберегающих технологий в коррекционно- образовательный процесс МБДОУ.
Наш детский сад ищет свои пути реализации инновационной деятельности в создании комплексной системы работы по оздоровлению дошкольников, способствующей повышению педагогической и оздоровительной эффективности физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Теоретическим обоснованием необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в организацию коррекционно-образовательного процесса нашего дошкольного образовательного учреждения является разработка современной эффективной оздоровительной системы работы, включающей в себя совершенствование системы медицинского обеспечения дошкольников, единство надежных уже применяемых средств и методов физического воспитания и оздоровления детей и принципиально новых здоровьесберегающих технологий.
Проблема :разработка современной комплексной системы работы с детьми по оздоровлению, коррекции речевых нарушений и физическому воспитанию с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий
Цель пед. часа: систематизация знаний педагогов об организации коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития посредством применения методики «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Н. Н. Ефименко»
Влияние мелкой моторики кистей и пальцев рук на активизацию речевого развития ребенка
Прогноз о наличии или отсутствии у ребенка предрасположенности к патологии речи можно строить достаточно рано. Считается, что, если малыш в семимесячном возрасте уже может вытащить из кулачка только указательный палец, это свидетельствует о хорошем прогнозе: у ребенка мало вероятности иметь патологическую речь.
У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлена недостаточная сформированность моторных функций, в частности, мелкой моторики. Изучая механизмы формирования речи ребенка, а также физиологические условия, которые могут облегчить и ускорить этот процесс, они определили, что уровень развития речи ребенка находится в прямой зави-симости от степени сформированности мелких движений пальцев рук. Было убедительно доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созре-вание центральной нервной системы, одним из проявлений которого является более эффективное развитие речи. Таким образом, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. - если движения пальцев соответствуют возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. Движения пальцев рук исторически оказались тесно связанными с речевой функцией, поскольку первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки, поэтому развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такова же логика развития речи ребенка. Сначала формируются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующие совершенствования речевых реакций находятся в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Поэтому очень важно для детей от трех месяцев до семи лет в упражнения на развитие общей моторики включать упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев. Причем элементы по развитию мелкой моторики можно применять в различных основных двигательных режимах, используемых в программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» :
1. Упражнения в воде.
2. Упражнения в положении лежа на спине, боку, животе.
3. Ползание по-пластунски различными способами.
4. Упражнения в положении на четвереньках на месте: на низких, средних, высоких.
5. Ползание на четвереньках (низких, средних, высоких) различными способами.
6. Упражнения в положении сидя на месте, в движении.
7. Упражнения в положении на коленях (низких, средних, высоких) на месте и в движении.
8. Упражнения в положении стоя.
9. Упражнения в ходьбе.
Н. Н. Ефименко предложил универсальный раздел: «Ручная манипулятивная деятельность, в котором представил 45 направлений. На части из них мы остановимся.
1. Поглаживание кистью различных поверхностей и предметов
2. Набивание кистью различных предметов и поверхностей (упругих)
3. Захват предметов различными примитивными способами
4. Захват предметов полноценным (округлым) кистевым веером
5. Удерживание предметов
6. Перекладывание предметов из руки в руку
7. Двуручная одновременная манипуляция одним предметом
8. Разбрасывание предметов
9. Собирание мелких предметов
10. «Роняние» предметов
11. Катание округлых и овальных предметов
12. Перемещение по поверхности плоскогранных предметов (кубик, кирпичик, коробка)
13. Прокатывание предметов в створ
14. Складывание предметов в заданное место (например в обруч)
15. Строительство заданных рациональных форм в заданном месте
16. Подбрасывание предметов без последующей ловли
17. Нанизывание твёрдых предметов на стержень
18. Нанизывание твёрдых предметов на верёвку. Скакалку
19. Плетение узоров-макраме
По мнению Н. Н. Ефименко развивать руку ребенка необходимо с самого рождения. Сжатые кулачки малыша надо нежно и осторожно массировать по наружному краю кисти - от мизинца к запястью. С малышом 1-7 месяцев массажные упражнения проводятся по 3-4 раза вдень и состоят они из 4-6 движений продолжительностью 10-20 секунд каждое. Начиная с 1-2 месяцев полезно вкладывать в разжатые кулачки ребенка круглые предметы так, чтобы большой пальчик находился с противоположной стороны от остальных пальцев, помогать ребенку удержать предмет, а затем потянуть его к себе и покрутить из стороны в сторону. С 3 месяцев необходимо развивать умение брать игрушку из рук взрослого, а с 5 месяцев - побуждать малыша брать игрушку сверху, снизу, сбоку. С семимесячного возраста включают массаж кисти рук и каждого пальчика. Проводятся активные разминания и поглаживания (ежедневно в течение 2-3 минут). Уже с десятимесячного возраста следует проводить упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Очень важно, чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Детям можно давать катать пальчиками деревянные, пластмассовые, пластилиновые шарики, палочки и бусинки различного диаметра, вовлекая в движение все пальчики. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать пирамидку, перекладывать из кучки на кучку мелкие предметы : палочки, морские камешки, пуговицы и др. В полуторагодовалом возрасте детям можно давать более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание бантов, шнуровка. Хорошо тренируют движения пальчиков народные игры-потешки и «пальчиковые игры» с речевым сопровождением и без него. Научившись показывать пальчиками различных животных и фигурки, можно предложить ребенку разыграть небольшие сценки, пересказать сказку или небольшой рассказ, сопровождая слово построением фигурок из кисти и пальцев рук. Творческий педагог и заботливые родители всегда придумают интересный рассказ или сказку, которые можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Важно добиться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко и непринужденно, приносили бы ему удовольствие. Здесь можно вести речь о так называемом пальчиковом театре, когда специальные маленькие куклы надеваются на пальцы. Соответственно, управление этими куклами будет осуществляться пальцевыми движениями.
Таким образом, было доказано, что интенсивная работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи за счет систематического включения упражнений координационного характера значительно сокращает сроки достижения поставленных коррекционно-логопедических задач.
Резюмируя данный раздел и учитывая многолетний опыт применения методики Н. Н. Ефименко, представлена примерно такая схема актуализации координационных упражнений при работе с детьми, имеющими речевые отклонения :
A) Упражнения для координации тела и
опоры, тела и гравитационной составляющей.
Б) Упражнения для глобальной координации туловища и конечностей.
B) Упражнения для двуручной координации.
Г) Упражнения для кистевой координации.
Д) Упражнения для пальцевой координации.
Е) Упражнения для «зеркальной» координации (неудобной рукой; ведущей рукой, но в нестандартном ее положении, например, за спиной; осуществляя непрямой визуальный контроль движений при помощи зеркала).
Ж) Упражнения для развития артикуляционной и мимической координации.
• Сегодня я хочу остановиться на изготовленных вашими руками ступалках
Чтобы усилить импульсацию с кистей на речевые центры, Н. Н. Ефименко уже много лет предлагает их применять. Они относятся к индивидуальному ручному физкультурному инвентарю и могут подбираться персонально каждому ребенку. Ступалки бывают самых разных конструкций: от простых, классических, в виде двух деревянных «кирпичиков» - до более сложных, с функцией качения и вращения.
Суть всех конструкций сводится к одному - усилить физическое воздействие на лучезапястные суставы как в количествен ном плане, так и в качественном. Ведь при таком ползании на кисти и лучезапястные суставы будут даваться не совсем типичные, неординарные усилия, но вполне доступные для детей в целом. Суть использования ступалок заключается в том, что при выполнении каких-либо видов ползания детям с нарушениями речи предлагается взять в каждую кисть по ступалке и продолжить передвижение с опорой на них. При этом ступалки необходимо старательно удерживать в пальцах, чтобы не потерять опорную способность рук. Поначалу у кого-либо из детей это может не получиться, но в дальнейшем они вполне освоятся с новыми приспособлениями и даже сами пожелают заниматься именно с ними!