МААМ-картинки

Влияние мелкой моторики кистей и пальцев рук на активизацию речевого развития ребенка

Каплина Вероника
Влияние мелкой моторики кистей и пальцев рук на активизацию речевого развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический час на тему:

«КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В

«ТЕАТРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»»

Оздоровительное направление работы детских садов всегда составляло одну из наиболее сильных сторон их деятельности.

В этом году в нашем детском саду реализуется долгосрочный оздоровительный проект «Здоровым быть здорово!»

Главные вопросы, которые мы ставим перед собой-это:

- Как решить проблему заболеваемости дошкольников?

- Как обеспечить оптимальные условия для современного ребенка?

Публикация «Влияние мелкой моторики кистей и пальцев рук на активизацию речевого развития ребенка» размещена в разделах

- Как привить навыки здорового образа жизни?

-Как перестроить работу с современной семьей и создать оздоровительное пространство «Детский сад – здоровая семья» ?

-Как реализовать в полной мере права современного ребенка на здоровье и безопасность?

Цель проекта : создание и реализация комплексной системы работы всех педагогов и специалистов нашего детского сада по оздоровлению дошкольников с внедрением здоровьесберегающих технологий в коррекционно- образовательный процесс МБДОУ.

Наш детский сад ищет свои пути реализации инновационной деятельности в создании комплексной системы работы по оздоровлению дошкольников, способствующей повышению педагогической и оздоровительной эффективности физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Теоретическим обоснованием необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в организацию коррекционно-образовательного процесса нашего дошкольного образовательного учреждения является разработка современной эффективной оздоровительной системы работы, включающей в себя совершенствование системы медицинского обеспечения дошкольников, единство надежных уже применяемых средств и методов физического воспитания и оздоровления детей и принципиально новых здоровьесберегающих технологий.

Проблема :разработка современной комплексной системы работы с детьми по оздоровлению, коррекции речевых нарушений и физическому воспитанию с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий

Цель пед. часа: систематизация знаний педагогов об организации коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития посредством применения методики «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Н. Н. Ефименко»

Влияние мелкой моторики кистей и пальцев рук на активизацию речевого развития ребенка

Прогноз о наличии или отсутствии у ребенка предрасположенности к патологии речи можно строить достаточно рано. Считается, что, если малыш в семимесячном возрасте уже может вытащить из кулачка только указательный палец, это свидетельствует о хорошем прогнозе: у ребенка мало вероятности иметь патологическую речь.

У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлена недостаточная сформированность моторных функций, в частности, мелкой моторики. Изучая механизмы формирования речи ребенка, а также физиологические условия, которые могут облегчить и ускорить этот процесс, они определили, что уровень развития речи ребенка находится в прямой зави-симости от степени сформированности мелких движений пальцев рук. Было убедительно доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созре-вание центральной нервной системы, одним из проявлений которого является более эффективное развитие речи. Таким образом, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. - если движения пальцев соответствуют возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. Движения пальцев рук исторически оказались тесно связанными с речевой функцией, поскольку первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки, поэтому развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такова же логика развития речи ребенка. Сначала формируются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующие совершенствования речевых реакций находятся в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Поэтому очень важно для детей от трех месяцев до семи лет в упражнения на развитие общей моторики включать упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев. Причем элементы по развитию мелкой моторики можно применять в различных основных двигательных режимах, используемых в программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» :

1. Упражнения в воде.

2. Упражнения в положении лежа на спине, боку, животе.

3. Ползание по-пластунски различными способами.

4. Упражнения в положении на четвереньках на месте: на низких, средних, высоких.

5. Ползание на четвереньках (низких, средних, высоких) различными способами.

6. Упражнения в положении сидя на месте, в движении.

7. Упражнения в положении на коленях (низких, средних, высоких) на месте и в движении.

8. Упражнения в положении стоя.

9. Упражнения в ходьбе.

Н. Н. Ефименко предложил универсальный раздел: «Ручная манипулятивная деятельность, в котором представил 45 направлений. На части из них мы остановимся.

1. Поглаживание кистью различных поверхностей и предметов

2. Набивание кистью различных предметов и поверхностей (упругих)

3. Захват предметов различными примитивными способами

4. Захват предметов полноценным (округлым) кистевым веером

5. Удерживание предметов

6. Перекладывание предметов из руки в руку

7. Двуручная одновременная манипуляция одним предметом

8. Разбрасывание предметов

9. Собирание мелких предметов

10. «Роняние» предметов

11. Катание округлых и овальных предметов

12. Перемещение по поверхности плоскогранных предметов (кубик, кирпичик, коробка)

13. Прокатывание предметов в створ

14. Складывание предметов в заданное место (например в обруч)

15. Строительство заданных рациональных форм в заданном месте

16. Подбрасывание предметов без последующей ловли

17. Нанизывание твёрдых предметов на стержень

18. Нанизывание твёрдых предметов на верёвку. Скакалку

19. Плетение узоров-макраме

По мнению Н. Н. Ефименко развивать руку ребенка необходимо с самого рождения. Сжатые кулачки малыша надо нежно и осторожно массировать по наружному краю кисти - от мизинца к запястью. С малышом 1-7 месяцев массажные упражнения проводятся по 3-4 раза вдень и состоят они из 4-6 движений продолжительностью 10-20 секунд каждое. Начиная с 1-2 месяцев полезно вкладывать в разжатые кулачки ребенка круглые предметы так, чтобы большой пальчик находился с противоположной стороны от остальных пальцев, помогать ребенку удержать предмет, а затем потянуть его к себе и покрутить из стороны в сторону. С 3 месяцев необходимо развивать умение брать игрушку из рук взрослого, а с 5 месяцев - побуждать малыша брать игрушку сверху, снизу, сбоку. С семимесячного возраста включают массаж кисти рук и каждого пальчика. Проводятся активные разминания и поглаживания (ежедневно в течение 2-3 минут). Уже с десятимесячного возраста следует проводить упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Очень важно, чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Детям можно давать катать пальчиками деревянные, пластмассовые, пластилиновые шарики, палочки и бусинки различного диаметра, вовлекая в движение все пальчики. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать пирамидку, перекладывать из кучки на кучку мелкие предметы : палочки, морские камешки, пуговицы и др. В полуторагодовалом возрасте детям можно давать более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание бантов, шнуровка. Хорошо тренируют движения пальчиков народные игры-потешки и «пальчиковые игры» с речевым сопровождением и без него. Научившись показывать пальчиками различных животных и фигурки, можно предложить ребенку разыграть небольшие сценки, пересказать сказку или небольшой рассказ, сопровождая слово построением фигурок из кисти и пальцев рук. Творческий педагог и заботливые родители всегда придумают интересный рассказ или сказку, которые можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Важно добиться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко и непринужденно, приносили бы ему удовольствие. Здесь можно вести речь о так называемом пальчиковом театре, когда специальные маленькие куклы надеваются на пальцы. Соответственно, управление этими куклами будет осуществляться пальцевыми движениями.

Таким образом, было доказано, что интенсивная работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи за счет систематического включения упражнений координационного характера значительно сокращает сроки достижения поставленных коррекционно-логопедических задач.

Резюмируя данный раздел и учитывая многолетний опыт применения методики Н. Н. Ефименко, представлена примерно такая схема актуализации координационных упражнений при работе с детьми, имеющими речевые отклонения :

A) Упражнения для координации тела и

опоры, тела и гравитационной составляющей.

Б) Упражнения для глобальной координации туловища и конечностей.

B) Упражнения для двуручной координации.

Г) Упражнения для кистевой координации.

Д) Упражнения для пальцевой координации.

Е) Упражнения для «зеркальной» координации (неудобной рукой; ведущей рукой, но в нестандартном ее положении, например, за спиной; осуществляя непрямой визуальный контроль движений при помощи зеркала).

Ж) Упражнения для развития артикуляционной и мимической координации.

• Сегодня я хочу остановиться на изготовленных вашими руками ступалках

Чтобы усилить импульсацию с кистей на речевые центры, Н. Н. Ефименко уже много лет предлагает их применять. Они относятся к индивидуальному ручному физкультурному инвентарю и могут подбираться персонально каждому ребенку. Ступалки бывают самых разных конструкций: от простых, классических, в виде двух деревянных «кирпичиков» - до более сложных, с функцией качения и вращения.

Суть всех конструкций сводится к одному - усилить физическое воздействие на лучезапястные суставы как в количествен ном плане, так и в качественном. Ведь при таком ползании на кисти и лучезапястные суставы будут даваться не совсем типичные, неординарные усилия, но вполне доступные для детей в целом. Суть использования ступалок заключается в том, что при выполнении каких-либо видов ползания детям с нарушениями речи предлагается взять в каждую кисть по ступалке и продолжить передвижение с опорой на них. При этом ступалки необходимо старательно удерживать в пальцах, чтобы не потерять опорную способность рук. Поначалу у кого-либо из детей это может не получиться, но в дальнейшем они вполне освоятся с новыми приспособлениями и даже сами пожелают заниматься именно с ними!

Публикации по теме:

Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние мелкой моторики кистей и пальцев рук на активизацию речевого развития ребенка
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 21:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние мелкой моторики кистей и пальцев рук на активизацию речевого развития ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Каплина Вероника (УИ 79126) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД