Лучший педагог года

Проект «Цвети, мой край, Мордовия моя!» Влияние народной музыки на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Венера Наильевна Капкаева
Проект «Цвети, мой край, Мордовия моя!» Влияние народной музыки на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Проект «Цвети мой край, Мордовия моя!»

Вид проекта: долгосрочный, коллективный, художественно-творческий.

Актуальность

Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Публикация «Проект „Цвети, мой край, Мордовия моя!“ Влияние народной музыки на духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах

Народная культура – это источник развития творческого потенциала детей и взрослых. Это национальная память народа, которая позволяет ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Сохранение истории определяет будущее нашего народа. Через народное творчество ребёнок последовательно развивается, проявляя свои неограниченные умения и фантазию.

Культура народов родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей духовно-нравственных ценностей, чувства национальной гордости.

Гипотеза

Воспитывать у ребенка любовь и уважение к этнокультуре родного края надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что музыкальное народное искусство формирует чувство самоуважения и уважение к культуре народов, населяющих республику.

Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Цель проекта: приобщение детей к истокам национальной культуры и быта народов республики Мордовия за счёт введения в репертуар для слушания, пения и ритмики народной музыки и музыки композиторов Мордовии. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду. Сохранение и развитие народной музыкальной культуры через подготовку и проведение народных праздников, циклов занятий по народному искусству, презентаций и т. д. Создание радостного настроения, положительных эмоций.

Задачи проекта:

- знакомство детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале

- воспитание эмоциональной отзывчивости к мордовской, русской, татарской народной музыке;

- формирование устойчивой потребности в общении с представителями разных этнокультур через сравнительное содержание музыкального репертуара;

- развитие понимания и умения ценить народное творчество;

- установление взаимосвязи музыки с другими видами деятельности;

- поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков посредством произведений народного искусства, песен, плясок, хороводов, игр, потешек, прибауток и т. д. ;

- развитие художественно-творческой активности детей - формирование самостоятельности, инициативности, раскрепощенности;

- обучение способам сотрудничества и общения детей и родителей, развитие коммуникативности детей через народные традиции.

Этапы и направления реализации проекта

I этап: подготовительный.

1. Изучение и анализ музыкально-педагогической литературы, образовательных и региональных программ.

2. Изучение и анализ инновационного опыта педагогов в музыкальном воспитании и образовании дошкольников.

3. Систематизация материалов программно-методического обеспечения, создание необходимой предметно-развивающей среды.

4. Разработка перспективных планов по музыкальному образованию дошкольников (музыкально-образовательная деятельность, слушание-восприятие народной музыки, обучение игре на народных музыкальных инструментах).

5. Определение критериев уровня музыкального развития детей.

1. Изучение и анализ музыкально-педагогической литературы, образовательных и региональных программ.

2. Изучение и анализ инновационного опыта педагогов в музыкальном воспитании и образовании дошкольников.

3. Систематизация материалов программно-методического обеспечения, создание необходимой предметно-развивающей среды.

4. Разработка перспективных планов по музыкальному образованию дошкольников (музыкально-образовательная деятельность, слушание-восприятие народной музыки, обучение игре на народных музыкальных инструментах).

4. Определение критерий уровня музыкального развития детей.

Ожидаемые результаты

-Проанализирован и систематизирован имеющийся материал по музыкальному образованию детей. Изучены региональные программы «Валдоня», «Мы в Мордовии живём»;

-Выявлен уровень освоения детьми образовательной программы.

-Сформировано целостное представление о взаимосвязи планов программ и пособий, определены пути их реализации в проекте.

-Определены критерии уровня музыкального развития детей дошкольного возраста, разработаны таблицы.

II этап: практический

Консультации для педагогов:

-«Влияние народной музыки на музыкально-творческое развитие детей».

-«Создание фольклорного центра в группе».

Выступление на педсоветах по вопросам:

-«Знакомство детей с произведениями народной музыки, приобщение к национальной культуре».

-«Приобщение детей к истокам русской народной культуры в соответствии с народным календарём».

Реализация перспективно-тематических планов по музыкальному образованию детей

Темы занятий:

- «Большая и малая Родина».

- «Народные песни и танцы татарского народа».

- «Саранск-столица Мордовии».

Консультации для педагогов:

-«Влияние народной музыки на музыкально-творческое развитие детей».

-«Создание фольклорного центра в группе».

Выступление на педсоветах по вопросам:

-«Знакомство детей с произведениями народной музыки, приобщение к национальной культуре».

-«Приобщение детей к истокам русской народной культуры в соответствии с народным календарём».

Методико-обучающие занятия для детей по реализации тематических планов по музыкальному образованию детей:

-Музыкально-тематическое занятие «Гимн - главная песня страны»

-Музыкально-тематическое занятие «Народные инструменты»

-Интегрированное занятие «Жаворонушки весну кличут».

-Интегрированное занятие «Мордовские матрешки».

Педагогическое сопровождение семьи по музыкальному образованию детей:

1. Темы консультаций:

- «Музыка в жизни ребёнка».

-«Развитие эмоциональной отзывчивости детей посредством народной музыки».

4. Праздники и развлечения:

-«Весенние капельки» - концерт семейных талантов.

-развлечение «Посиделки»;

-Семейный праздник «Масленица».

-участие в фестивале «Россия-душа моя»

Ожидаемые результаты

Педагоги мотивированы для создания условий реализации проекта.

-Сформирована педагогическая компетентность у сотрудников по музыкальному образованию дошкольников.

-Педагоги подготовлены для помощи детям в реализации творческих музыкальных заданий в самостоятельной музыкальной деятельности дома и в детском саду.

-Сформированы представления педагогов о системе музыкального воспитания дошкольников, проанализированы поэтапно-творческие планы по восприятию народной музыки, по музыкально-образовательной деятельности.

-Актуализированы знания педагогов о народной музыке, о её значении в процессе становления личности ребёнка.

- Углублены представления педагогов о музыкальных инструментах, о составе народного оркестра, о роли народной музыки в интеллектуальном развитии детей.

-Разработаны рекомендации и оформлена подборка музыкальных народных произведений для детей.

-Сформирован запас музыкальных впечатлений,

повышена музыкальная компетентность дошкольников.

-Осознанное овладение детьми программным материалом.

-Дети различают на слух русские, мордовские, татарские народные песни.

-Уверенно различают вокальную и инструментальную музыку, имеют представление о жанрах народной музыки (попевки, потешки, частушки, песни, колядки)

- Обобщён опыт работы с детьми по музыкальному образованию, выявлены знания детей, музыкальные предпочтения.

- Дети ознакомлены с творчеством русских, мордовских композиторов –, сформированы представления детей о народной музыке; дети знают состав народного оркестра, слышат и различают звучание солирующих музыкальных инструментов в оркестре.

- Дети научены приёмам игры на различных детских народных музыкальных инструментах. Эмоционально и выразительно исполняют музыкальные произведения индивидуально и в оркестре.

- Актуализированы представления родителей о влиянии народной музыки на духовное становление личности, о развитии музыкальных способностей и творческих проявлениях детей.

- Родители подготовлены к совместному прослушиванию народных произведений, к проведению праздников в семье.

- Разработаны рекомендации помощи родителями по проведению праздников в семье.

- Адресная направленность рекомендаций семье с учётом достижений и проблем ребёнка.

- Создана атмосфера сотрудничества по вопросам музыкального воспитания.

- Семейные праздники объединили родителей, детей и педагогов. Выявлены музыкальные таланты среди родителей и детей, организованы творческие встречи в детском саду.

III этап - обобщающий.

Детские музыкальные конкурсы:

-Конкурс танцевального мастерства.

-Конкурс знатоков народной музыки «Народная мозаика»

-Конкурс исполнителей музыки на народных музыкальных инструментах.

-Мониторинг основ музыкальной компетентности детей.

-Анализ реализации проекта, прогнозирование самостоятельности детей в музыкальной деятельности.

Ожидаемые результаты

- Созданы условия, направленные на формирование музыкальной компетентности детей в процессе интеграции видов музыкальной деятельности.

- Усвоенные знания и умения дети применяют

самостоятельно.

- Определён уровень музыкального развития детей.

- Организационно педагогическая работа музыкальной деятельности носит системный и комплексный характер. Дошкольник духовно развит, музыкально компетентен.

Выводы и результаты

Занятия, выступления, концерты, показывают, что дети усваивают знания, полученные в процессе подготовки. Они знают разнообразные жанры русских, мордовских, татарских песен. Умеют различать их на слух. Исполняют русские, мордовские, татарские народные песни, хороводы, пляски, игры. Умеют передать игровой образ персонажа в ходе исполнения. Они знают костюмы русского, мордовского, татарского народов.

У детей появился устойчивый интерес к жизни своих предков, к их творчеству и быту, укладу жизни. Повысился уровень творческой активности, желание брать на себя роль ведущих, выполнять красиво и выразительно исполняемый репертуар. Родители активно посещают и участвуют в различных мероприятиях.

Публикации по теме:

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Роль музыкального руководителя в организации совместной деятельности взрослого с детьми Музыка в дошкольном учреждении - Источник особой детской радости - Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Цвети, мой край, Мордовия моя!» Влияние народной музыки на духовно-нравственное воспитание дошкольников
Опубликовано: 18 января 2014 в 21:54
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД