Приложение МААМ

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка

А Ирина
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечным, постоянно изменяющимся миром начинается с первых лет жизни малыша. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, ребенок постигает законы природы и мира людей, каждый день совершая свои маленькие открытия. Исследование является инструментом не только познания, но и активного преобразования ребенком окружающей действительности, оказывает благоприятное воздействие на его мировоззрение.

Публикация «Влияние окружающего мира на развитие ребёнка» размещена в разделах

Исследование в детском саду организуется с целью познания реальных предметов и объектов окружающего мира и формирования познавательной, речевой и коммуникативной компетентностей ребенка.

Содержанием исследований является все то, что окружает ребенка, то, что он видит ежедневно, и то, что от него скрыто:

• это живая природа– многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т. д. ;

• неживая природа – воздух, почва, звук, песок, камни, свет, цвет, вес и т. д. ;

• мир растений – деревья, растения, цветы, грибы;

• рукотворный мир – все то, что сделано руками человека, история и эволюция человеческой цивилизации в предметах быта, искусства, культуры и науки;

• мир человеческих отношений – когда ребенок на собственном опыте и примере окружающих людей, литературных персонажей постигает нормы и правила общения, взаимодействия, межличностных отношений.

В процессе познания ребенок учится находить в окружающей среде предметы, объекты, явления, выявлять их свойства и качества, находить отличительные особенности. Детей 5-6 лет уже не устраивает простая констатация фактов, им необходимо самим выяснить, так ли это на самом деле, убедиться в верности утверждения или суждения. Им интересно знать, как предметы или объекты зависят друг от друга, какое влияние оказывает человек на окружающий мир и отдельные его объекты.

Формирование исследовательских умений и навыков – одна из важных задач. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, которые получены простым, репродуктивным путем.

Для развития познавательной активности детей необходима система познавательной деятельности, т. е. постепенное усложнение познавательных задач, и использование специальных методов - проблемные вопросы и проблемные ситуации, задания исследовательского характера, опытно-экспериментальная деятельность и др.

Рассмотрим, каким образом формируется познавательная компетентность ребенка на примере объекта неживой природы «Песок» (Занятие «Сыплем, лепим»).

Объект – песок

Физические свойства – мелкий, светлый, сыплется.

Рассматривая его через лупу, дети обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок потому и сыплется. Далее предлагаю детям слепить фигурку из песка, дети выясняют, что из сухого песка слепить невозможно. Сами предлагают добавить воды. Подвожу детей к тому, что объекты неживой природы связаны между собой (вода и песок).

А как же влияет человек на песок?

Дети уже знают, что песок сыпучий, мелкий, легко пропускает воду, быстро нагревается и остывает, бывает разного цвета, легко меняет форму, находится в постоянном движении, во влажном состоянии темнеет, и из него хорошо лепятся разные фигурки. Человек уже давно научился использовать песок для своих нужд. Из него делают стекло, используют в строительстве, он нужен для игры и отдыха. Больше всего песка в пустынях.

Далее необходимо установить, как песок взаимосвязан с другими объектами живой и неживой природы. Вспоминаем тему «Пустыня» и выясняем, что песок, растения, животные связаны между собой.

Возраст 4-7 лет является наиболее сензитивным не только для развития познавательных процессов, но и для развития речевой деятельности. Каким образом происходит формирование лингвистической компетентности, попробуем проследить на примере объекта живой природы «Одуванчик» (лексическая тема «Цветы»)

Наблюдая за одуванчиками, дети уже имели базовые знания и умения по этому блоку. Мы выясняли, из чего он состоит, каковы его функции:

• Что он делает – цветет, пахнет, колышется, пьет, гнется, гибнет, размножается….

• Какой он на ощупь – мягкий, влажный, шершавый.

• Как используется – для красоты, для сбора нектара пчелами, из них можно варить варенье.

• Словотворчество – одуванчиковое варенье, одуванчиковая поляна и др.

Во время утреннего приема на участке дети заметили, что бутоны одуванчика закрыты, и сначала подумали, что они завяли. После предложения педагога понаблюдать в течение дня за одуванчиками дети заметили, что бутоны на некоторых одуванчиках раскрылись, а некоторые остались еще закрыты. Дети начинают доказывать, почему же это произошло? Выглянуло и пригрело солнышко, распустились те бутоны, которые были на солнечной стороне.. корни одуванчиков напились воды, и бутон распустился.

Почему утром бутон закрыт, а днем раскрывается? Подобный вопрос является замечательным поводом для установления связи между небесными телами (солнцем) и земными растениями.

У детей появляются навыки доказательной речи, навыки рассказывания, пересказывания, они пытаются объяснить, почему они считают именно так, а не иначе. У детей развивается - словесно-логическое мышление, дети используют различные грамматические формы для оформления своего суждения.

На занятиях дети учатся вступать в диалог и вести его, учатся задавать вопросы, учатся обращаться с предложениями: «Давайте сделаем так». Дети самостоятельно задумывают какую-то исследовательскую деятельность, учатся планировать ее, договариваются со сверстниками о совместных действиях, сами распределяют обязанности между собой, учатся комментировать свою деятельность и сами делают необходимые выводы.

Значимость работы заключалась в том, что проведение исследований, опытов, экспериментов побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества т. к. подбираются с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

• активность, стимулируемая взрослым;

• собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим.

Ребёнок самостоятельно говорит, рассуждает, у него развивается целый спектр умений и способностей, в том числе исследовательских, математических, языковых. Ребенок участвует в разработке алгоритма или плана исследования. Все предложенные варианты выслушиваются, и дети являются активными участниками в обсуждении всех предлагаемых решений. Ну и, конечно же, ребёнок имеет право на ошибку, но эту ошибку он должен найти и осознать сам, и сам же найти способ, чтобы ее исправить.

Публикации по теме:

Благотворное влияние игр с кинетическим песком на развитие ребёнкаБлаготворное влияние игр с кинетическим песком на развитие ребёнка Кинетик – это разработанный учёными из Швеции инновационный материал, который предназначен для игры с ребёнком. Инновационные качества.

Дидактический материал «Хоровод снежинок» на развитие эмоционального мира ребёнкаДидактический материал «Хоровод снежинок» на развитие эмоционального мира ребёнка При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития.

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.

Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка» Дошкольное детство - это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Именно в эти годы ребёнок приобретает первоначальные.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира»Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира» В нашем СПДС «Солнышко» продолжает проводиться систематическая работа по проведению совместных мероприятий с Тольяттинской творческо-театральной.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка
Опубликовано: 18 февраля 2024 в 08:06
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние окружающего мира на развитие ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем А Ирина (УИ 614398) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД