Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

валентина зарипова
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Сенсорное воспитание ребенка в раннем возрасте нельзя переоценить и в этом направлении делается многое, например – пальчиковая гимнастика.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном соотношении. По насыщенности акупунктурными, кисть не уступает уху и стопе.

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на печень и почки; мизинца – на сердце. Так что, пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.

В работе я использую основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (т. е. количество упражнений и степень их сложности) варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Для начала занятий выбираю более простые упражнения.

1. «Ты утенок не пищи

Лучше маму поищи»

(Сжимание и разжимание пальцев рук.)

2. «Водичка, водичка

Умой мое личико….» (Выполнение движений в соответствии с текстом.)

3. «Замочек» (Выполнение движений в соответствии с текстом.)

4. «Заборчик» (Выполнение движений в соответствии с текстом.)

5. «Полетели птички,

Птички – невелички,

Сели птички. Посидели,

Опять полетели.» (Пальцы переплетены, ладони сжаты.

Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стихотворения.)

Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста. Каждое занятие проводится в течении нескольких минут - два, три раза в день. При этом не делаются все упражнения сразу, начинают с одного, еженедельно добавляя по одному и доводя до комплекса из 4 – 6 упражнений. После каждого упражнения необходим расслабляющий момент (например: опустили руки и потрясли ими, или покачали ручками – ручки отдыхают.)

К середине учебного года перехожу к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком.

1. «Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать….»

2. «Этот пальчик – дедушка…

3. Мышка мылом мыла лапку-

Каждый пальчик по порядку.

Не забыла я указку-

Смыв с нее и грязь и краску.

Средний мылила усердно-

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла

Очень он боялся мыла»

(массаж пальчиков)

К концу учебного года можно детям предлагать уже такие упражнения как:

1. «Пальчики здороваются»

2. «Повстречал ежонка еж…»

3. «Зайка в норке»

4. «Зайка и барабан»

(Кончиком большого пальца касаемся поочередно кончиков всех пальцев.)

К пальчиковой гимнастики следует добавлять упражнения на развитие мелкой моторики рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание пирамидок; перекладывание карандашей, пуговиц; перекатывание шестигранного карандаша.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значить – развивать речь ребенка. И это потому, что каждый палец ребенка имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координированно и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, что бы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются – ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самые простые упражнения – это изображение при помощи пальчиков различных фигурок:

«Флажок»

(Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.)

«Очки»

(Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.)

«Зайчик»

(Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони «Заяц шевелит ушками»)

«Коза»

(Указательный и мизинец разведены в стороны. Остальные пальцы прижаты к ладони. «Коза бодается».)

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

«Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

этот пальчик чистил,

этот пальчик резал

этот ел

ну а этот все глядел»

«Апельсин»

Мы делили апельсин –

Много нас, а он один

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа

Эта долька для улитки

Эта долька для чижа

Ну а волку – кожура!

Публикации по теме:

Дидактические игры, настольные пособия по сенсорному развитию.Дидактические игры, настольные пособия по сенсорному развитию. Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Флеш-альбом. Тема: «Животные».Флеш-альбом. Тема: «Животные». Флеш-альбом Тема "Животные". Пальчиковая гимнастика играет большую роль в общем развитии детей. Это, прежде всего, развитие речи, артикуляционного.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Овощи
  • Домашние животные
Автор публикации:
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
Опубликовано: 9 января 2013 в 13:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Изготовление картины «Не играй у дороги»
Изготовление картины в технике пластилинография "Не играй у дороги" на конкурс «Дорога глазами детей» Знакомство детей с правилами дорожного движения –...
Конспект по теме: «Зима». Младшая группа
Составила воспитатель: Макарова Н. В. ГБДОУ детский сад «36 компенсирующего вида Конспект – занятие по теме: «Зима» Программные задачи: Коррекционные...
Проект «Мой поселок Коноша»
Проект «Мой поселок Коноша» Разновозрастная группа. Проект: краткосрочный ( 2х недельный, познавательный, групповой. Актуальность. Воспитание любви и...
Летний проект: Путешествие в страну правил дорожного движения!
Путешествие в страну правил дорожного движения. На дороге целый день сильное движение, Не остановить поток даже на мгновение. Чтобы не случилось опасных...
День добрых дел!
День добрых дел! Прекрасная традиция городского праздника Дня древонасаждений возрождена на Дону совсем недавно. Решением губернатора этому замечательному...