Папки-передвижки

Влияние сказки на развитие ребенка дошкольного возраста

Захарян Сильва Рубиковна
Влияние сказки на развитие ребенка дошкольного возраста

Сказка- великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам, и через сказку

раскрывается перед нами тысячелетняя история народа

(Алексей Николаевич Толстой)

Все мы не раз задавались вопросом: как сделать так, чтобы наши дети, едва вступив в жизнь, не оказались обделенными не только нашим вниманием и любовью, но и добрым отношением других людей?

Что мы, взрослые, должны сделать для этого? Кто-то скажет-это дело самих детей, они должны сами научиться общению с окружающими. Кто же, как не мы, взрослые, поможет детям научиться любви и вниманию к этому миру, к людям, которые его населяют.

Публикация «Влияние сказки на развитие ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

В своей работе я стараюсь привить детям с ранних лет любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре-фольклору, искусству. И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно уже сейчас, пока наши дети не выросли и не повернулись к нам спиной, пока они верят нам и прислушиваются к нашим словам.

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка-это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает нам возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости.

Сказка - средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру истории, она устанавливает связи: «Я и другие», «Я и вещи», «Вещи подлинные и выдуманные». Сказка нужна детям для того, чтобы создать представление о пространстве (далеко-близко) и о времени (давно -сейчас, сначала-потом, вчера-сегодня-завтра).

Из многолетних наблюдений, могу отметить, что дети очень любят сказки о животных. Именно сказки о животных лучше всего учат маленьких детей. Для воспитанников животные не просто персонажи, а настоящие личности со своими умениями, чувствами, недостатками и достоинствами.

Воспитанникам очень нравятся такие сказки, как «Теремок», «Рукавичка», «Коза-дереза», «Три медведя», «Лиса и волк». Считаю, что с помощью данных сказок у детей раскрываются такие качества как: хитрость, мудрость и проворность.

В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство, через которое я стараюсь развить у детей чувство реального и простого, веселить, развлекать, радовать, приводить в движение душевные силы. Однако, сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу-радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки.

Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух-герой, лиса-хитрая обманщица, волк-жадный, медведь-глупый, коза-лживая.

Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи. В сказках о животных много песенок: поет лиса: «Петушок, петушок, золотой гребешок…»; поет коза «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопрется, отворится…»; поют волк, медведь и другие персонажи. Сказки изобилуют веселыми присловьями: «лиса при беседе краса», «заюнок-кривоног по горе скок», «комар-пискун», «муха-горюха» и др. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико -игровой форме.

Чтобы дети лучше воспринимали и понимали сказки, в своей деятельности сопровождаю повествование сказок демонстрированием соответствующих иллюстраций. С детьми разыгрываем сказки, переодеваясь в костюмы, а также стараюсь использовать обычных кукол или кукольный театр.

Даже при последующих занятиях во время рисования, отмечаю, что у детей мысли и чувства, вызванные сказкой, проявляются в последующих действиях.

Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей.

Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению- и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни стало.

Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.

Социально-педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушающий ее имеет возможность, опираясь на реально-бытийные моменты сказки, психологически принять её «небытийную», ирреальную сторону.

Это имеет важное значение для социально-педагогической практики, поскольку позволяет развивать творческое воображение ребенка, его композиционное мышление на базе стандартных элементов.

Разумеется, многое зависит от нас, от таланта педагога, который сам должен обладать творческой фантазией, способностью к экспромтам, обладать «композиторским» мастерством.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит.

В заключение хочется отметить, что те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь для дошкольников и взрослых. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности и важное средство формирования личности, а для взрослых - это уроки, в которых сказка обнаруживает свое воздействие на ребенка.

Литература:

1. Пахомова, О. Н. Добрые сказки. Этика для малышей / О. Н. Пахомова. - М. : Прометей, 2003. - 85 с.

2. Яковлева У. Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М. ,2008.

3. Бунятова А. Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. // Успехи современного естествознания. - 2010. -№6

4. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб. : Речь, 2010. 240 с.

Публикации по теме:

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет)Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста» Вашему малышу уже 5 лет!Он удивляет своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Возраст 4-5 лет -период относительного затишья.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние семьи на развитие ребенкаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние сказки на развитие ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 25 декабря 2020 в 23:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД