Любовь Болотина
Влияние сказки на становление личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – самое древнее и действенное средство воспитания и развития ребенка. Так как в силу возраста он еще не способен воспринимать нравоучения, наилучшим способом морально-нравственного ориентирования является именно чтение сказок.
Чтение вслух родителем улучшает слуховое восприятие ребенка. При этом звуковая информация преобразуется в наглядно-образную, тем самым улучшая умение ребенка фантазировать. Мир малыша довольно ограничен: он включает в себя небольшой круг родных людей и некоторые места, а благодаря сказкам ребенок узнает, что существуют и лешие, и Баба-Яга, и говорящие лесные звери. Таким образом, познавательный мир ребенка постепенно расширяется, а так как каждый герой в сказке имеет свой характер и совершает определенные действия, несущие в себе нравственный оттенок, ребенок постепенно научается ориентироваться в полюсах «хорошо-плохо».
Публикация «Влияние сказки на становление личности ребенка» размещена в разделах
Благодаря сказкам процесс становления личности становится контролируемым. Родитель должен серьезно подойти к выбору сказки : следует учитывать возраст и особенности характера ребенка. Для двухлетнего малыша «Мальчик с пальчик» может оказаться сложным для восприятия, а, например, сюжет о сестрице Аленушке и братце Иванушке, который ослушался и выпил воду из копытца, окажет воспитательное воздействие – нужно слушаться старших. Причем данное воздействие будет не прямым, а косвенным – ребенок сам поймет, что герой поступил плохо, и это повлекло за собой неприятные последствия.
Сюжеты и характеры сказок довольно разнообразны, и их воздействие на формирование личности нужно рассмотреть отдельно.
Бытовые сказки. Они несут в себе информацию о том, что весь мир вокруг нас – живой. Все предметы обладают характером, умеют говорить и совершать определенные действия. Это такие сказки, как «Мойдодыр», «Федорино горе» и т. д. В данных двух сказках предметы быта учат ребенка чистоплотности и уважению к, казалось бы, самым привычным и простым вещам. А если рассказать ребенку, что в его отсутствие или ночью игрушки оживают, он научится более бережно к ним относиться и убирать их по местам. Также бытовые сказки учат ребенка хитростям и умениям, которые могут пригодиться в повседневной жизни и преодолевать некоторые трудности («Три поросенка», а также «Была у зайца избушка лубяная, а у лисы – ледяная»).
Сказки о животных. Многие специалисты считают, что маленькие дети идентифицируют себя с животными, и поэтому сказки о зверях наилучшим образом передают жизненный опыт. Помимо этого, животные придают сказке более яркую эмоциональную окраску, и для ребенка они интересней. Поэтому, при выборе сказки очень важно учитывать, какой характер имеют животные и какую морально-нравственную направленность сказка имеет в целом.
Волшебные сказки обладают более сложным сюжетом, где судьбы героев переплетены и напрямую зависят от их действий. Каждый герой выполняет определенную задачу, зачастую имея при этом конкретную цель. В характерах героев ребенок видит разнообразие видов отношения к миру и другим субъектам. При этом он в состоянии оценить правильность-неправильность поведения героев. Безусловно, такие сказки предназначены для детей более старшего возраста. Примерами могут служить такие сказки как «Золушка», «Морозко».
Страшные сказки. Такие сказки имеют психотерапевтическое действие. Например, в их сюжете может быть сквозной мысль о том, что темнота не таит в себе опасности, а самые страшные звери дружелюбны. Однако зачастую в таких сказках герои не проявляют в достаточной мере свой характер. В них происходит столкновение добра и зла, и ребенок будет отождествлять себя с силами добра, принимая на себя часть переживаний.
Таким образом, влияние сказки на становление личности ребенка велико. Благодаря тому, что через психоэмоциональное восприятие ребенок учится давать оценку действиям героев, формируется морально-нравственная составляющая его характера. Так, через чтение правильно выбранных сказок родитель может мягко воздействовать на психику и характер ребенка.