Лучший педагог года

Духовно-нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства

Ирина Куликова
Духовно-нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства

Духовно - нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства

(Слайд № 1)

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». В. А. Сухомлинский

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последнее время особое значение. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Публикация «Духовно-нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах

Поэтому, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, когда очень остро встал вопрос о формировании нового человека, с высокими духовно-нравственными качествами, соответствующими исконно русской ментальности. Такое нравственное возрождение невозможно осуществить, не прикоснувшись к культурно-историческому опыту народа, создаваемому веками громадным количеством поколений.

Художник-педагог Б. М. Неменский подчеркивал, что ребенка с раннего возраста необходимо «… привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа». Дошкольное детство является самым важным этапом в становлении личности человека, его моральных устоев, нравственных и эстетических чувств, это период, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народного искусства. Маленьким детям еще не совсем доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для него, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

Считаю, что в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С Комаровой знакомство детей декоративно – прикладному искусству уделяется небольшое внимание, занятий мало и охватывают они немногие виды росписи. Поэтому я разработала дополнительную общеобразовательную программу:

«Декоративно – прикладное искусство», рассчитанную на детей в возрасте 4-7 лет.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании духовно – нравственных качеств через декоративно – прикладное искусство поставила перед собой следующие задачи:

(Слайд №2)

1. создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения (окружающая сред : игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);

2. показывать детям, чем отличаются одни произведения искусств от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть вид росписи, знакомить с цветами красок;

3. развивать умения видеть красоту в природе, искусстве; воспитывать художественный вкус;

4. формировать художественные умения в разных видах народной декоративной росписи : обучение детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах;

5. создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ;

6. осуществлять индивидуальный подход к ребёнку.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребёнка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, и будут получать удовлетворение от нее.

Для младших дошкольников наиболее доступны простые мотивы русских узоров, составленные из сочетаний треугольников, квадратов, прямых и волнистых линий, точек, кругов, полос.

Старшие дошкольники могут различать уже своеобразие народных росписей, создавать узоры по мотивам 4-6 разных видов народного декоративного искусства, усвоить основные закономерности народной росписи : колорит, составляющие её элементы, композиционные особенности, материал.

Изделия декоративно-прикладного искусства, с которыми я знакомлю детей, раскрывает перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Работу по ознакомлению дошкольников с декоративно- прикладным искусством провожу в 4 этапа :

(Слайд №3)

1. знакомство с историей данного искусства, рассматривание предметов, иллюстраций, выделение цветовых приёмов, основных традиционных элементов росписи (ягоды рябины, цветы, круги и т. д., сюжетных линий;

2. рисование простейших элементов росписи (круг, круг в круге, скрещенные, волнистые линии и т. д.);

3. составление узора с учётом приобретённых творческих навыков на бумагу;

4. Нанесение народной росписи на бумагу, бумажные формы предметов (тарелка, ложка, ваза и т. д.).

Следует подчеркнуть, что знакомство детей с каждым новым видом народной росписи конечно же начинаем с истории её возникновения. При подготовке таких занятий использую различные формы их организации: беседа с игровыми элементами, сказки, игра, путешествие, которые способны вдохновить ребят и раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства. Ведущую роль в этих занятиях выполняют образцы народных изделий.

(Слайд № 4)

Поскольку игрушка – это самый любимый и доступный детям предмет, то дымковская игрушка и матрешка, как нельзя лучше, подходит для знакомства с народной росписью в самом начале обучения. Образы народной игрушки легко узнаваемы детьми и радуют их, раскрывая мир веселого праздника, вызывая первый живой эмоциональный отклик. Затем следует изучение более сложных видов народного искусства – Городец, (Слайд № 5) художники украшали своими узорами в основном предметы деревенского быта.

(Слайд №6)

Удивительные узоры «золотой» хохломской росписи и (Слайд №7)голубой гжельской, вобравшие в себя всю красу земли русской, дают необходимый эмоциональный настрой для творческой активности детей. Глядя на эти хитросплетения птиц, трав и цветов в произведении народных мастеров дети учатся чувствовать родную русскую природу, у них просыпается желание превратить простую травинку в диковинный затейливый узор. Поэтому так важно, чтобы предметы искусства, впервые пробуждающие душу ребенка, и воспитывающие в нем чувство красоты, были национальными.

(Слайд № 8, 9, 10, 11) Готовые рисунки и поделки используем в оформление выставок и подарков родителям - все это вызывает у детей гордость за свой труд. На занятиях стараюсь создать творческую атмосферу, где ребенок сможет развить свое воображение, а самое главное — получит удовольствие от самореализации и возможности показать, сколько всего нового он теперь умеет. Значение знакомства с народным искусством для духовного - нравственного воспитания дошкольников трудно переоценить. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Так постепенно, шаг за шагом, кисть и карандаш в детских руках становятся средствами выражения духовной жизни, понимания мира и себя в этом мире и, как итог, зарождения любви и интереса к народной культуре, чувства патриотизма, уважения к своей Родине. Все это постепенно должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

(Слайд №11)

Публикации по теме:

Деловая игра «Развитие математических способностей посредством декоративно-прикладного искусства» Деловая игра «Развитие математических способностей посредством декоративно-прикладного искусства». Окружающими предметами, впервые пробуждающими.

Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки»Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки» Фотоотчёт: Знакомство с изделиями декоративно – прикладного искусства «Чудо – писанки» Искусство декоративного оформления яйца красивыми.

Мини-музей народного декоративно прикладного искусстваМини-музей народного декоративно прикладного искусства Мини – музей народного декоративно прикладного искусства. В нашем детском саду одна из годовых задач является «Знакомство детей с народным.

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника» .

Приобщение учащихся к кубанским традициям средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусстваПриобщение учащихся к кубанским традициям средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства Приобщение учащихся к кубанским традициям через декоративно-прикладное и изобразительное искусства. Происходящие в нашей стране глобальные.

Программа по ознакомлению с основами народного и декоративно-прикладного искусства «Русские узоры» Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края Государственное казенное учреждение социального обслуживания.

Роль декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольников Народное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям, оно помогает лучше узнать традиции своего края, его национальные.

Роль дидактических игр в процессе знакомства с особенностями декоративно-прикладного искусства Народные художественные промыслы, одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного.

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста «…Детский рисунок, процесс рисования- это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,.

Влияние взаимосвязи музыки и других видов искусства на духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие личности «Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного…» Р. Тагор На современном этапе развития нашего государства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства
Опубликовано: 28 сентября 2016 в 18:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД