Ирина Куликова
Духовно-нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно - нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства
(Слайд № 1)
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». В. А. Сухомлинский
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последнее время особое значение. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Публикация «Духовно-нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
Поэтому, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, когда очень остро встал вопрос о формировании нового человека, с высокими духовно-нравственными качествами, соответствующими исконно русской ментальности. Такое нравственное возрождение невозможно осуществить, не прикоснувшись к культурно-историческому опыту народа, создаваемому веками громадным количеством поколений.
Художник-педагог Б. М. Неменский подчеркивал, что ребенка с раннего возраста необходимо «… привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа». Дошкольное детство является самым важным этапом в становлении личности человека, его моральных устоев, нравственных и эстетических чувств, это период, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народного искусства. Маленьким детям еще не совсем доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для него, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.
Считаю, что в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С Комаровой знакомство детей декоративно – прикладному искусству уделяется небольшое внимание, занятий мало и охватывают они немногие виды росписи. Поэтому я разработала дополнительную общеобразовательную программу:
«Декоративно – прикладное искусство», рассчитанную на детей в возрасте 4-7 лет.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании духовно – нравственных качеств через декоративно – прикладное искусство поставила перед собой следующие задачи:
(Слайд №2)
1. создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения (окружающая сред : игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);
2. показывать детям, чем отличаются одни произведения искусств от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть вид росписи, знакомить с цветами красок;
3. развивать умения видеть красоту в природе, искусстве; воспитывать художественный вкус;
4. формировать художественные умения в разных видах народной декоративной росписи : обучение детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах;
5. создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ;
6. осуществлять индивидуальный подход к ребёнку.
Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребёнка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, и будут получать удовлетворение от нее.
Для младших дошкольников наиболее доступны простые мотивы русских узоров, составленные из сочетаний треугольников, квадратов, прямых и волнистых линий, точек, кругов, полос.
Старшие дошкольники могут различать уже своеобразие народных росписей, создавать узоры по мотивам 4-6 разных видов народного декоративного искусства, усвоить основные закономерности народной росписи : колорит, составляющие её элементы, композиционные особенности, материал.
Изделия декоративно-прикладного искусства, с которыми я знакомлю детей, раскрывает перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.
Работу по ознакомлению дошкольников с декоративно- прикладным искусством провожу в 4 этапа :
(Слайд №3)
1. знакомство с историей данного искусства, рассматривание предметов, иллюстраций, выделение цветовых приёмов, основных традиционных элементов росписи (ягоды рябины, цветы, круги и т. д., сюжетных линий;
2. рисование простейших элементов росписи (круг, круг в круге, скрещенные, волнистые линии и т. д.);
3. составление узора с учётом приобретённых творческих навыков на бумагу;
4. Нанесение народной росписи на бумагу, бумажные формы предметов (тарелка, ложка, ваза и т. д.).
Следует подчеркнуть, что знакомство детей с каждым новым видом народной росписи конечно же начинаем с истории её возникновения. При подготовке таких занятий использую различные формы их организации: беседа с игровыми элементами, сказки, игра, путешествие, которые способны вдохновить ребят и раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства. Ведущую роль в этих занятиях выполняют образцы народных изделий.
(Слайд № 4)
Поскольку игрушка – это самый любимый и доступный детям предмет, то дымковская игрушка и матрешка, как нельзя лучше, подходит для знакомства с народной росписью в самом начале обучения. Образы народной игрушки легко узнаваемы детьми и радуют их, раскрывая мир веселого праздника, вызывая первый живой эмоциональный отклик. Затем следует изучение более сложных видов народного искусства – Городец, (Слайд № 5) художники украшали своими узорами в основном предметы деревенского быта.
(Слайд №6)
Удивительные узоры «золотой» хохломской росписи и (Слайд №7)голубой гжельской, вобравшие в себя всю красу земли русской, дают необходимый эмоциональный настрой для творческой активности детей. Глядя на эти хитросплетения птиц, трав и цветов в произведении народных мастеров дети учатся чувствовать родную русскую природу, у них просыпается желание превратить простую травинку в диковинный затейливый узор. Поэтому так важно, чтобы предметы искусства, впервые пробуждающие душу ребенка, и воспитывающие в нем чувство красоты, были национальными.
(Слайд № 8, 9, 10, 11) Готовые рисунки и поделки используем в оформление выставок и подарков родителям - все это вызывает у детей гордость за свой труд. На занятиях стараюсь создать творческую атмосферу, где ребенок сможет развить свое воображение, а самое главное — получит удовольствие от самореализации и возможности показать, сколько всего нового он теперь умеет. Значение знакомства с народным искусством для духовного - нравственного воспитания дошкольников трудно переоценить. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Так постепенно, шаг за шагом, кисть и карандаш в детских руках становятся средствами выражения духовной жизни, понимания мира и себя в этом мире и, как итог, зарождения любви и интереса к народной культуре, чувства патриотизма, уважения к своей Родине. Все это постепенно должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
(Слайд №11)