Папки-передвижки

Влияние технологии ТРИЗ на формирование лексической грамотности

Лина Констанкевич
Влияние технологии ТРИЗ на формирование лексической грамотности
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние технологии ТРИЗ на овладение лексической грамотности

У ребёнка запас слов обыкновенно не мал,

но быстро отыскать в памяти слов

Требуемую форму и составляет дар его речи

К. Д. Ушинский

Мир, в который приходит ребёнок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем, ребёнку необходимо разобраться в назначении свойств, качеств, предметов; в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающей действительности. Особую роль в познании мира ребёнком занимает умение общаться с окружающим миром. Для того, чтобы ребёнок не испытывал особых затруднений в установлении речевых контактов, мы должны постоянно обогащать его лексический багаж, потому что, чем богаче лексический багаж, тем разнообразнее, точнее и выразительнее речь ребёнка.

Публикация «Влияние технологии ТРИЗ на формирование лексической грамотности» размещена в разделах

Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; творческой личности.

Достижению этих целей способствует решение следующих задач:

Осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления. Воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность. Развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности.

У дошкольников пассивный словарь в значительной степени превышает активный, одна из существенных проблем – перенести как можно больше слов из пассивного словаря в активный словарь детей.

Значит, нужна тренировка активного словаря детей. Помимо обычно используемых в этих целях методик, мы применяем методы и приемы ТРИЗ – РТВ, которые не только помогают в формировании словаря, развивают воображение, фантазию, но и позволяют раскрепостить мышление.

Метод фокальных объектов позволяет перенести признаки трёх предметов на объект. При этом развивается способность к анализу и синтезу, поиску аналогов, на получение новых словосочетаний, сочинение сказок, закрепление знаний об окружающем мире, активизируется словарь.

Игра «Укрась слово»

Цель: развивать образное мышление, воображение, использовать в своей речи прилагательные, называя признаки предмета на другой и описывать результат.

Например: украшаем слово «осень»

Мама корзина котенок

добрая разноцветный плетёная

нежная пушистый соломенная

ласковая резвый легкая

красивая озорной красивая

дорогая красивый маленькаябольшая

строгая

белолапый

Осень – добрая (дарит урожай);

Осень - Строгая (холод, дождь, заморозки);

Осень - Любимая (много овощей, фруктов, цветов);

Осень - Соломенная (стога соломы, сена); и т. д.

Системный подход. Через все занятия по системному подходу проходят такие задачи, как развитие речи, формирование словаря, перевод из пассивного словаря в активный.

Например: игра «Части – целое» (по методу прямой аналогии)

Профессия – что делает? – чем занимается?

Из каких ресурсов? (материалов).

Повар:

Что делает? Чем делает? Из чего делает?

Готовит еду ножом муки

Варит мясорубкой яиц

Жарит ложкой масла

Взбивает миксером фрукты

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Презентация по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи". «Учите ребёнка, каким – нибудь.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние технологии ТРИЗ на формирование лексической грамотности
Опубликовано: 21 апреля 2014 в 08:05
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние технологии ТРИЗ на формирование лексической грамотности» (включая файлы) размещена пользователем Лина Констанкевич (УИ 16054) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД