МААМ-картинки

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс для ознакомления дошкольников с игрой

Наталья Германовна Фиркалова
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс для ознакомления дошкольников с игрой
▼ Скачать + Заказать документы

Внедрение

информационно – коммуникационных технологий

в образовательный процесс для ознакомления дошкольников с игрой

«Если сегодня мы будем учить так, учили

вчера, мы украдем у наших детей завтра»

Джон Дьюи.

Начну с аксиомы: «Современное информационное общество не может существовать без компьютеров, цифровой техники». Мы живем в век, когда происходит компьютерная революция, и являемся свидетелями того, что компьютеры прочно и быстро проникают в школы, дома, а теперь и в детские сады. Прогресс не стоит на месте, и современная индустрия предлагает множество компьютерных технологий, помогающим дошкольникам в развитии их познавательных процессов, творчества, а, следовательно, и более успешной подготовке к школе.

Публикация «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс для ознакомления дошкольников с игрой» размещена в разделах

Что же такое информационно – коммуникационные технологии (ИКТ?

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Внедрение современных технологий интеллектуально – творческого развития в повышении качества дошкольного воспитания и подготовки ребенка к школе предполагает работу в трех направлениях:

1. Работа с детьми:

• Индивидуальные занятия на компьютере,

• Подгрупповые занятия по подготовке к школе,

• Демонстрация образовательных фильмов и мультфильмов,

• Диагностика, развитие и коррекция познавательных способностей и эмоционально – волевой сферы,

• Закрепление пройденного материала,

• Использование методов фото и музыкальной терапии.

2. Работа с педагогическим коллективом:

• Обучение использованию ИКТ в работе,

• Обучение работе в различных программах,

• Консультации, семинары, презентации своего опыта с помощью ИКТ,

• Повышение своей квалификации по различным темам, оснащение образовательного процесса.

3. Работа с родителями:

• Выявление позиции родителей об использовании ИКТ в ДОУ,

• Консультирование и диагностика родителей по запросам,

• Профилактика негативного влияния ИКТ и ТВ на ребенка,

• Проведение родительских собраний и консультаций с использованием ИКТ,

• Проведение конкурсов, выставок и творческих проектов.

Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Сегодня ИКТ позволяет:

• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.

• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога (оформлении документации, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом, портфолио ребёнка и т. д.).

• Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров, получать консультации по возникшим проблемам, также размещать свои работы на сайтах, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег.

Общаясь на форумах с коллегами всей России можно заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу.

Итак, как говорилось выше - сегодня ИКТ позволяет показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

Игра является ведущей детской деятельностью. Она способствует развитию воображения, мышления, речи и других психических функций ребенка. В игре дети учатся понимать друг друга, общаться. Через игру они узнают об окружающем их мире, постигают все его сложности.

Начну с творческих игр. Как известно это игры:

• Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью,

• Театрализованная деятельность (режиссерские, игры – драматизации,

• Конструкторские.

В содержание творческих игр с использованием ИКТ можно включить:

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

• игры-драматизации;

• упражнения для социально-эмоционального развития детей;

• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

• упражнения на развитие детской пластики;

• пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;

• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

• театральные этюды;

• подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок,

• виртуальные экскурсии в библиотеку, на стройку, в парикмахерскую, по городам

Дидактические же игры, т. е. игры по правилам, способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Здесь также обширное поле деятельности для применения информационно – коммуникационных технологий.

• Создание дидактических игр по подготовке дошкольников к обучению грамоте, по развитию речи,

• Игры по сенсорному воспитанию,

• Игры по представлению математических представлений,

• Игры по ознакомлению с окружающей действительностью,

• Игры по ознакомлению с природой.

Опыт работы.

ИКТ я применяю как в непосредственно образовательной деятельности, так и в организованной совместной деятельности с детьми по различным образовательным областям.

Здесь я, в основном использую мультимедийные презентации.

Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются средством для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками, так как они открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Мною создана электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу, лабиринты для развития мелкой моторики.

Включать ИКТ в дошкольное обучение можно практически во все области непосредственно – образовательной деятельности (за исключением, пожалуй, физкультурной) : развитие речи, изобразительная деятельность, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений. Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование презентаций в образовательной деятельности. Так, например, при изучении темы перелетных птиц я подобрала не только наглядный материал, но и голоса птиц, состав числа я закрепляю компьютерной игрой «Домики», перед НОД по рисованию по сказкам мы просматриваем мультфильмы или слушаем авторское исполнение сказок. После виртуальной экскурсии в библиотеку дети стали больше уделять внимание книгам, бережнее к ним относится.

Анализ образовательной деятельности с применением мультимедийных презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали чаще высказывать свое мнение, рассуждать.

Работа с компьютером необычна, она не похожа ни на какие другие виды деятельности, связана со значительным нервно-эмоциональным напряжением. И от педагога требуется четкое знание, и неукоснительное выполнение некоторых строгих правил, девиз которых: «Не навреди!»

Использовать компьютер для детей 5-7лет (СанПиН 2.4.1.2660-10) следует не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 мин. Расстояние до монитора должно быть не менее 2-3 метров.

Итак, разумное использование в воспитательно - образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники, позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.

Однако, как бы ни позитивен был результат при применении информационно – коммуникационных технологий ни один компьютер не заменит живого общения с ребенком. Ведь «Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери).

Используемая литература

1. Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях : Методическое пособие / Сост. М. Н. Солоневичева. – СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008. – 88 с. /

2. Ревнивцева Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении.

3. Журнал «Ня – ня юга».

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Чьи следы?» Дидактическая игра "Чьи следы?" направлена на формирование у младших дошкольников элементарных представлений об окружающем мире. Правильно.

Электронная книга для детей «Приключения Незнайки в цветочном городе» Грамотное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствует повышению эффективности качества обучения и сформированности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс для ознакомления дошкольников с игрой
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 19:01
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс для ознакомления дошкольников с игрой» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Германовна Фиркалова (УИ 120039) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД