МААМ-картинки

Внедрение современных педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях для учащихся c ОВЗ школ VIII вида

Татьяна Джукич
Внедрение современных педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях для учащихся c ОВЗ школ VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы методической разработки Джукич Т. Г. и Смирнова А. Ю.

Диагностика и коррекция нарушений речи у детей с ОВЗ имеет трудности из-за сложности этого заболевания. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности.

Публикация «Внедрение современных педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях для учащихся c ОВЗ школ VIII вида» размещена в разделах

К специфическим закономерностям развития речи у детей при ДЦП относятся, прежде всего, проблемы в формировании артикуляции, лексико-грамматические нарушения, связанные с сенсомоторной недостаточностью. Важнейшим фактором в развитии речи являются моторные проблемы, которые влияют на развитие общения и деятельность ребенка с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости при ДЦП.

Необходимость в общении не является врожденной, а формируется прижизненно. Процесс формирования речи и коррекции психофизического и личностного развития детей с церебральным параличом с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью может быть решен сегодня только в рамках междисциплинарного подхода и внедрения современных педагогических технологий.

В процессе исследования нарушений психофизического развития учащихся с ОВЗ можно выделить четыре аспекта.

1. Клинический аспект. Тяжёлые расстройства речи являются частью заболеваний, связанных с органическим поражением ЦНС. Наиболее частое из них синдром ДЦП. (Т. Г. Визель стр. 168).

2. Психологический аспект – направлен на изучение состояния и развития психических процессов учащегося.

3. Педагогический аспект – направлен на изучение уровня речевого развития детей, определение оптимальных условий для коррекции недостатков их познавательной и речевой деятельности, а так же разработка способов педагогического влияния на учащихся.

4. Социологический аспект – рассматривает место учащегося в обществе и его поведение в различных жизненных ситуациях.

Сейчас сложился такой подход к обучению учащихся, который нацелен на коррекцию и развитие с учетом возможностей, типологических и индивидуальных особенностей школьников.

Этот подход имеет статус коррекционно-развивающего обучения школьников.

Чем больше выражено расстройство психической деятельности у ребенка, тем более индивидуальна система его коммуникации.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые могут только компенсироваться.

У учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с выраженной общей моторной недостаточностью, нарушением развития мелкой моторики пальцев рук и нарушениями артикуляционной моторики, необходимо в первую очередь развивать способность к пониманию и восприятию речи. Развивать общение нужно с учетом индивидуальных особенностей и психомоторного состояния. Необходимо как можно раньше начинать обучать учащегося использовать паралингвистические средства общения. Чтобы освоить альтернативное общение, учащийся должен, прежде всего, приобрести способность выражать свои потребности. Самым элементарным и доступным, даже для обездвиженного ребенка, является показ согласия или отрицания с помощью движений глаз или каких-то минимальных доступных этому ребенку других движений.

Общение посредством взгляда вырабатывается у детей на самых ранних стадиях развития. Младенцы в три-четыре месяца (ШТЕРН 1974) способны контактировать с окружающими посредством взгляда.

Учащийся может задержать взгляд на предмете, указать взглядом на желаемый предмет и дать понять им, чтобы ему этот предмет дали. Взгляд является первичным средством обмена информацией.

При формировании общения посредством взгляда используются различные приспособления, подставки, экран компьютера и др. так называемые коммуникационные доски для размещения предметов, картинок, карточек со словами и др., расположенных на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы можно было определить, на какой именно объект направлен взгляд. После чего учащийся переводит взгляд на взрослого и дает утвердительный или отрицательный ответ, путем отведения взгляда или опускания глазных век. Это позволяет принимать и передавать сообщения посредством взгляда. («ДА» «НЕТ»)

Используя различные средства коммуникации: экспрессивно-мимические (взгляд, мимика, жесты, вокализация, ситуативно-личностные, ситуативно-деловые при которых широко используются предметные действия. Для установления коммуникативного общения целесообразно использовать язык мимики и жестов, т. е. способности с помощью движения (не обязательно руки) выражать свою потребность и отвечать на вопросы. Язык звуков основан на выражении различного значения с помощью изменения интонации при произнесении в основном гласных звуков. Такой прием используется и в обычной речи - звук «О», «АХ» может выражать восторг, удивление, настороженность и т. п.

Письменная речь была одной из первых в обучении не говорящих людей. Усвоение письменной речи основано на зрительном восприятии, памяти, внимании, на представлении о том, что окружающее может иметь обозначение, ярлыки.

Несформированность письма может стать не только препятствием для обучения, но и отрицательно повлиять на психическое, речевое развитие ребенка, формирование его личности.

Для овладения учащимися системой общения при помощи письменной речи требуется создать необходимые предпосылки. Возможность к коммуникации письменной речью и положительный эмоциональный фон активизируют потребность в общении таким образом.

Первоначально с учащимися использовались пиктограммы, замещающие слова,для количественного и качественного формирования пассивного словарного запаса учащегося.

Коммуникационные, или лингвистические, доски разрабатываются индивидуально с учетом зрительных, двигательных, лингвистических, интеллектуальных возможностей ребенка и его коммуникативных потребностей. Использовать их нужно после закрепления умения соотносить конкретный предмет с его названием и изображением.

Первые доски включают небольшое количество достаточно крупных реалистических цветных изображений или фотографий. Важным компонентом работы с коммуникационными досками является постоянное создание ситуаций общения, мотивации к общению, положительных эмоций, связанных с общением. Эта работа должна быть направлена не только на обучение речи, но и на эмоциональное, познавательное, социальное развитие ребенка.

Работа с коммуникативными досками не происходит в молчании. Целесообразно использовать инструкции, регулирующие выбор картинки или предмета. Все, что показывает учащийся, называет тот человек, который с ним общается. Часто учащийся пытается произносить в это время отдельные звуки или «слова-обозначения». Следует часто менять задания и варьировать реплики, обращенные взрослым к учащемуся. Надо обязательно использовать «неправильные вопросы». Надо целенаправленно добиваться от учащихся употребления «Да» или «Нет» (любого отрицательного жеста руками, головой, глазами и др.) Использовать фразы «законченные» и «незаконченные», которые ребенок может утвердить «своим ответом» или закончить используя изображение или запись нужного слова, используя свои знания о свойствах окружающих предметов и действиях, наиболее часто выполняемых с ними. Задания надо подбирать индивидуально для каждого учащегося, оценивая у него: состояние слухового и зрительного внимания; состояний общей моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками; наличие жестово-мимических средств общения; самостоятельную речевую продукцию.

По мере освоения навыков работы с доской содержание ее меняется. Возрастает количество картинок и сокращается их размер. Необходимо добавлять картинки, изображающие различные части речи.

Следующим этапом в работе с коммуникационными досками являются добавления подписей к картинкам, что способствует усвоению чтения. Одновременно осуществляется постепенный переход к более абстрактным, схематичным изображениям. Наряду с отдельными словами должны быть фразы.

Далее можно попробовать постепенно убирать изображения, оставляя лишь подписи к ним.

При накоплении первоначального словаря путем показа слов на доске становится возможным обучение учащегося составлению предложений. При этом, применяется система коммуникативных упражнений, используемых при обучении школьников построению предложений и текста (Ю. А. Круглова., Г. В. Савельева). Общение с помощью кассы букв, клавиатуры, и компьютера является основой для овладения письменной речью. Именно овладение письменной речью, рассматривается, как одно из основных новообразований у детей школьного возраста (Л. С. Выготский. С. Л Рубенштейн). Это оказывает положительное влияние на речевое развитие и возможности общение.

Коммуникативную доску нужно разделить на столбцы соответственно используемым членам предложения и далее обучать ребенка выражать свои мысли посредством показа ряда изображений. При этом допускается комбинации напечатанных слов и изображений, особенно на начальных этапах. Параллельно даются буквы для составления слов. Буквы в кармашках кассы нужно расположить не в алфавитном порядке, а так, как это представ-лено на клавиатуре компьютера.

Для осуществления коррекционного обучения определены следующие задачи:

Развитие восприятия и понимания речи (вызывать наглядно-практические ассоциации, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, которые развивают коммуникативное общение с учащимся).

Воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности.

Уточнять и расширять запас конкретных представлений учащегося.

Формировать обобщающие понятия.

Формировать практические навыки словообразования и словоизменения.

Формировать умения понимать, и употреблять в письменной речи простые

распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

(с использованием коммуникативных упражнений)

Развивать фонематический слух и восприятие.

Формировать навыки звукового синтеза и анализ.

Развивать графические навыки.

На основе сформированных навыков использования различных типов предложений вырабатывать умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ описание (Конструирование по образцам).

Для развития общения учащегося все задания выполняются с речевым сопровождением взрослого.

Весь процесс обучения имеет четкую коммуникативную направленность.

Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить учащихся применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности с использованием компьютерных технологий.

Публикации по теме:

Акватерапия для дошкольников Игры с водой как метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, носит название АКВАТЕРАПИИ. В мире нет ничего более покорного.

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внедрение современных педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях для учащихся c ОВЗ школ VIII вида
Опубликовано: 26 декабря 2013 в 19:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внедрение современных педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях для учащихся c ОВЗ школ VIII вида» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Джукич (УИ 173289) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД