Лучший педагог года

Внеклассная кружковая работа в начальной школе «Старинная марийская вышивка»

Валентина Созонова
Внеклассная кружковая работа в начальной школе «Старинная марийская вышивка»

Внеклассная кружковая работа в начальной школе

«Не дайте исчезнуть красоте» (Марийская вышивка)

Пояснительная записка

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут про-явить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Быстро меняющиеся социальные условия, ускорение темпов жизни, увеличение потоков инфор-мации, её постоянное усложнение и обновление ставят перед обществом задачу формирования нового типа личности, умеющей ориентироваться в постоянно изменяющемся мире, способной к принятию и реализации решений, ответственной за свой выбор и готовой к саморазвитию и самообразованию.

Публикация «Внеклассная кружковая работа в начальной школе „Старинная марийская вышивка“» размещена в разделах

Одним из таких занятий является организация кружковой деятельности обучающихся, где дети смогли бы прикоснуться к прекрасному прошлому своего народа. С этой целью я организовала для желающих приобщиться к культу-ре своего народа кружок традиционной старинной марийской вышивки. Назвала его «Не дайте исчезнуть красоте». Брошюра выпущена в ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования». Программа прошла испытания моими выпускниками. Кроме этого, программой ознакомлены другие учителя школ республики. Они также успешно занимаются со своими детьми. Считаю, что это инструмент воспитания, позволяющий учитывать возрастные особенности, развивать инициативу и самодеятельность, создавать атмосферу свободы, творческой раскрепощённости в коллективе и условия саморазвития.

Введение

Вышивка – самый признанный и развитый вид народного искусства.

Исторически сложившиеся традиции марийской вышивки приобретают сейчас большое значение для эстетического воспитания подрастающего поколения, для развития современного декоративно-прикладного искусства

Буду рада, если данная брошюра заинтересует учителей начальной школы и найдет применение в их практике. Она выпущена ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» под названием «Не дайте исчезнуть красоте» (из опыта работы).

Основы рукоделия

Народное искусство создавалось и видоизменялось на протяжении столетий в непосредственной и глубокой связи с жизнью и бытом народа. В его создании и развитии большую роль играли природные условия и особенности быта, хозяйства, культуры, торговых связей, соседских отношений. Благодаря многим поколениям мастеров у каждого народа сложились свои самобытные способы изготовления и оформления бытовых изделий, одежды и украшений.

Человек, постоянно живший среди природы, наблюдавший за нею еще в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятым явлениям природы.

Основным символом в вышивке был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала «древо жизни». Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или с точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле,

Многие знаки-узоры не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его семью, хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому их называли оберегами и наносили на самые видные и открытые места одежды, предметов быта и построек. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза, порчи и болезней, удара молнии и других несчастий. Со временем первоначальные представления наших предков - древних охотников, рыболовов и землепашцев – о фигурах-символах были утрачены и превратились в декоративные мотивы, украшающие наш быт теми или иными типами узоров, распространенных в разных сочетаниях.

Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись или упрощались, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты – последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Основное назначение орнамента – украшение поверхности предмета, подчеркивание его формы. Ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом.

Вышивка славится разнообразием узоров, оригинальностью их расположения и цветового решения.

По своим мотивам орнамент может быть:

геометрический, состоящий из различных геометрических элементов;

растительный или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т. п. ;

животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;

птичий, составлен из стилизованных фигур птиц;

человекообразный, с изображением человеческих фигур и полу фигур.

Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа, ею восприятием окружающей среды. Создатели орнаментов, в основном, обращались к природе, используя увиденное, не копировали его, а перерабатывали, упрощая (стилизуя) и сохраняя самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, местным особенностям, эстетическим вкусам, понятиям о красоте.

Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием от-дельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных элементов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.

По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:

Ленточным – в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр);

сетчатым, в котором вся поверхность заполнена узором;

центрическим или розеточным, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (т. е. розетку, расположенный а центре украшаемого изделия.

Названия орнаментов очень часто происходят от часто повторяющихся -элементов, от схожести с различными орудиями труда, предметами домашнего обихода, местом расположения на одежде, Они имели смысловое значение для вышивальщицы и местные образные названия.

Орнамент народных вышивок всегда тесно связан со структурой ткани домашнего изготовления. Поэтому узоры состоят из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде прямых и ломаных линий, крестов, треугольников, квадратов, ромбов, розеток.

Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариативностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Ромбы-фигуры могут быть пересечены диагоналями, с от-ростками – продленными сторонами, с крючками, маленькими ромбиками на углах, могут быть заключены в квадраты и ромбы большого размера, расположены рядами, наложены друг на друга.

Распространен в геометрических орнаментах и мотив креста – косого или прямого, равностороннею, с загнутыми концами, с выступами-гребешками. Очень часто встречаются фигуры треугольников, которые могут быть частью ромбического орнамента или самостоятельным узором, соединяться вершинами, накладываться один на другой.

Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его. но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональные соотношений его частей.

Стилизованные (упрощенные) изображения растительно-животного мира довольно точно передают характерные черты изображаемого предмета. В народных вышивках мастерицы довольно часто сочетали мотивы цветов и деревьев с фигурами птиц, зверей, человека.

Композиционное построение узоров

Столетиями отрабатывались традиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроем одежды, размещение орнаментальных композиций, подчеркивающих формы человеческой фигуры или украшаемых предметов. Орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то его части (середине, углах иди краях) не только украшали, но и подчеркивали его форму и размеры. Они могут со-стоять из широких и узких, продольных и поперечных, косых и диагональных полос, от-дельно разбросанных фигур-раскидок, волнистых и зубчатых краев и т. п.

Цветовая гамма

Очень важную роль по всех видах творчества играет колорит -гармоническое сочетание цветов и их оттенков. Чаще колорит изделий является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села.

Марийской вышивке соответствуют сдержанный и изысканный колорит, определенная цветовая гамма. Характерным для марийской вышивки является применение определенного набора тональных сочетаний черного (в старых образцах темно-синего -«коракшинча») с различными оттенками красного и дополнительных – желтого, оранжевого и зеленого. Красный цвет преобладает. Значительное место отводится и черному цвету. Он обычно подчеркивает линии орнаментальных мотивов, играет роль контура. А фон холста в свою очередь придает вышивке светотеневой эффект.

В эстетическом плане красный цвет несет основную смысловую нагрузку, органично сочетаясь с другими сочными гонами, во всем цветовом решении национальной одежды.

В марийской вышивке преобладали темные, насыщенные тона, Многие краски расти-тельного происхождения. Готовили краску женщины. Сейчас растительные красители не используются.

Подготовка к вышиванию

Материалы и инструменты

Основой для вышивания являются различные ткани и нитки.

Ткань состоит из основы – продольных нитей, параллельных кромке, и утка – попе-речных нитей. В старину одежда шилась из холста домашнего изготовления. В настоящее время можно использовать двунить, редину, суровое полотно.

Нитки, применяемые в рукоделии, различаются по качеству, структуре, толщине и цвету. Цветовая гамма в вышивке ограничена, она включает основной и 3 – 4 дополни-тельных цвета. Не рекомендуется все имеющиеся нитки разрезать и заплетать в косу. Это усложняет подбор ниток по цвету, так как расположенные рядом нитки разного цвета приобретают другой оттенок.

Чаще всего в настоящее время пользуются мулине с шерстью. Чтобы нитка во время работы не путалась и меньше лохматилась, длина ее при вышивании должна быть не более 50 см, причем шерстяной - не более 40 см.

Подбирать нитки для работы желательно при дневном освещении, т. к. ’электрический свет искажает их цвет. Необходимо проверить нитки на линяемость — крепость окраски. Для этого нитку нужно опустить в горячую воду, слегка намылить и протянуть через вдвое сложенную белую ткань. Если на ткани остался след краски, все нитки нужно намылить и залить крутым кипятком на 15 минут. Затем выполоскать в нескольких водах и закрепить уксусом. Можно также прокипятить нитки в водно-уксусном растворе в течение 5 минут (1столовая ложка на стакан воды).

Иглы. Они бывают разной длины и толщины, от №1 до №12. Подбирают иголку в соответствии с толщиной нитки и видом вышивки. На плотных и толстых тканях должна быть большая иголка с удлиненными ушком.

Нитковдеватель специальное приспособление, облегчающее вдевание нитки в иголку.

Ножницы. Для вышивания применяют маленькие ножницы с прямыми или загнуты-ми лезвия ми. Они удобны при отрезании концов рабочей нитки. Во время работы ножницы нужно класть со стороны рабочей руки, кольцами к себе: Передавать их необходимо кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями.

Пяльцы - специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании. Они бывают разные. Для нас удобны прямоугольные или квадратные раздвижные деревянные пяльцы. Они состоят из двух брусков, имеющих на концах прорези и сквозные круглые отверстия, двух планок с отверстиями, двух круглых палок и четырех колышков. К каждому бруску прибивают маленькими гвоздиками вдвое сложенную полоску плотной ткани, шириной 7 – 8 см в сложенном виде длиной, соответствующей размеру бруска между его прорезями. Порядок запяливания ткани; к сторонам ткани, раскроенной для вышивки, пришивают вдвое сложенные полоски ткани. Затем ткань с пришитыми полосами прикрепляют к полосам ткани, прибитой к брускам, пришивают швом вперёд. После того в прорези брусков вставляют планки с отверстиями и ткань растягивают с помощью колышков. Далее, сделав надрезы на боковых полосках двойной ткани, вставляют в получившийся чехол круглые палки и шнуром растягивают их вместе с тканью в противоположные стороны. Такие пяльцы могут быть разного размера от 50 см до 2м.

Альбом и карандаш. Они необходимы для выполнения различных заданий по композиции.

Миллиметровка. Она применяется для расчета рисунка вышивки, так как марийская вышивка исполняется по счету ниток ткани.

Техника исполнения швов марийской вышивки

Для марийской вышивки характерны счетные швы.

1. Роспись «пушкыл тур» это двусторонний шов, рисующий узор линейными стежками. Стежки создают одинаковый контур как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани сплошной непрерывающейся линией. Рисунок изнаночной стороны повторяет линии лицевой стороны. Сначала вышивали по линии задуманного узора, равномерно оставляя промежутки, которые затем заполняли обратным ходом по этой же линии. Иголка с ниткой проходила то по лицевой стороне ткани, то по изнаночной. Это характерно и для техники вышивки, которая называется «набор». Стежки кладут или по горизонтали, или вертикали, образуя ступенчатые линии в зависимости от самого рисунка вышивки. Этот способ исполнения характерен для всех марийских вышивок, ибо он является первоначальным этапом вышивания. Контурным швом обводили узор. Он требовал от вышивальщицы большого умения : надо было строго по счету ниток рассчитать все расположение рисунка, чтобы он сошелся, не нарушив законов симметрии. В разных районах этот шов называли по-своему. В некоторых местах – «пушкыл тур». Этот прием имеет древние Традиции. Швом «роспись» делают обводку контура узора, выполненною уже другими приемами, или же подчеркивают им сначала линии задуманного рисунка, а затем заполняют внутреннее пространство созданной этой линией другим приемом. Тех-никой второго вида пользовались чаше. Этим швом обводили треугольники, крючки и завитки по краю широкой орнаментальной полосы. Контурный топ не просто очерчивал рисунок узора, а становился как бы дополнительным средством выразительности орнамента всей вышивки.

2. Для заполнения орнаментальных узоров, предварительно очерченных швом «роспись», чаше всего пользовались швом «косая стежка» «темышан», «умбач керыштыш». Эта вышивка была преобладающей и имела несколько вариаций. Вышивали по диагонали ткани в несколько рядов, заполняя все поло вышивки и не оставляя просветов холста.

«.Косая стежка» – глухой односторонний счетный шов, Выполняется наклонными, плотно прилегающими друг к другу или друг от друга на некотором расстоянии стежками разного наклона и длины. Удлиненные стежки выполняются на четном количестве нитей по горизонтали (4 – 8 – 12) в два раза больше, чем по вертикали (2 – 4 – 6). Наклон от-дельных стежков и наклон всею ряда зависят от количества ничей ткани, взятых под стежок как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.

«Косой стежкой» можно вышивать прямые полосы разной ширины, отдельные фигуры или заполнять ею целые орнаментальные мотивы.

Для первого стежка наклонного ряда, который направляют снизу вверх, от края кон-тура узора, то есть места закрепления рабочей нити, отсчитывают слева направо по горизонтали четыре нити ткани и две вверх по вертикали. Вводят иглу с лица в ткань и выводят с изнанки справа налево через две нити. Второй стежок делают снова слева направо на две нити выше первого, третий – на две нити выше второго и т. д.

Для начала второго ряда, который направляют сверху вниз, последний стежок первого (или предыдущего нечетного) ряда на изнанке заканчивают слева направо, а косой стежок кладут сверху вниз справа налево, вводя иголку в верхние проколы стежков предыдущего ряда. В зависимости от рисунка можно изменить направление стежков, делая крестообразный поворот и переходя на правую сторону, или начать вышивать с центра фигуры. Ход работы напоминает одностороннюю счетную гладь.

3. «Счетная гладь» вышивается по счету нитей ткани без контура. Стежки идут либо по линии утка, либо по линии основы холста.

4. Шов «набор»«умбач керыштыш», «керыштыш». Эту технику относят к числу старинных швов, можно найти у многих народов. При этом способе, по мере надобности, отсчитывают нити основы ткани и пропускают иголку с ниткой через определенное количество нитей для узора., а затем поворачивают обратно, нить таким образом протягивается по всей ширине вышивки, проходя то по лицевой, то по изнаночной стороне ткани. Рисунок получается двусторонний, отображающий позитивное и негативное изображение вышивки.

Многие швы применялись в различных сочетаниях:

«роспись», «косая стежка», «крест»;

«роспись», «счетная гладь», «крест» и другие сочетания.

Кроме перечисленных швов пользуются и другими известными швами.

«Крест косой односторонний». Он выполняется двумя перекрещивающимися стежками. Вышивается в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях; в два приема – в старинных народных вышивках и в один прием — в современных.

«Крест двухрядный» (косой) представляет собой два ряда косых крестиков, расположенных в шахматном порядке. Таким же способом выполняется и крест трехрядный.

«Крест прямой» состоит из двух взаимно перпендикулярных стежков. Вышивается в один и два приема. Применяется как самостоятельный или в сочетании с «косым крестом».

«Крест двусторонний в четыре хода». Сначала шьют «пилочку» в два хода слева направо и справа налево, а затем перекрывают ее стежки перекрестными стежками третьего хода слева направо и заканчивают ряд, перекрывая пропуски с лица к изнанки справа налево. Можно заканчивать ряд полустежками.

В прошлом в марийской вышивке шов «крест» не использовался. Если и применялся, то очень редко и назывался «вульшо», обычно играл вспомогательную роль, выделяя или облегчая цветовые и орнаментальные пятна. Сейчас этот вид вышивки более рас-пространен.

Практические занятия по темам. Содержание работ

1. Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство марийского народа. Красота и индивидуальность (неповторимость) марийской вышивки. Основные инструменты и приспособления, необходимые дня работы. Техника безопасности при работе с ними.

Выставка сохранившихся вышитых изделий марийского национального костюма. Рассказ о национальном орнаменте, о традициях вышивания (локализации узоров на женской рубахе, технике выполнения вышивки, основных цветах, используемых в вышивке.

Выставка старинного национального костюма. Неповторимость и красота национальной одежды. Повторение правил при вышивании. Осанка при вышивании. Положение и движение рук во время работы, вдевание нитей в несколько сложений. Набор инструментов и приспособлений, необходимых для вышивания, ткани. Нитки, иголки (разные, нитковдеватель, ножницы. Техника безопасности при работе с ножницами, иголками. Правила хранения иголок и ножниц. Пяльцы, тетради в клеточку, миллиметровка, карандаши, фломастеры.

Техника безопасности при работе с инструментами.

2. Азбука вышивальщицы. Основные правила. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с иголками и ножницами.

Закрепление нитки по ткани. Старинная марийская вышивка безузелковая, поэтому закрепление считается большим искусством, определяющим уровень высокого мастерства вышивальщицы. Изнаночная сторона изделия должна быть такая же чистая, как и лицевая.

Практическая работа в тетрадях в клетку : детям 3 класса еще трудно выводись рису-нок на миллиметровой бумаге. Выполнение карандашом и фломастерами растительного и геометрического орнамента в полосе.

3. Изучение узоров орнамента марийской вышивки. Упражнения в составлении узоров в полосе, используя орнамент головных, уборов, рубах для последующей работы. Узоры в полосе.

Необходимо дать понятие об орнаменте, мотивах орнамента, ритме, симметрии, раппорте. В народной вышивке в старину имели распространение счётные швы, тесно связанные со структурой ткани. Стежки швов производили строго по счету нитей ткани. Это «набор», «косая стежка», «роспись» или «полукрест», «крест». Повторение простых швов, материал за первый год обучения. Знакомство с простейшими швами: «вперед иголку», «за иголку», «строчка», «петельный» («краевой», «козлик».

4) Изучение швов марийской вышивки, их терминологии. Простейшие и контурные швы, используемые в марийской вышивке и их выполнение. Закладка. Счетные швы. Вышивание счетными швами. Использование швов полукрест, или роспись, крест, косая стежка. Салфетка.

Вышивка салфеток.

Орнамент - последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы.

Ритм чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой.

Раппорт ритмическое повторение одного или нескольких мотивов (элементов) орнамента.

5). Творческий отчет - выставка работ, выполненных, детьми.

Библиографический список

Г. И. Соловьева. Орнамент марийской вышивки. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1982.

Г. А. Крюкова. Марийская вышивка. Л., 1951.

Э. Н. Литвинец. Учитесь вышивать // Сделай сам. М. : Издательство «Знание», 1991.

О. С. Молотобарова. Учите детей вышивать. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛА-ДОС, 2003.

Публикации по теме:

«Наши семейные традиции». Творческая работа в начальной школе«Наши семейные традиции». Творческая работа в начальной школе Предлагаю Вашему вниманию творческую работу моей ученицы. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие для нас люди – это.

«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет)«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет) «Приглашение в театр»Афиша- (от французского affiche – объявление) - вид рекламы, оповещения о спектаклях и иных художественных или увеселительных.

Кружковая работа по нетрадиционной технике рисования «Лев»Кружковая работа по нетрадиционной технике рисования «Лев» Тема: «Лев» (рисование пластиковой вилкой) Цель: 1. Продолжать знакомить с нетрадиционно техникой рисования. 2. Развивать мелкую моторику.

Кружковая работа учителя-логопеда в ДОО: организационно-методические аспекты Кружковая работа учителя-логопеда в ДОО: организационно-методические аспекты МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска, учитель-логопед.

Кружковая работа «Умелые ладошки» во второй младшей группеКружковая работа «Умелые ладошки» во второй младшей группе Кружковая работа "Умелые ладошки" во второй младшей группе. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Чтобы ребёнок.

Кружковая работа по изодеятельности в старшей группе «Осенний листопад»Кружковая работа по изодеятельности в старшей группе «Осенний листопад» Кружковая работа в старшей группе. Нетрадиционная техника рисования «Осенний листопад» 16 сентября в группе «Барбарики» было проведено Кружковая.

Кружковая работа: «Волшебный мир Оригами»Кружковая работа: «Волшебный мир Оригами» Кружок: "Волшебный мир Оригами". Цель: развитие творческих способностей у дошкольников в процессе приобщения к искусству оригами. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассная кружковая работа в начальной школе «Старинная марийская вышивка»
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 20:37
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД