Лучший педагог года

Конспект внеурочного занятия в 1–4 классах «Арктика — фасад России»

Нечаева Ольга
Конспект внеурочного занятия в 1–4 классах «Арктика — фасад России»

Арктика – фасад России

Цель занятия : повышение осведомленности обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики; воспитание патриотизма и гордости за величие своей страны, мужество и стойкость своего народа. Создать яркое представление об удивительном мире Арктической зоны.

Форма проведения: урок-путешествие

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация об Арктике, карта России, глобусы, контурная карта, слова объектов.

Возраст 1 – 4 класс

Публикация «Конспект внеурочного занятия в 1–4 классах „Арктика — фасад России“» размещена в разделах

Организационный момент. Введение в тему.

музыка ветра и метели

"Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери.

Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни миль - просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы один раз устроили здесь праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко и грациозно умеют ходить на задних лапах. Всегда одинаково холодно, мертво и пусто!"

(Г. Х. Андерсен "Снежная королева").

- Из какого произведения этот отрывок?

- Сегодня на уроке мы отправимся в царство Снежной королевы.

- Что непременно должно быть в ее королевстве? (Снег и лед).

- Найдите на карте и покажите то место, где могла бы жить Снежная королева.

Наш путь сегодня лежит в Арктику - центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.

(Учитель демонстрирует на карте область Арктики, охватывающую Исландию и приполярные районы Скандинавских стран, России, США и Канады.)

Расположение Арктического региона.

(дети на карте прикрепляют название объектов)

Арктика – северная полярная область Земли, включающая Северный Ледовитый океан и его моря: Гренландское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофорта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные проливы и заливы Канадского Арктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Арктический архипелаг, Гренландию, Шпицберген, Землю Франца-Иосифа, Новую Землю, Северную Землю, Новосибирские острова и о. Врангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.

слайд 3

Дети показывают на своих картах

Рассказ о Папанине и первой дрейфующей экспедиции на серный полюс.

Т. К. Россия имеет обширное арктическое морское побережье, то проблемы хозяйственного освоения арктического берега и Северного морского пути требовали надёжного прогнозирования метеорологической и ледовой обстановки в Северном Ледовитом океане. В середине 1930-х гг. стало ясно, что полярные станции, расположенные вблизи материка, не могут быть единственными источниками данных для такого прогноза.

Слайд 4

Начальник Главсевморпути академик О. Ю. Шмидт предложил создать в районе Северного полюса стационарную полярную станцию, которая провела бы в течение года широкий комплекс метеорологических и гидрологических исследований.

Была спланирована цель экспедиции: Провести широкий комплекс метеорологических и гидрологических исследований, ледовой обстановки в Северном Ледовитом океане.

Слайд 5,6,7

21 мая 1937 года самолет, имевший на борту 4 участников экспедиции: начальника станции Ивана Дмитриевича Папанина, опытного полярника - радиста Эрнста Теодоровича Кренкеля, гидробиолога и океанолога Петра Петровича Ширшова, астронома и магнитолога Евгения Константиновича Федорова, благополучно сел на ледяное поле. В тот же день первая в мире станция на Северном полюсе начала научную работу. Вместе с людьми находилась собака – пес по кличке Веселый.

Папанинцы работали почти как в космосе: в замкнутом пространстве, в постоянной опасности. Каждый шаг был продвижением в неведомое, в загадочное.

Изначально полярники высадились на льдине размером 5х3км.

найти в словаре слово «Дрейф»

слад 8

Палатка первой дрейфующей станции «Северный полюс-1» должна была выдержать сильнейшие ветры и уберечь своих обитателей от 50—60-градусных морозов. Конструкцию делали на столичном заводе «Каучук». Сборный каркас изготовили из алюминиевых труб, пол — прорезиненный, стены — матерчатые. По замыслу разработчиков, утеплить их предполагалось прослойкой из гагачьего пуха — подобием стеганой перины, уложенной между двумя слоями брезента. Однако мастериц, умеющих стегать пуховые одеяла, найти не могли. Пришлось прибегнуть к помощи монашек, которые прекрасно владели таким «дореволюционным» ремеслом.

Петр Петрович Ширшов изучал морской планктон Северного Ледовитого океана.

. Но на дрейфующей станции он, кроме того, вел астрономические и метеорологические наблюдения, а иногда подменял радиста. Евгения Константиновича всегда отличала большая работоспособность.

Предполагалось, что экспедиция продлится полтора года, но Ледовитый океан рассудил по-своему. В июне средняя температура воздуха достигла +2 0С, а минимальная – всего минус один. Скорость дрейфа оказалась неожиданно стремительной – за сутки льдина проходила до35 км. Льдина начала скалываться.

Слайд 9,10

Папанин ни о чём не просил, не взывал о помощи. Но помощь пришла! Уже 19 февраля два ледокола - «Таймыр» и «Мурман» - достигли папанинской льдины. Каждый моряк хотел побывать на станции, обняться с зимовщиками.

Четыре отважных советских исследователя провели на льдине 274 дня с 21 мая 1937 года по 19 февраля 1938 г. Ими было проведено много исследований в разных направлениях.

Слайд 11

Результаты дрейфа станции "Северный полюс-1» :

1. Созданная в районе Северного полюса станция «СП» через 9 месяцев дрейфа (274 дня) на юг была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км.

2. Опровергнуто мнение о полной безжизненности, приполюсного района, о существовании арктического "предела жизни".

3. Установлено, что в районе полюса нет земель и островов, измерены глубины океана на всем протяжении дрейфа.

4. Установлено, что теплые атлантические воды проникают на глубинах до самого полюса.

5. Работа станции «СП-1» явилась началом нового этапа в исследовании высоких широт Северного Ледовитого океана.

Слайд 12 (детям предлагается составить из цифр дату и год, кол-во дней)

Вывод:За 274 дня дрейфа велась активная и плодотворная работа по изучению полярного бассейна в высоких широтах.

Это была не просто демонстрация флага на открытом полюсе. Каждый день четвёрка проводила исследования - с целью открыть северный путь для авиации и навигации.

На весь СССР прозвучало последнее воззвание Папанина со станции: «Покидая дрейфующую льдину, мы оставляем на ней советский флаг в знак того, что завоевание страны социализма никогда и никому не отдадим!» Они в это действительно верили. Неповторимое поколение, особые люди.

Российский полярный сектор в Арктике занимает наиболее обширную территорию (ок. 9 млн. км2, из них 6,8 млн. км2 приходится на водное пространство). Таким образом, именно Российской Федерации принадлежит приблизительно 37% территории Арктики.

Какой же климат в Арктике?

1 ребенок

Слайд 11,12

Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год. Зимой здесь долгая полярная ночь

Это очень суровое время года. Температура понижается до -40 °C и ниже, дуют сильные ураганные ветры, часты бураны. Летом – круглосуточное освещение, солнечные лучи косые, и тепла посылают на землю мало, почва не успевает полностью оттаять. Температура воздуха чуть выше 0 °С. Небо часто затянуто серыми облаками, идет дождь (нередко со снегом, из-за сильного испарения воды с поверхности океана образуются густые туманы Уже в августе столбик термометра не поднимается выше 0 °С. Весна и осень очень короткие.

По данным исследований температура в Арктике повышается в два раза быстрей, чем в остальном мире.

Это может привести к вымиранию многих видов растительности и животных в регионе

Слайд 14,15,16

2 ребенок

Арктика - это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветры прижимают к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой березки и полярной ивы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды да снега.

. Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце - продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем холодно. Но и к этим условиям приспособились обитатели Севера.

Слайд 17

3 ребенок

Животный мир

Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктике. Моржи - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков в день.

Подкожный слой жира выручает и белуху в этих суровых условиях.

Слайд 18

Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середины зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Огромные белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Взрослый медведь весит около 500 килограммов. Он так силен, что может убить человека одним ударом лапы. Летом питаются медведи травой, лишайниками, черникой и леммингами.

На скалистых берегах - птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные чайки. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух.

Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти места, когда лед тает и море очищается ото льда.

Растения, которые появляются летом, - основной источник питания многих животных.

Практическая работа

1 задание

Нарисовать на карте северный морской путь.

2 задание

Групповая работа для географов.

Определить погодные условия, географическое расположение Арктики.

(вставить пропущенные слова)

Арктика – это огромное пространство ___ океана, с ___ и. Солнце направляет на это пространство ___лучи. Оно ___, но не. Зимой в Арктике. Темноту освещают: луна, звёзды и. Дуют… ___, бушует. Температура опускается до ___ градусов. Летом в Арктике ___, но ___ тоже нет. Это зависит от географического ___арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше.

(Северного Ледовитого, косые, ветры, морями, полярный день, островами, полярная ночь, светит, греет, Северное сияние, пурга, - 60, тепла, положения, нуля)

Арктика – это огромное пространство….(Северного Ледовитого) океана, с… (морями) и (островами). Солнце направляет на это пространство ….(косые) лучи. Оно… (светит, но не (греет).Зимой в Арктике (полярная ночь). Темноту освещают: луна, звёзды и… (Северное сияние). Дуют… (ветры, бушует … (пурга). Температура опускается до (минус шестидесяти)градусов. Летом в Арктике (полярный день, но (тепла) тоже нет. Это зависит от географического… (положения) арктической зоны. Температура лишь на (несколько градусов) выше (нуля).

Групповая работа для зоологов.

Животных Арктической зоны кормит (море). Морскими водорослями питаются (рачки, а ими (рыбы). Основная пища птиц и животных – это (рыба). На скалистых берегах собираются (чайки (кайры) и (гагарки, здесь они выводят… (потомство). Птиц с необычными клювами называют (тупики). Все звери прекрасные (пловцы). От холода их защищает (слой жира). Это (моржи) и… (тюлени).На тюленей охотятся (белые медведи). У них длинная густая шерсть (белого) цвета и (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).

Групповая работа для ботаников.

На островах прямо на голых… (камнях) встречаются (лишайники, они очень (малы). Также приспособились к жизни на камнях… (мхи, и… (полярные маки).В толще воды, не покрытой … (льдом, большое количество (планктонных растений водорослей.

Итог

Слайд 19,20,21

Рефлексия

Прикреплённые файлы:

arktika-fasad-rosi_qd0nb.pptx | 4344,38 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект внеурочного мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Эх да Масленица!» Цели мероприятия: • познакомить детей с историей празднования Масленицы; • воспитывать любовь к культурным традициям своего народа; •.

Конспект внеурочного занятия ко Дню космонавтики «День космонавтики. Изготовление модели ракеты» Конспект внеурочного занятия Класс: 3 Тема: «День космонавтики. Изготовление модели ракеты». Цель: Формирование практического умения конструирования.

Конспект внеурочного занятия по формированию понятия ЗОЖ в 1–3 классах «Сон — лучшее лекарство» «Сон – лучшее лекарство» Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни. Задачи: формировать представление детей о том, что такое сон.

Конспект внеурочного занятия по математике в 6 классе Битва математиков Главная цель мероприятия – пробуждение и развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету. Цели и.

Конспект внеурочного занятия для 1–3 классов «Здоровый образ жизни. Закаливание организма» ЗОЖ «Закаливание организма» Цели: создать условия для формирования одного из компонентов здорового образа жизни - навыка закаливания организма;.

Конспект занятия по декупажу бутылочек и баночек с декором бусинами в 6–7 классах школы-интерната 4 видаКонспект занятия по декупажу бутылочек и баночек с декором бусинами в 6–7 классах школы-интерната 4 вида Тема занятия: Предметы искусства и коллекции в интерьере. Основная цель – создание бутылок и банок в технике декупаж. Подготовила и провела:.

Самоанализ внеурочного занятия по математике «Думай. Решай. Смекай» в 3 в классе Тема занятия: Думай. Решай. Смекай. Цель занятия: привитие интереса к математике, развитие познавательного интереса, интеллекта, формирование.

Конспект внеурочного занятия «Что такое экология?» Тема «Что такое экология?» Цель: дать понятие об экологии, как науке о связях живой и неживой природы. Задачи: привлечь внимание учащихся.

Конспект внеурочного занятия «Правила личной гигиены» Тема: Правила личной гигиены. Гигиена человека. Беседа Цели: формирование здорового образа жизни, дать знания, способствующие соблюдению.

Конспект внеурочного занятия с психологом «Мужество и трусость: что мы о них знаем?» для учащихся 5–6 классов Знакомство с темой. Иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда какой –то человек начинает на нас давить и заставлять что-либо делать. Давайте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект внеурочного занятия в 1–4 классах «Арктика — фасад России»
Опубликовано: 23 октября 2019 в 10:17
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД