Папки-передвижки

Воображение детей дошкольного возраста

Елена Лошадкина
Воображение детей дошкольного возраста

Воображение детей дошкольного возраста

Воображение детей дошкольного возраста

Воображение в дошкольном возрасте– это нормально!

Спокойно – это нормальное явление и с точки зрения развития ребенка – крайне желательное.

Воображение в дошкольном возрасте активно развивается, и психологи не рекомендуют родителям подавлять его развитие, чтобы вырастить интеллектуала и креативщика.

Рассмотрим вопрос воображения в дошкольном возрасте более подробно.

Публикация «Воображение детей дошкольного возраста» размещена в разделах

У ребенка воображаемый друг

Дети дошкольного возраста часто придумывают себе друзей, разговаривают с ними, называют их, играют, иногда даже рассказывают о них родителям.

Воображаемый друг может оказаться человеком или большим кроликом, может быть верным слушателем, но, может быть, также неплохо разбалован.

Существование и характер воображаемого друга зависит только от фантазии ребенка.

Ученые утверждают, что подобные фантазии у дошкольника и такое воображение в дошкольном возрасте – это положительный признак!

• Доказывает большой творческий потенциал и богатое воображение малыша, является шагом в развитии психики.

• Считается признаком интеллекта и проявлением развития памяти.

• Это прямой признак социального развития.

• „Помогает" ребенку бороться со страхами из реальности – с другом не темнота, ни первый день в детском саду не такие страшные.

• Некоторые специалисты считают, что воображаемый друг может ускорить развитие речи, стимулировать творчество и познание (разговаривая с неизвестной другом, крохаприобретает опыт в использовании языка, построения и ведения беседы) .

• Благодаря тому, что малышберет на себя роль обеих контактирующих сторон, он учится смотреть на мир с точки зрения других.

• Учится также пониманию и проявлению чувств, таких как дружеская привязанность или любовь.

Как реагировать родителям на воображаемого друга?

Часто родители тормозят развитие собственного чадав дошкольном возрасте тем, что неправильно реагируют на проявления бурно развивающейся фантазии.

Детская психика в этот период крайне чувствительна и ранима, если допустить малейшую грубость в общении с дошкольником, можно не только потерять его доверие, но и нанести крохесерьезную психологическую травму, последствия которой еще долго будут давать о себе знать.

Советы, которые вы найдете ниже, помогут вам сформировать правильную реакцию на подобные проявления воображения у ребенка в дошкольном возрасте.

Итак, как же реагировать на появление воображаемого друга?

• Не беспокоиться, тем более, что несуществующий друг исчезнет, вероятно, в период перед школой (когда будущий ученик почувствует себя более компетентнее и увереннее в себе) .

• Нельзя смеяться ни над малышом, ни над творениями его воображения.

• К воображаемым друзьям нашего ребенка, следует относиться с пониманием – если чадопросит вас дать печенье также и другу, делайте это.

В каком случае потребуется консультация детского психолога?

В некоторых случаях воображаемый друг является сигналом, для того чтобы связаться со специалистом.

Но, это необходимо делать только тогда, когда ребенок живет исключительно в своем мире, когда он избегает контакта с другими детьми.

Воображение в дошкольном возрасте зашкаливает! Ребенок становится замкнутым, мало общается с родителями и большую часть времени пытается находиться наедине с плодом своего воображения.

Смешивание правды с выдумкой

Дети часто и с удовольствием рассказывают придуманные истории, также любят приукрасить реальность.

Воображение в дошкольном возрасте в три-четыре года – это невероятная, живая и бушующая сила, которая порождает в голове крохивсе больше новых образов.

В некоторых случаях из-за таких бурных процессов в воображении детсадовца, он и сам не отличает факты от вымысла.

Дошкольник уверен, что на самом деле под шкафом сидит большой лев, а когда он говорит о нем, нельзя обвинять его во лжи.

Малыша нужно обнять, а ситуацию попробовать разбавить реальными фактами. Если маленькая девочка говорит: "я умею кататься на скейте и на роликах!", это может значить, что именно об этом она мечтает.

Очень часто фантазии ребенка являются отражением его желаний и мечты!

Ложь может стать для малыша также бессознательным инструментом достижения цели – маленький несмышленыш не всегда может управлять своими желаниями.

Например, малыш забирает потихоньку игрушки из детского сада и приносит домой. Утверждает при этом, что получил ее в подарок от воспитательницы.

Не стоит в таком случае называть кроху лжецом, но важно объяснить ему, что так поступать нельзя.

Дошкольник разговаривает сам с собой

Помимо разговоров ребенка с невидимым другом, родителей часто беспокоит то, что чадо говорит сам с собой. Рассказывает что-то себе, ведет диалог, „мысли вслух”.

Разговоры с самим собой – это также важный элемент психического развития дошкольников. Ученые утверждают, что этот тип речи может составлять до 60% речи ребенка до 10 лет!

Родители часто пытаются устранить такое поведение, считая его странным или плохим; опасаются даже, что это признак психических расстройств.

Между тем, когда ребенок разговаривает сам с собой, просто он таким образом „обрабатывает” реальность – сам с собой, со своей точки зрения!

Каждый родитель должен понимать, что рано или поздно и его дошкольник начнет каким-то образом расходиться с истиной.

Это распространенное и естественное явление – малыш дошкольного возраста не видит границы между миром реальным и вымышленным. И это абсолютно нормально!

В случае лжи, стоит использовать время дошкольного возраста для разъяснения, когда дошкольник входит в социальный мир.

Важно говорить о таких принципах, на которых построен социум – о честности, порядочности. Без внимания нельзя оставить зло и ложь.

Стоит объяснять, почему важно, чтобы мы говорили правду и могли друг другу доверять.

Про воображение в дошкольном возрасте у детей мы вам объяснили, не беспокойтесь, все нормально с вашим малышом!

Как развивается воображение ребенка дошкольного возраста?

В житейском обиходе воображением и фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности, а значит, не может иметь никакого практического значения. В научных исследованиях воображению, особенно в детском возрасте, придается огромное значение.

Психологи рассматривают воображение как деятельность мышления, опирающуюся на эмоциональный опыт человека и осознающуюся им в образах. Это способность человека оперировать образами объектов действительности, комбинировать и трансформировать данные восприятия в памяти, создавать их новые сочетания в целях познания и преобразования мира и самого себя. С помощью воображения человек способен выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, то есть ориентироваться в вероятностной, предполагаемой среде, структурировать и переструктурировать имеющийся опыт.

Зачем нужно воображение ребенку?

Воображение ребенка дошкольного возраста помогает опереться не только на свой, но и на чужой социальный опыт, что очень важно с педагогической точки зрения. Собственный опыт ребенка и возможность объективно оценивать окружающий мир очень малы. «Поле неопределенности» в восприятии жизни так велико, что решить постоянно возникающие перед ним проблемы ребенок может только с привлечением воображения, фантазии.

Они заменяют ему недостаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире. Именно через эмоционально-образную работу фантазии и воображения ребенок усваивает моральные нормы, компенсирует пока недостаточные возможности преодоления жизненных трудностей, учится решать проблемы социальных взаимодействий. Воображение, таким образом, является основой развития мышления и в целом личности ребенка.

Как развивается воображение ребенка дошкольного возраста?

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. В народной педагогике этот процесс подготавливается с помощью прибауток: художественный прием замещения характеров и взаимоотношений людей на повадки животных развивает способность к воображению.

Исследования психологов показывают, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка четырех-пяти лет является «одушевление». Ребенок легче воспринимает и запоминает те сведения, которые касаются кого-то живого.

В этом возрасте дети проявляют особый интерес к сказкам. Прибаутки по содержанию и напоминают маленькие сказочки.

К отрицательному оцениванию своих действий, поведения ребенок в этом возрасте очень чувствителен. В прибаутках учитывается и этот момент. Так, существует разновидность этого жанра: прибаутки притчи.

В них разыгрывается воображаемая ситуация, требующая нравственной оценки («Федул, а Федул, чего губы надул? – Кафтан прожег. – А велика ли дыра? – Да один ворот остался!» Или знаменитое: «Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку.»). В данном случае включение работы воображения у ребенка связано с эмоционально-защитной функцией, предохраняющей легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых травм и переживаний. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое, разрешение конфликтов. Такого рода прибаутки преподают детям доступный и необидный урок нравственности, облеченный в занимательную форму.

Шутки-прибаутки для ребенка дошкольного возраста

К детям постарше обращены прибаутки-небылицы. В них много фантастических элементов, и они требуют интенсивной работы воображения в разрешении заданной проблемной ситуации («Ехала деревня мимо мужика»)

Работа воображения связана с эмоциональной, образной сферой, опирается на зрительные, слуховые, двигательные ощущения. Все это в избытке предоставляет ребенку прибаутка, удовлетворяя к тому же и потребность в радости, смехе, юморе и игре.

Прибаутка похожа на расписную детскую игрушку: переливается, играет всеми цветами радуги. Тексты песенок напоминают яркие картинки с обилием красочных эпитетов, подробным описанием внешнего вида героев: одежды, особых примет, по которым их можно узнать (Лиса – Рыжая Краса, Петушок – Золотой Гребешок, Курочка Ряба и т. д.) . «Картинки» движутся, динамично сменяют друг друга: действия героев хотя и кратки, но описаны со всеми подробностями («Уж как шла лиса по тропке, нашла грамоту в охлопке. Лиса села на пенек и читала весь денек») .

Эти «цветные картинки» всегда щедро озвучены. Прибаутка поражает богатством звукописи («Ай, чу-чу-чу, я горошек молочу»; «Трах-бах-барабах! Едет баба на волах!»). Прибаутки полны двигательных, пластических, пространственных ощущений. Ритмика веселых и выразительных мелодий четкая, подвижная, подсказывающая танцевальные движения и вовлекающая ребенка в игру («Долгоногий журавель на мельницу ездил.») .

Все средства выразительности прибаутки направлены на создание яркого художественного образа, на то, чтобы сделать ее эстетически действенным произведением. Столь остро эта задача не ставилась в колыбельных, пестушках, потешках – жанрах, связанных с более ранними периодами детства.

Выдвижение на первый план в прибаутке эстетической функции связано с ее основной задачей – развитием воображения у ребенка. Работа воображения эффективнее всего развивается во взаимодействии с художественными образами, в творческой деятельности. Кроме того, для детей четырех-пяти лет характерен интерес и тяга ко всему красивому, эстетически ценному.

Для ребенка творческая деятельность – это игра, которую он создает доступными ему средствами, в которой он сам является и создателем, и исполнителем. По мнению психологов, рисование, музицирование, а также чередование различных форм художественной деятельности с речью и движением является для маленького ребенка не столько эстетической деятельностью, сколько игрой, в которой он осваивает мир и себя.

Сам факт исполнения и слушания детской песенки не столь важен для ребенка. Главное в другом: песенка является средством вовлечения ребенка в игру, в процессе которой он обретет нечто ценное и важное для него самого или просто получит радость и удовольствие от собственного игротворчества.

Прибаутка является одним из первых шагов ребенка на пути открытий самого себя, постижения человеческих взаимоотношений, духовного опыта поколений, явленных в произведениях искусства.

Рекомендации родителям

Вы можете легко придумать игры на основе прибауток. Нужно просто следовать содержанию текстов и характеру их мелодий. Давайте вспомним прибаутки, ставшие настоящей классикой детской музыки.

Тень-тень-потетень, выше города плетень.

Сели звери на плетень, похвалялися весь день.

Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка: «Поди, догоняй-ка!»

Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»

Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»

Скок, скок, поскок, молодой дроздок

По водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька – невеличенька,

Сама с вершок, голова с горшок

Молодичка-молода поехала по дрова,

Зацепилась за пенек, простояла весь денек

Зайчик ты, зайчик, коротеньки ножки.

На этих на ножках сафьяны сапожки.

«Куда мне бежати?»

«Медведь-то мне дядя, лисица – сестрица.

Кузнечик был сватом, комар провожатым».

Дрозд на рябине, сова на болоте –

Мох таскает, дом конопатит.

Нельзя не отметить влияние воображения на эмоциональную сторону развития ребенка. Оно усиливает эмоциональный тонус личности, повышает настроение, вызывает подъем. Для успешной педагогической деятельности эта функция воображения имеет первостепенное значение.

Воображение дает начало способности к открытиям, помогает находить новые способы решения задач и проблем, возникающих перед ребенком.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

• Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее речь;

Воображение тесно взаимосвязано с познавательными процессами (восприятие, мышление, память) ;

Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой для творческой деятельности ребенка;

Воображение порождено деятельностью ребенка и развивается на ее основе;

Воображение оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие дошкольника.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?»Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?» В наш век высоких технологий современные дети,к сожалению, очень мало фантазируют. За них все делают телевизоры, компьютеры,планшеты. А.

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Аппликация «Осенний этюд» для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школыАппликация «Осенний этюд» для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школы Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад №54 г. Ковров Владими ской обл. Уважаемые коллеги,.

Фотоотчёт о спортивном развлечении для детей дошкольного возраста на 1 сентября «Маша и Медведь в гостях у детей»Фотоотчёт о спортивном развлечении для детей дошкольного возраста на 1 сентября «Маша и Медведь в гостях у детей» СЕНТЯБРЬ. Листьям – Время опадать, Птицам – Время улетать, Грибникам – Блуждать в тумане, Ветру – В трубах завывать. Солнцу – стынуть,.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для воспитателей «Иллюстрации, которые развивают воображение»Консультация для воспитателей «Иллюстрации, которые развивают воображение» Уважаемые коллеги! В далеком 2008 году я встретилась с книгой, которую не могу забыть до сегодняшнего дня и которую хотела бы иметь в своей.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Фотоотчёт «В кинетический песок играем — воображение развиваем»Фотоотчёт «В кинетический песок играем — воображение развиваем» Уважаемые коллеги, сегодня предлагаю вашему вниманию фотоотчёт игр с кинетическим песком. Кинетический песок это уникальный материал для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воображение детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 апреля 2022 в 19:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД