Лучший педагог года

Интегрированное внеклассное занятие по химии, биологии и русскому языку «Вода — удивительное вещество»

Баева Лилия
Интегрированное внеклассное занятие по химии, биологии и русскому языку «Вода — удивительное вещество»

Вода - удивительное вещество

Лилия Ахияровна Баева, учитель химии МБОУ «Новоусинская ООШ» Муслюмовского района Республики Татарстан

(Интегрированное внеклассное занятие по химии, биологии и русскому языку)

Цель занятия : воспитание экологической культуры подрастающего поколения, обучение методам познания окружающего мира, воспитание у школьников бережного отношения к самому бесценному веществу на планете – воде.

Публикация «Интегрированное внеклассное занятие по химии, биологии и русскому языку „Вода — удивительное вещество“» размещена в разделах

Методы: групповая коммуникативная игра и исследовательский эксперимент.

Оборудование: презентация 1 «Вода - удивительное вещество», презентация 2 «Вода – главное чудо природы», отрывок из видеофильма «Святая вода», приборы для проведения опытов.

Ход МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационный этап.

(Дети делятся на группы и располагаются за приготовленные места)

Ведущий (слайд 1) : «Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни; ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете.» – эти слова написал Антуан де Сент Экзюпери, чудом избежавший смерти от жажды в раскаленной пустыне.

«Земля - планета поразительной голубизны!» - восторженно докладывали возвращавшиеся из далекого космоса первые космонавты. А и могла ли наша планета выглядеть по-другому, если более 2/3 её поверхности занимают моря и океаны, ледники и озера, реки, пруды и водохранилища. Вода – самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя ее, мы привыкли к ней, так что считаем ее обыденным явлением, а между тем вода удивительна и загадочна. Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде. Сегодня мы заглянем в ее тайны.

Учитель химии (слайд 2) : Известно, что в природе вода может находиться в трех различных состояниях: твердом, жидком или газообразном. Облака, снег и дождь представляют собой различные состояния воды. Облако состоит из множества капелек воды или кристалликов льда, снежинка - это совокупность мельчайших кристалликов льда, а дождь - всего лишь жидкая вода. Вода, находящаяся в газообразном состоянии, называется пар. Давайте превратимся в молекулы воды и побываем в разных её состояниях.

Каждый человек выбирает себе карточку с одной из букв «О» или «Н». Причем количество «Н» должно быть в два раза больше, чем «О». Молекула воды состоит из одного атома кислорода «О» и двух атомов водорода «Н» (слайд 3). Участник, получивший букву «Н» (водород, берет дополнительно небольшую тонкую нить, прикрепленную к прищепке (имитация водородной связи). Атом кислорода в молекуле воды обладает частичным отрицательным зарядом и притягивает к себе частично положительно заряженный атом водорода из другой молекулы воды, образуя водородную связь.

Другой участник с карточкой буквы «О» берет за руки двух человек с карточками «Н», образуя тупой угол. Между кислородом и водородом существует две крепкие связи (ковалентные). В отдельной молекуле воды ядра водорода и кислорода расположены относительно друг друга так, что образуют как бы равнобедренный треугольник со сравнительно крупным атомом кислорода на вершине и двумя мелкими атомами водорода у основания (слайд 4). Образовавшиеся тройки - это молекулы воды в газообразном состоянии. Попросим «тройки» поперемещаться относительно друг друга.

Далее строим модель воды в жидком состоянии. Для этого участник с буквой «Н» из одной молекулы воды прикрепляет нить с прищепкой к одежде человека с карточкой «О» из другой молекулы воды. Соответственно третий участник с буквой «Н» из первой молекулы воды тоже прикрепляет нить с прищепкой к одежде человека с карточкой «О» из другой молекулы воды. Между атомом кислорода и атомами водорода двух соседних молекул воды возникают слабые водородные связи (слайд 5).

В результате должна получиться единая сеть, в которой все участники занятия соединены двумя видами связи: тонкая нить с прищепкой символизирует водородную связь, а соединенные руки обозначают ковалентную связь. Все молекулы воды в одном объёме (например, в стакане, в реке или в водопроводной трубе) связаны между собой в «гигантскую молекулу» (типа полимера, и получается текучая жидкость.

Для моделирования твердого состояния воды предлагаем молекулам - тройкам сблизиться и «прицепиться» руками так, чтобы стать как можно ближе друг к другу (имитация перемещения в трехмерном пространстве). При замерзании молекулы воды образуют между собой еще больше водородных связей, в результате чего образуется прочная объемная трехмерная кристаллическая решетка льда (слайд 6).

(Учитель предлагает участникам прочувствовать, что происходит при нагревании льда. Ребята делают шаг в сторону от соседа. Прищепки легко Прищепки легко отрываются - это разрываются водородные связи.)

Ведущий: Следующий этап нашего занятия - мозговой штурм «Значение воды». Вода - не только самая распространенная, но и самая важная жидкость на планете.

Воде принадлежит важнейшая роль в геологии, истории планеты. Без воды невозможно существование живых организмов. Большинство технологических процессов на предприятиях химической промышленности и металлургии, производстве лекарственных препаратов и пищевых продуктов протекают преимущественно в водных растворах. Огромную роль играет вода и в быту.

Назовите, какое значение играет вода для жизни на нашей планете? (слайд 7)

(Ребята высказывают свою точку зрения по данной теме, ведущие фиксируют их высказывания на доске или большом листе бумаги. Записываются все предложения ребят. В заключение обобщаются высказывания и выделяются основные функции воды: геологическая сила, среда обитания, компонент, входящий в состав живых организмов, транспорт, предмет потребления и средство производства.)

(Слайд8.)

Учитель биологии : Вода входит в состав каждой живой клетки.

Вода участвует во всех процессах жизнедеятельности человека: осуществляет транспортировку питательных веществ и кислорода, выводит продукты распада, участвует в дыхании и терморегуляции.

Для обеспечения нормального существования человек должен потреблять воды примерно в 2 раза больше, чем питательных веществ. Потеря 12–15% воды приводит к нарушению обмена веществ, а потеря 25% воды – к гибели организма.

В организмах идет процесс обновления воды. В кактусах, например, вода полностью обновляется в течение 28 лет, у человека – за 1 месяц, у черепахи – за 1 год, у верблюда – за 3 месяца. Без воды человек может прожить 3–5 дней, в то время как без пищи – 30–50 дней.

Ребята, мы сейчас с вами проведем опыты (слайд 9). У вас на столах имеются карточки с описанием опыта и материалы к этому опыту. Каждая группа должна ознакомиться с опытом, выполнить его и, конечно же, сделать выводы.

На проведение опыта вам отводится 10 минут.

ОПЫТ для 1 группы «РАЗНОЦВЕТНЫЕ РУЧЕЙКИ»

провести опыты по изучению транспортной функции воды: перемещение веществ в результате способности воды растворять минеральные и органические соединения; объяснить увиденное, найти связь результатов эксперимента с транспортной функцией воды; подготовить сообщение для других групп.

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Наблюдать растворимость веществ.

МАТЕРИАЛЫ: литровая стеклянная миска, столовая ложка (15 мл, растительное масло, пищевые красители — красный, синий и зеленый,

чашка (250 мл, вилка.

ПРОЦЕСС: Наполните миску водой. Налейте в чашку столовую ложку растительного масла. Добавьте туда по 4 капли каждого красителя. Возьмите вилку и взбивайте красители с маслом, пока не получится однородная смесь. Залейте масляную смесь в миску с водой. В течение 5-10 минут наблюдайте за поверхностью и за стенками миски.

ОПЫТ для 2 группы «СМЫТОЕ ПИТАНИЕ»

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Показать, как дождь воздействует на верхний слой почвы.

МАТЕРИАЛЫ: земля, красная темпера в порошке, чайная ложка, воронка, широкогорлая литровая банка, фильтровальная бумага (для кофейника, стакан (250 мл).

ПРОЦЕСС:

Всыпьте четверть чайной ложки (1,25 мл) краски в четверть стакана (75 мл) земли и тщательно размешайте. Вставьте в банку воронку. Вложите в воронку фильтр. Высыпьте перемешанную с краской землю на фильтр в воронку. Налейте в воронку около четверти стакана воды (75 мл). Понаблюдайте за тем, как из воронки в банку капает вода. Вылейте из банки воду и снова влейте в воронку около четверти стакана воды (75 мл).

ОПЫТ для 3 группы «ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ»

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Продемонстрировать сильное взаимное притяжение молекул воды.

МАТЕРИАЛЫ: лист вощеной или глянцевой бумаги (формат А4, зубочистка, пипетка, вода.

ПРОЦЕСС:

Положите бумагу на стол, пипеткой капните на нее несколько капель воды (в разных местах). Смочите зубочистку водой. Приблизьте зубочистку к одной из капель, но не дотрагивайтесь до нее.

ОПЫТ для 4 группы ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ»

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: изучить органолептические свойства

водопроводной и природной воды (родниковая и вода из пруда). Эти свойства определяются с использованием органов чувств (зрения и обоняния).

МАТЕРИАЛЫ: белый лист бумаги, книга, мерный цилиндр, банка с природной водой, линейка, стакан.

ПРОЦЕСС:

Определение цвета. Поставьте стаканы с водой на лист белой бумаги и посмотрите на содержимое сверху вниз. Цвет может быть бурый, светло-коричневый, желтый, светло-желтый, зеленоватый, бесцветный. Цветность воды выражают в градусах.

Таблица 1. Шкала цветности

Цвет сбоку

Цвет сверху

Градус цветности

Не отмечен Не отмечен 0

Не отмечен Очень слабый желтоватый 20

Слабый бледно-жёлтый Желтоватый 40

Бледно-жёлтый Слабый жёлтый 60

Бледно-жёлтый Жёлтый 150

Бледно-жёлтый Интенсивно-жёлтый 300

Постепенно наливать воду в цилиндр и установить, через какой слой (в сантиметрах) можно прочитать текст из книги.

Для питьевой воды этот слой должен быть не менее 30 см. Определение запаха и его интенсивности. Интенсивно встряхните воду в пробирке, закрытой пробкой, затем понюхайте её.

Укажите характер запаха: болотный, гнилостный, плесневелый, рыбный, огуречный, сероводородный, либо без запаха. В случае попадания в воду инородных веществ она может пахнуть бензином, мазутом, хлором, навозом и т. п.

Определите интенсивность запаха в баллах : отсутствует (0 баллов, очень слабый (1 балл, слабый (2 балла, ощутимый (3 балла, отчетливый (4балла, очень сильный (5 баллов). Интенсивность запаха природных вод не должна превышать 2 баллов

Характеристика водопроводной и природной воды

Свойства Родниковая вода Вода из пруда

1. Цвет

2. Прозрачность

3. Запах

(обсуждение результатов опытов)

- Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды.

Учитель русского языка :

-Без воды нет жизни, есть вода – есть и жизнь. Люди всех времен и народов знали это. Воде посвящал народ пословицы и поговорки, о ней он складывал песни, легенды. Много и загадок о воде, о её свойствах, о её состоянии. Предлагаю вам, ребята отгадать некоторые загадки о воде.

1. Под землею ходит,

На небо смотрит. (Родник.)

2. Что видно, когда ничего не видно? (Туман.)

3. Вечером наземь слетает,

Ночь на земле пребывает,

Утром опять улетает. (Роса.)

4. Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака.)

5. Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит. (Река.)

6. Приходил – стучал по крыше,

Уходил – никто не слышал. (Дождь.)

-Итогом нашего сегодняшнего мероприятия будет составление синквейна о воде.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и осмысливать ее. Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существитель-ным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глагол или деепричастие).

4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это ассоциация, т. е. слово, которое повторяет суть темы.

Например, экспромт-синквейн о воде: (слайд 10)

Вода

Ласковая, игривая

Течет, несет, питает

Знания прошлого в себе сохраняет

Она - сама жизнь.

Каждой группе будет дано 5 минут на то, чтобы написать синквейн. Во время составления синквейна демонстрируется презентация «Вода- главное чудо природы».

(чтение синквейнов)

Ведущий: Итоги. Просмотр отрывка из видеофильма «Святая вода»

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Вода — необыкновенное вещество…» Чеснокова Лариса Рахимовна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2 п. Первомайский Оренбургского района» Оренбургской области Первая квалификационная.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Открытое интегрированное занятие для средней группы «Волшебница вода» Цель: продолжать знакомить детей с основными свойствами воды. Задачи: • познакомить детей со свойствами воды,уточнить знания детей о значении.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Памятка для написания сочинения ЕГЭ - Задание 27. Сочинение по прочитанному тексту. Проблема текста. В своем тексте автор поднимает важную для нашего времени проблему (чего….

План подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку № Содержание Сроки выполнения 1. Подбор необходимой учебной литературы для учащихся. (справочники, адреса сайтов) сентябрь 2. Ознакомить.

Спецификация итоговой контрольной работы по русскому языку для 4 класса СПЕЦИФИКАЦИЯ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 4 КЛАССА за 2016 -2017 уч. год Назначение контрольной работы Определить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное внеклассное занятие по химии, биологии и русскому языку «Вода — удивительное вещество»
Опубликовано: 20 сентября 2023 в 12:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД