Елена Попова
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мелок»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :
1) Познакомить с функцией предмета «оставлять след (на чем-нибудь)».
2) Находить в группе предметы, способные (оставить след на чем-нибудь.
3) Сравнивать предметы по признаку «оставлять след (на чем-нибудь)».
4) Обсудить пользу и вред этой функции в разных ситуациях.
5) Продолжить работу по соотнесению элементов двух множеств.
ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ К ЗАНЯТИЮ :
1) Мягкая игрушка — зайчонок.
2) До занятия подготовить 3 - 4 необычных варианта нанесения рисунка, по выбору. Например:
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста „Волшебный мелок“» размещена в разделах
• мокрая тряпка или стакан с водой у доски (дети окунают палец в воду, пишут по сухой доске);
• губная помада, грим для «рисования» на лице;
• немного рассыпанного песка или земли в поддоне из-под цветов (можно чертить пальцем или спичкой, процарапывая след);
• иголка с яркой ниткой в куске ткани (ниткой вышиваем линии, выкладываем нитью рисунок на бархатной бумаге);
• доска с выжженным на ней рисунком;
• любое сыпучее вещество (песок, земля, крупа, которые можно насыпать на липкую бумагу, образуя линии);
• что-либо аналогичное.
Разместить приготовленные материалы в разных местах группы - это остановки «поезда».
3) Цветные карандаши для работы в тетради.
Ход занятия:
1) Знакомство с функцией предмета «оставлять след (на чем-нибудь)».
Воспитатель знакомит детей со способностью предметов оставлять следы на чем-либо. При этом рассматриваются знакомые детям способы - рисование красками, карандашами, фломастерами и пр., а также необычные -процарапывание, выжигание, намазывание и пр. Например:
В. (Держит в руках зайчонка, испачканного мелом.) Ребята! К нам в гости пришел наш друг, Зайчонок. Только он почему-то весь чумазый! Чем это он испачкался, как вы думаете? (Зайчонок «шепчет» на ухо воспитателю.) Пока я его вытираю, он просит вас отгадать, чем он только что занимался.
Д. ; Рисовал мелом.
В. ; По каким признакам вы об этом догадались?
Д. : Мел оставил следы на Зайчонке.
В. : Верно! Мел оставляет след, и не только на доске. И на ткани, и на руках, и на бумаге. Поэтому его используют для письма и рисования. Расскажите мне, чем еще кроме мела, можно рисовать?
Д. ; Краски, фломастеры, карандаши, ручки.
В. ; Сейчас я прочту вам стихотворение Михаила Яснова. Он задает нам интересный вопрос, а Зайчонок не знает, как на него ответить. Помогите!
Мыло бывает Разным-преразным: Синим, зеленым. Оранжевым, красным. Но не пойму, Отчего же всегда Черной-пречерной Бывает вода?
Д. : Мыло не рисует, не оставляет следа на воде. А чернота - от грязи.
В. : Сейчас я загадаю вам одну загадку. А вы отгадаете, кто здесь художник и чем он рисует.
Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
Д. : Это сказка про мороз.
В. : Чем рисовал мороз? На чем?
Д. : Льдом (водой) на окнах.
2) Находить в группе предметы, способные оставить след на чем-нибудь.
Сравнение предметов по свойству «оставлять след на чем-то».
В. Оказывается можно рисовать очень необычными вещами, если придумать, на чем от них останется след. Встаньте паровозиком, мы поедем превращать вещи в волшебные краски!
Дети встают друг за другом, передвигаются за воспитателем по группе, изображая поезд. Воспитатель ведет детей по заранее подготовленным местам. Там, где это возможно, дети сами пробуют «оставить след» (рисование водой по сухой доске пальчиком, рисование пальцем или палочкой по земле, насыпание на липкую бумагу). Некоторые способы воспитатель может продемонстрировать сам или напомнить о них (выжигание, вышивание, а еще можно рисовать дымом в воздухе, горячей водой на снегу, фонариком в темноте, цветами на клумбе, кремом на торте.
3) Работа в тетради (с. 5).
Соотнесение элементов двух множеств.
Воспитатель напоминает, что есть много предметов, способных оставить след, но не на всем ими можно рисовать. Поэтому надо подумать, выполняя задание.
Задание 1.
Чем рисуем, на чем рисуем? Соедините линиями.
Дети соединяют: ручку и тетрадь, карандаш и альбом, кисточки и альбом.
4) Игра «Хорошо-плохо». Обсуждаем пользу и вред этой функции в разных ситуациях.
Воспитатель: Нашему Зайчонку-художнику кто-то дал совет. Догадайтесь, кто его дает: Добрая Фея или Баба-яга?
Если вас застала мама
За любимым делом вашим.
Например, за рисованьем
В коридоре на обоях.
Объясните ей, что это
Ваш сюрприз к Восьмому марта.
Называется картина:
«Милой мамочки портрет».
Г. Остер.
Д. : ЭТО совет Бабы-яги - нельзя портить обои, врать маме.
В. : А чтобы никакая Баба-яга Зайчонка больше не запутала, поиграем в игру "Хорошо-плохо». Хорошо рисовать водой на доске. А на чем плохо?
Д. : На полу - подскользнешься, на бумаге - размокнет и пр.
В. : Хорошо рисовать пальцем на земле. А что в этом плохого?
Д. : Можно повредить растущий на земле цветок, нельзя после этого брать руки в рот, надо их помыть.
В. : Хорошо выжигать рисунки на доске. А чем это может быть плохо?
Д. : Надо быть осторожным - не обжечь себя и других, не забыть выключить аппарат, чтобы не было пожара.
В. : Хорошо вышивать ниткой узор. А чем это плохо?
Д. ; Плохо, если уколешься или забудешь иголку в ткани.
Таким образом, воспитатель в игровой форме обсуждает технику безопасности и уместность этих способов рисования.
В. : Молодцы! Я думаю, что когда вы захотите сделать необычный рисунок, вы вспомните свои советы Зайчонку.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказывает жестами или фразами типа: «Вот возьму стакан воды. Ой! Чуть на тетрадки не пролила! А что бы тогда было?».
Занятие может перейти в рисование.
5) Дополнительное задание в тетради (с. 6).
Симметрия.
Задание 2.
Раскрасьте вторую половину лица.
В. : Индейцы раскрашивают свои лица. У этого индейца дождем смыло половину рисунка. Помогите ему вернуть раскраску.