Получи документы

Воспитание детей начинается с воспитания их родителей.

Катерина Шелякина
Воспитание детей начинается с воспитания их родителей.

Воспитание детей начинается с воспитания их родителей

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Публикация «Воспитание детей начинается с воспитания их родителей,» размещена в разделах

Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений.

В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо указывают А. Г. Лидерс, О. А. Карабанова, А. С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей.

Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития и в настоящий момент принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок - взрослый.

Родительство - это счастливая, но трудная и драматичная миссия, которая невозможна без проблем и противоречий. Эти трудности и противоречия неизбежны и объективны. [1]

Воспитание-это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации образовательных целий в условиях педагогического процесса. [4, с. 87]

Родительскую компетентность можно рассматривать как индивидуально-психологическое образование, выражающееся единством теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности. Готовность родителя к осуществлению воспитательных функций определяется сформированностью у него значимых личностных качеств, наличием теоретических знаний, практических умений и мотивации. [2, с. 7-8]

Компетентный родитель характеризуется следующими качествами: любит своего ребенка, осмысливает приоритетный вид деятельности, умеет общаться с ребенком, используя адекватный стиль общения, знаком с возрастными психическими особенностями развития детей.

Но, к сожалению, институт семьи еще далек от идеала. Зачастую в семье царят: ссоры, тревожность, напряженность. В такой семье ребенок растет нервным, испытывая психоэмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим.

В психологии есть понятие: невроз ребенка – это невроз семьи. Компетентный родитель должен понимать это, и, если сам не в состоянии решать проблему, он должен обращаться за помощью к психологам, педагогам. Но и сам «компетентный родитель» должен наблюдать за собой, анализировать свои слова и поступки, в общении с ребенком. Компетентный родитель должен знать признаки дисгармоничных типов семейного воспитания : гипоопекающий тип, гиперопекающий тип.

Гипоопекающий тип проявляется в следующем: наблюдается эмоциональное неприятие ребенка, ему уделяют недостаточно заботы и внимания, ребенок чувствует себя одиноким, формируется чувство вины перед родителями, снижается самооценка и в дальнейшем ребенок воспринимает мир враждебно, ведет себя агрессивно, растет неудачником, в семьях царит авторитарный тип управления семьей.

Гиперопекающий тип проявляется в следующем: ребенку многое прощается, беспрекословно выполняются все его желания и капризы, ребенок лишается воли, самостоятельности, требует к себе повышенного внимания. В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и либерально - попустительское отношение родителей к своим детям.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными и безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами. [3, с. 353-354]

Мы предлагаем проект - дисциплину «Школа молодого родителя», которую необходимо ввести в курс обучения для учеников 10-11-х классов.

Целью предлагаемой дисциплины является: формирование начальных представлений о семье и правилах воспитания будущих детей.

Задачи дисциплины следующие:

• Конкретизировать сущность понятия «компетентный родитель».

• Создать представление будущих родителей о стилях воспитания детей.

• Сформировать знания будущих родителей об использовании методов поощрения и наказания в процессе воспитания детей.

• Научить решать педагогические задачи, связанные с воспитанием детей.

В содержание курса входят знания дошкольной педагогики, анализ опыта собственной семьи и создание собственной модели семьи. Данную дисциплину могут преподавать классный руководитель, родители (имеющие педагогическое образование, психолог, социальный работник и медицинский работник.

Мы провели исследовательскую работу, по изучению родительской компетенции у студентов первого курса исторического и педагогического факультета. Исследование проводилось при помощи анкетирования. Количество студентов составило 36 человек. Ниже представлены вопросы анкеты.

1. Планируете ли вы быть родителем? да/нет

2. Как Вы считаете в чем состоит сущность родительства?

3. Какие методы воспитания на ваш взгляд наиболее эффективны? поощрение; физическое наказание; ограничение в чем-либо; пример взрослых; другое.

4. Есть ли различие в методах воспитания мальчика и девочки? Если да, то какие?

5. Какой стиль воспитания вам более приемлем? авторитарный; либеральный; демократический.

6. Допускаете ли вы участие бабушек/дедушек в процесс воспитания детей?

7. Какие качества присущие компетентным родителям? (расположите в порядке ранжирования).

любовь к детям; разумная строгость; требовательность; степень контроля над действиями детей; уважение к выбору ребенка (учет его собственного мнения).

8. Кто по вашему мнению должен быть главным в семье?

мать; отец; семья; ребенок.

9. Смогли бы вы пожертвовать ради воспитания собственных детей карьерой, социальным статусом, и т. д? да/нет

10. Что есть «счастливая семья»?

По результатам нашего исследования:

1) 98%- планируют быть родителями.

2) 100% дали позитивный ответ, например: передача ЗУН своим детям; воспитание детей и т. д;

3) 40%- в качестве метода воспитания выбирают ограничения и поощрение.

59%- в качестве метода воспитания выбирают пример взрослых.

1%-в качестве метода воспитания выбирает физические наказания.

4) 90% считают, что в воспитании мальчика и девочки есть различия, т. е в мальчиках воспитывают мужество, а в девочках хозяйственность.

10% считают, что в их воспитании нет различия.

5) 85% в качестве стиля воспитания выбирают – демократический.

14% в качестве стиля воспитания выбирают - авторитарный.

1% в качестве стиля воспитания выбирает – либеральный.

6) Из 100% опрошенных, все допускают к воспитанию детей бабушек и дедушек.

7) 100% - являются компетентными родителями по вопросу ранжирования.

8) 40% считаю, что в семье главный отец.

60% считают, что в семье важен тандем.

9) 90% считаю, что смогли бы оставить свою карьеру и социальный статус ради воспитания детей.

10% не готовы идти на такие жертвы.

10) Позитивный ответ, что соответствует видению этого понятию, например: любовь, уважение друг к другу и детям.

Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости, что сказывается на эмоциональном самочувствии ребёнка и как следствие накладывает определённый отпечаток на личность дошкольника.

Обобщая, детерминанты родительского отношения в различных психологических концепциях, можно выделить следующие: особенности личности родителя (концепция А. Адлера, Дж. Боулби, Л. Лоевингер); личностные и клинико-психологические (работы М. И. Лисиной, Н. Ньюсона); этилогические факторы (С. Лейбовичи); социокультурные детерминанты (X. Харлоу, М. Лаоса); особенности внутрисемейных отношений (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер).

Дошкольное детство - период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее.

Таким образом для полноценного развития детей необходим ряд факторов, которые влияют на тип детско-родительских отношений : особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказаний до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учёт актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

Список литературы:

1. https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/87162/

2. Анисимова А. В. Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения//Молодой ученый. —2014.—№17.1.

3. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов- 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. –М. : Владос- пресс, 2004.-365 с.

4. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. А Сластенин, И. В Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А Сластенина.. : Издательский центр «Академия», 2002.-576с.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания Подпроект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания» в рамках инновационного проекта «Гендерное воспитание.

Консультация для родителей «Я и моя семья. Все начинается с семьи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 "Аистёнок" Старооскольского городского округа Консультация.

Анкета для родителей «Изучение эффективности семейных традиций воспитания детей» Инструкция. Внимательно прочтите вопросы, в большинстве из них даны возможные варианты ответов. Выберите из них один или более ответов,.

Консультация для родителей «Утро начинается с зарядки» Утро начинается с зарядки Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить».

Консультация для родителей «Воспитание начинается с семьи» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ». С тех пор как существует семья, главной заботой людей является воспитание детей.

Памятка для родителей «Законы нравственного воспитания детей» Памятка для родителей Законы нравственности: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку. Основы.

Патриотическое воспитание в детском саду начинается со знакомства с «малой Родиной»Патриотическое воспитание в детском саду начинается со знакомства с «малой Родиной» quote=Д. С. Лихачев]«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к.

С чего начинается Родина. Патриотическое воспитание дошкольниковС чего начинается Родина. Патриотическое воспитание дошкольников Патриотизм – не простое и высокое человеческое чувство, оно так глубоко по своему содержанию, что несколькими словами его не передать. Чувство.

Консультация для родителей «Секреты воспитания детей. Ошибки родителей» Каждый родитель желает своим детям всего самого лучшего в жизни и мечтает воспитать их умными, порядочными, успешными и счастливыми людьми.

Воспитание ребенка начинается в семье Воспитание- это процесс взаимодействия детей и родителей, который в итоге должен доставлять удовольствие и детям и родителям. Семья является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание детей начинается с воспитания их родителей.
Опубликовано: 28 ноября 2016 в 11:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД