МААМ-картинки

Воспитание дружелюбия у старших дошкольников. Опыт работы

Раиля Хидиятова
Воспитание дружелюбия у старших дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

(слайд 1) Добрый день. Уважаемое жюри, участники конкурса и гости. Мне очень приятно видеть ваши заинтересованные лица.

Творческую презентацию опыта работы я хотела бы начать со слов Омара Хайяма:

И с другом и с врагом ты должен быть хорош!

Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.

Публикация «Воспитание дружелюбия у старших дошкольников, Опыт работы» размещена в разделах

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Согласитесь очень важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Я глубоко убеждена что, задача современного педагога состоит в том, чтобы его воспитанники вышли из стен образовательного учреждения не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и людьми самостоятельными, и обладающими дружелюбием в качестве основы своей жизненной позиции.

Почему именно по этой теме сформировался опыт?

В своей педагогической практике я столкнулась с неблагоприятной обстановкой в детском коллективе.

(Проценты Слайд2) Дети не умели делиться, уступать, помогать друг другу из-за этого возникало много конфликтных ситуаций. Поэтому мне, как воспитателю для того чтобы между детьми сложились доброжелательные отношения, предстояло создать благоприятный психологический климат в группе, где все чувствовали бы себя свободными, оставаясь самими собой при этом, уважая права других.

В связи с выявленной проблемой я определила ключевое направление своей педагогической деятельности, которое заключалось в поиске эффективных путей воспитания дружелюбия у воспитанников – одного из личностных качеств, которое в российской системе дошкольного образования по-прежнему считается важнейшей целью воспитания.

С раннего детства дошкольник постигает сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми, как дома, так и в детском саду. Поэтому воспитывать гуманные чувства и доброжелательные взаимоотношения нужно начинать с детства. В это время ребенок приобретает первоначальный опыт общественного поведения, формируется его отношение к близким, сверстникам, вещам и природе. В процессе повседневной коммуникации дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Я считаю, да и вы со мной согласитесь что немаловажным при этом является такое качество, как дружелюбие. (слайд3)

Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций. Приказ Министерства образования и науки РФ о федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования подтверждает, что социализация является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие ценностных отношений детей, формирование у них первоначальных представлений социального характера и на включение в систему соответствующих моральных взаимоотношений со сверстниками.

Актуальность опыта также доказывает тот факт, что представленный на городском методическом объединении, он оказался востребован педагогами города.

С чего всё начиналось? (слайд 4)

Начиная свою работу по формированию дружелюбия, я познакомилась с программами Р. С. Буре «Дружные ребята», В. А. Холмогоровой «Программа гуманизации межличностных отношений», О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Я, ты, мы» и изучила методические пособия «Социально-нравственное воспитание» И. Ф. Мулько, «Моральное воспитание в детском саду» Якобсон С. Г. Знакомство с различными технологиями, подтолкнули меня к созданию «единого игрового пространства» для детей и их родителей в детско-родительском клубе «Шаг за шагом». Цель, которого усиление способности родителей к пониманию и к чувствованию эмоционального мира своего ребенка; изменение неадекватных родительских позиций; оптимизацию форм родительского воздействия в процессе воспитания детей; проживание реального опыта взаимодействия родителей с детьми и другими членами группы, воспитание дружелюбия у детей. В зависимости от тематики заседания, работа в клубе проводится с детьми, либо с родителями и детьми или только с родителями. Практика показала, что наибольшая посещаемость заседаний клуба зафиксирована при совместных встречах родителей и детей. Я очень хорошо понимаю, что на таких встречах необходимо дать теоретическую и практическую информацию родителям и одновременно поддерживать заинтересованность детей. Поэтому я провожу, различные игры: подвижные, сюжетные с элементами драматизации, игры со спортивным оборудованием, настольные игры, которые способствуют сплочению и объединению группы, воспитанию дружелюбия.

Многообразие тематики заседаний нашего клуба позволяет родителям и детям не только пополнить свои знания в той или иной области, но и раскрыть свой творческий потенциал. Но работа клуба не ограничивается встречами в детском саду, по предложению родителей был создан сайт группы. (слайд5) На нашем сайте родители могут прочитать объявления как группы, так и детского сада, в частном порядке имеют возможность задавать вопросы и получить ответы. Безусловно, и я задаю вопросы или обращаюсь к родителям с просьбами. Немаловажно и то, что я предлагаю фотографии и рекомендации по проведению тех видов деятельности, которые родители могут повторить дома с детьми.

Следует подчеркнуть, что воспитание дружелюбия осуществляю в соответствии с федеральными государственными требованиями во всех видах детской деятельности (в непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, совместной деятельности взрослых и детей и взаимодействии с семьей).

Концептуальная идея моего опыта – воспитание дружелюбия, которая основывается на трех компонентах (эмоциональный, когнитивный, конативный). (слайд6) На каждом этапе разработано тематическое планирование, которое включает в себя проведение бесед с детьми в группе, консультации для родителей и игры – тренинги, которые проводятся как с детьми в группе, так и в детско-родительских группах. (слайд 7)

Обратите внимание, на слайде представлены темы, рассматриваемые на первом этапе.

(Слайд8) Содержание первого этапа предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а так же способствует лучшему пониманию других людей и самого себя.

На первом этапе использую следующие механизмы:

(Слайд9)

1. механизм сотрудничество. Совместную деятельность детей организую как сотрудничество. При совместном конструировании, трудовой деятельности стараюсь создать сменные составы, чтобы не возник феномен «Мы – они». В воспитании детей не менее важен элемент соревновательности, помогающий понять свои возможности по сравнению с другими, проверить себя в экстремальной ситуации. Но заметив, что данный вид деятельности вызывает враждебность к партнерам, стала находить оптимальное соотношение элементов сотрудничества и соперничества. (слайд 10)

2. механизм сходства. Сходство может касаться физических характеристик, местожительства, интересов, предпочтений и любых других факторов. Я стараюсь подчеркивать похожесть между детьми в форме простой коммуникации, например, «Он, как и ты любит рисовать», «Она, как и ты, летом ездила на море», либо в форме игры. (слайд видео 11) На заседании детско-родительского клуба «Шаг за шагом» играем в игры, которые помогают детям увидеть сходства и различия между людьми. Например, игра «Переходы», в которой я предлагаю детям собраться вместе по заданным признакам сходства (встаньте те, кто сегодня помог другу, кто поделился игрушкой). Или игра «Кто, как и ты?», задаю вопрос «Кто как и ты, любит?», дети отвечают на вопрос, выходят в круг, касаются ладошек друг друга и говорят «Мы».

3. Механизм ответной реакции (слайд 12) состоит в том, что доброжелательное отношение со стороны взрослого или другого ребенка, скорее всего, вызовет аналогичную ответную реакцию. Поэтому я сама стараюсь быть источником дружелюбия и поощряю такое качество у детей. Например: утром встречаю их приветливой улыбкой, увлекаю интересной игрой, сюрпризом, в утреннее приветствие включаю пословицы, поговорки о дружбе, добре. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости. В совместной деятельности объединяю детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.

Эмоциональный компонент помогает затронуть тонкие струны маленьких сердец чтением стихов. Поэтому в своей работе использую стихи И. Токмаковой В. Кодряна стихи Е. Евтушенко, А. Барто, С. Погореловского и многих других авторов. Многие стихи разучиваем вместе с детьми и инсценируем их.

(слайд 13) В рамках этого этапа, на встречах детско-родительского клуба родители и дети составляли «цветок имени» (слайд14, презентовали проекты «Говорящие имена», была организована мастерская добрых дел (совместная вечерняя деятельность детей с родителями, педагогами (слайд 15) название которой менялась в зависимости от цели. Так, например «Сюрпризы для пап», «Сюрпризы для мам» или «Подарок другу», «Подарки без повода» и др. (слайд 16)

2 этап. Для формирования следующего познавательного компонента использую такие приемы, которые помогают увидеть и оценить в людях позитивные качества. Например, прием «комплимент», помогает в естественных условиях побудить ребенка увидеть и сказать, что хорошего он заметил в поведении других воспитанников группы. После успешной совместной деятельности или в конце дня прошу детей встать в круг, и по очереди, обращаясь к тому, кто рядом продолжить предложение: «Мне понравилось, что ты сегодня…», достоинство этого приема в то, что дети учатся не только замечать хорошие поступки, но и пополняют свой словарный запас.

(слайд 17) Во время проведения традиционных игр я использую новые приемы. Например, всем известная игра «телефон». Перед началом игры я даю детям установку, как можно точнее запомнить и передать предлагаемую фразу «Я тебя люблю», «Ты хороший», «Давай с тобой дружить», «Ты мне нравишься».

(слайд 18) Провожу беседы по сказкам, которые учат понимать чувства героев, их настроения. После бесед, например таких как «Учусь сочувствовать», «Учусь прощать», вместе с детьми принимали правила поведения. Как показали наблюдения, правила принятые самими детьми выполняются наиболее добросовестно.

Во время бесед для лучшего понимания детьми значения слов, обращаемся к «Толковому словарю» В. И Даля.

На заседаниях клуба «Шаг за шагом» был разработан детско-родительский проект «Доброе слово для доброго дела». Ценными и интересными результатами, которого стало создание книжки-малютки «Доброму везде добро», (где собраны пословицы, поговорки о доброте и дружбе) и журнала «Что такое доброта?» (слайд19) (в нем собраны рисунки и высказывания детей о доброте). (слайд 20)Родители и дети заполняли дневник семьи, например на странице «солнце счастья» предлагалось записать то, что им за выходные принесло счастье.

(Слайд21) 3 этап. Для формирования поведенческого компонента применяю иллюстрации типичных житейских ситуаций, где ребенок нуждается в сочувствии, помощи сверстников. В начале рассматривания задаю вопросы: «О чем хотел рассказать художник? Как вы бы назвали эту картину?» Затем внимание привлекаю к главному герою: «Что с ним случилось? По какой причине? Какого его эмоциональное состояние? (огорчен, обижен, испуган, встревожен и т. д.) Как бы вы почувствовали себя на месте этого мальчика (девочки? И обсуждаем, как надо поступить, чтобы герой перестал огорчаться, порадовался. (слайд 22)

Наблюдая дружелюбное поведение другого человека или персонажа мультфильма, сказки или реальной жизни, ребенок проникается увиденным, поступает так же и получает соответствующий опыт. Учитывая интерес к ролевым играм, я составила сценки - диалоги для экспериментально - ролевой игры «Вежливые звери». (слайд 23) Показываю кукольное представление из нескольких сценок – диалогов сказочных персонажей и предлагаю оценить эмоциональную окраску речи каждого из героев. А так же просматриваем видеосюжеты, видеоролики, презентации, которые, нахожу в интернете или составляю сама.

(Слайд24) С целью научить детей совершать добрые поступки, в группе «появился» сундучок «Добрых дел» В этом сундучке хранятся добрые поступки и хорошие дела. Раз в неделю у нас бывает «День помощника» в этот день мы помогаем воспитателям и детям младших групп: одеться на прогулку, накрыть на стол, организовать игру.

(слайд 25) В клубе «Шаг за шагом» родители и дети составляли семейную презентацию «Что такое дружба». Одно из заседаний проходило в виде мультвикторины «Вечер добрых мультфильмов для ребят», на которой обсуждались поступки героев и отношения между ними.

(слайд 26) Исходя из наблюдений родителей и педагогов, можно отметить следующие изменения в поведении детей. Они научились находить друзей, заботиться о людях, делиться, разрешать конфликты мирным путем, проявлять внимание к робким и застенчивым, улыбаться людям. Стали более общительными, внимательными, гостеприимными. А это и есть дружелюбие, что и было целью моего труда.

Кроме этого, заметно снизилась агрессивность многих «проблемных» детей, уменьшилось количество демонстрационных реакций, замкнутые дети стали принимать участие в совместных играх.

Я рада, что произошли изменения и в детско-родительских отношениях. Родители получили новый положительный опыт взаимодействия с детьми, ощутили эмоциональную близость с ребенком, снизилось количество конфликтных ситуаций между детьми и родителями. Они стали обращать внимание на отличительные стороны своего малыша, лучше понимать его, научились по-другому воспринимать себя. Согласитесь, это дорогого стоит. (слайд 27)

Не менее важным для меня является и то, что материалы опыта послужили созданию авторской программ «Вместе весело шагать», по воспитанию дружелюбия у старших дошкольников.

В перспективе я планирую разработать тематическое планирование по воспитанию дружелюбия в младших и средних группах детского сада.

(слайд 28)

Все помнят пословицу «Дерево живет корнями, а человек – друзьями» Я думаю, что мои воспитанники … смогут своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе. Это поможет им в дальнейшей жизни.

Публикации по теме:

«Осенний калейдоскоп»«Осенний калейдоскоп» Осень приближается к концу.   В творческих объединениях  «Флористика» и «Солнышко» объявляется конкурс  «Осенний.

Конкурс чтецов!!!Конкурс чтецов!!! По готовому плану у нас стоит конкурс чтецов. Стихи о природе родного края. Детки подготовили стихи очень хорошо. Прочитали выразительно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание дружелюбия у старших дошкольников. Опыт работы
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 15:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание дружелюбия у старших дошкольников. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Раиля Хидиятова (УИ 83078) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД