Лучший педагог года

Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников

Елена Язева
Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно направленно на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей, таких как жизнь человека, семейные традиции, поведение в обществе. Дошкольное воспитание является очень важным периодом в духовно-нравственном становлении личности, именно поэтому ребенка необходимо знакомить с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности уже с малых лет. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н. И. Пирогов. [1]

Публикация «Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников» размещена в разделах

Основная наша цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.

Духовно-нравственное воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника и в процессе такого воспитания главная задача педагога – отобрать из множества впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему и помочь развить положительные качества, основываясь на его восприятии : природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события,- основы такого эмоционального воспитания личности и восприятия отдельных элементов духовно-нравственной культуры закладываются в раннем детстве и уже на данном этапе развития должны подкрепляться поддержкой со стороны воспитателей детских садов, а также родителей воспитанников.

Знакомство ребенка с родными традициями и нормами можно начинать с художественной литературы. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. [4] Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к здоровому образу жизни, труду. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. Привлекать внимание детей нужно яркими образами, вызывающими интерес, а в пословицах и поговорках достаточно кратко и ярко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества, высмеиваются недостатки. В фольклорных произведениях содержится целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании.

Очень важной частью духовно-нравственного воспитания дошкольников является бережное отношение к игрушкам. Можно «пригласить кукол в гости» и поухаживать за ними. Или помочь мишке собрать малину в лесу, а потом «сварить варенье» из пластилина или даже в виде поделок и рисунков. Такие игры побуждают детей к активным действиям, они уже воспринимают игрушку как объект заботы и поддержки. Эти качества очень важны и в общении с окружающими и должны воспитываться с самых ранних лет.

Обязательно после игры нужно привести игровую зону в порядок – уложить всех кукол по кроваткам или за столики, игрушки по своим полкам. Можно даже устроить своего рода эстафету для детей «Сложи игрушки на место». Можно даже в качестве игры устроить пробежки из одного конца комнаты в другой для укладывания игрушек в коробку или специальный сундук. Очень важно при каждом успехе похвалить ребенка, чтобы закрепить хороший результат и выработать положительные эмоции детей для закрепления правильного поведения в сознании. Таким образом, вы показываете, что цените ребенка и замечаете его старания, это также положительно отражается на формировании характера малыша. [5]

Однако все методы воспитания должны быть систематизированы и применяться в комплексе, нельзя ограничиться литературой или отдельными упражнениями. Начиная работу по духовно-нравственному воспитанию личности ребенка, педагог в первую очередь обязан подавать достойный личный пример, продумывать, что целесообразнее показать и рассказать детям, создавать определенные ситуации для нравственного выбора, и уметь давать грамотные объяснения, ведь окружающая обстановка оказывает колоссальное влияние на ценностные ориентации личности. Содержание такого воспитания составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. [7] В ходе этих бесед воспитатель или сами дети дают характеристику фактам и поступкам нравственного характера. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения. Нужно стараться привлекать малышей к активным действиям и вместе проговаривать все манипуляции, чтобы дети активно участвовали: двигались, фантазировали. Таким образом формируются устойчивые представления о мире достаточно наглядно и заодно обогащается активный словарь ребенка.

Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного возраста рассматривается в двух аспектах: это процесс формирования нравственно-духовных социальных отношений и личностных качеств, позволяющих осуществлять эти отношения, и целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных представлений, обогащения их нравственных чувств, привитие норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, природе, вещам, и т. д. Эффективность дошкольного воспитания во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями. Наша цель — воспитание духовно и нравственно цельной личности, учитывая возраст ребенка, ведь большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям, воспитателям, и вся воспитательная работа ДОУ должна строиться не только на основе психолого-педагогических знаний, но и духовных ценностей.

Публикации по теме:

Наследие. Духовно-нравственное воспитание дошкольников "Серебряные родники малой Родины" Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Ознакомление дошкольников с прошлым родного края, с основами русской народной культуры в СП ГБОУ СОШ №3 г. о. Октябрьск «Детский сад №5».

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Плотникова Людмила Александровна музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в Городецком районе (фотоотчет)Духовно-нравственное воспитание дошкольников в Городецком районе (фотоотчет) 17 декабря 2015г. в МБДОУ «Детский сад №14» состоялся семинар для воспитателей Городецкого муниципального района в рамках сетевой модели.

Духовно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культурыДуховно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня.

Духовно-патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах истории, традиций и современной культуры Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних.

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Проект духовно - нравственного воспитания дошкольников В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая.

Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье»Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье» Цель: • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Задачи: • Узнать о семьях, их интересах, семейных традициях, познакомиться.

Воспитание культуры поведения дошкольников Воспитание культуры поведения дошкольников. Культура поведения – это широкое понятие, которое раскрывает сущность моральных норм в отношении.

Воспитание культуры поведения у дошкольников Воспитание культуры поведения у дошкольников Сколько бы хороших слов ни произносил учитель, они останутся для воспитанника пустым звуком,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников
Опубликовано: 12 июня 2016 в 17:47
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД