Копаева Юлия
Воспитание духовности, нравственности и патриотизма в развитии гармоничной личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Для воспитания нужно не большое время,
а лишь разумное использование малого времени.
А. С. Макаренко
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств : самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Как показывает практика общения с родителями, их непосредственно волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы специальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают особого значения. А ведь формирование нравственно-волевой сферы является важным условием всестороннего воспитания личности ребенка и несформированность данных качеств может отрицательно сказаться на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости и недисциплинированности.
Публикация «Воспитание духовности, нравственности и патриотизма в развитии гармоничной личности дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей является одной из основных задач построения моей работы с детьми в объединении «АБВГДейка». В жизни, я считаю, невозможно отделить нравственное воспитание от духовного, если исключить духовное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: Что такое человек? Зачем он живёт и умирает? И многие другие. Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.
От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Хочу остановиться на наиболее ярких воспитательных и образовательных аспектах в формировании гармоничной личности :
- этические представления. Воспитание нравственно-духовных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений и во многом определяет его поведение. Неправильное представление о доброте, дружбе, честности и справедливости зачастую является причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых и конфликтов между детьми. Этические представления формируются у ребенка путем:
чтения и дальнейшее обсуждение художественной литературы:
- стихи А. Л. Барто «Я с ней дружу», «Подружки», «Сонечка»; С. Михалкова «Песенка друзей», «Мы с приятелем вдвоем»; В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» - показывает достоинства и особенности дружеских отношений, их негативные и позитивные отношения.
- Книги А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Г. Остера «Как хорошо дарить подарки», Д. Родари «Приключение Чипполино» - дружеские взаимоотношения сказочных героев.
Участия в акциях «Чужой беды не бывает» - оказание помощи детям, попавшим в трудные ситуации (например, беженцам из Украины собрать вещи и игрушки).
Дидактических и словесных игр «Напиши мне письмо», «Пожалуйста», «Узнай по описанию».
Бесед «Волшебные слова», «Хорошие поступки», «Мои достоинства и недостатки». «Умеешь ли ты дружить?».
Оценка положительных поступков детей (одобрение, подбадривание, поощрение и т. д.).
Здесь важно помнить, что воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребенка: положительный пример взрослого, постоянное и многократное повторение, создание условий организации жизни детей. Нравственные привычки закрепляются, становятся потребностью и постепенно накапливаясь определяет культуру поведения ребенка.
-сочувствие. Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть себе подобного. Дети чутко реагируют на проявление доброжелательности и недоброжелательности по отношению к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым, так как им свойственна бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг. И это должно быть использовано для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым. Воспитание у детей доброты начинается с воспитания у них чувства любви и уважения к родителям, только на конкретных примерах может объяснить заботливое и доброе отношение к взрослым, ведь зачастую дети ведут себя эгоистически : требуют вещи или игрушки, купить которые родители в данный момент не могут; требуют уделить им внимание, не замечая, что родители устали после работы. Чтобы воспитать у детей сочувствие, желание совершить хороший поступок, вызвать у них стыд, раскаяние, когда поступил плохо, важно найти такие приемы, которые бы ставили ребенка на место другого, пострадавшего, заставляли его переживать то, что переживает другой. Большое значение здесь имеет художественная литература:
Ш. Перро «Фея» - недопустимость употребления грубых слов;
Ненецкая народная сказка «Кукушка», Е. Благинина «Посидим в тишине», Н. Артюхова «Трудный вечер» - заботливое отношение к родителям;
Е. Пермякова «Самое страшное» - отрицательное поведение героя, А. Барто «Вовка – добрая душа» - положительное, заботливое отношение к окружающим.
- гуманные чувства;
- патриотические чувства;
- положительное отношение к труду;
- положительное отношение к учебе.
- духовность. Воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись. Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье, детском саду, школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Человечество лишённое божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан и если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестает быть личностью. Сначала среда для ребенка-дошкольника существует как семья, в которой он растет, затем его кругозор расширяется до школы и улицы, впоследствии – родного города, страны, всего культурного мира. Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива детского сада, класса, школы, а потом и всей страны. Каким вырастет будущий гражданин, зависит от нас, нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.