Ирина Кобозева
Воспитание финансовой грамотности дошкольников средствами ментальной арифметики
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание финансовой грамотности дошкольников средствами ментальной арифметики.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в изменяющихся условиях жизни современного общества, в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях, начинает формироваться представления о деньгах и их применении.
Публикация «Воспитание финансовой грамотности дошкольников средствами ментальной арифметики» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Ментальная арифметика
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).
Для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности и систематизации знаний выделяются следующие задачи:
1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса.
Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие методы и приемы работы:
- непосредственная образовательная деятельность,
- сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи.
Однако в свете ценностных ориентаций современного общества и требований школы, которые предполагают на выходе из дошкольного возраста первоначальное владение знаково-системными формами мышления и такими их средствами, как чтение, письмо, арифметический счет, для старшего дошкольного возраста (5–7 лет) возможно введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели.
В свою очередь созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что помимо усвоения ребенком базовых понятий (экономика, потребности, труд, профессии, бартер, выгода и убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал, у него необходимо развивать интеллектуальный и творческий потенциал. Данные задачи можно решить с помощью введения в образовательный процесс элементов ментальной арифметики.
Что такое арифметика, знает каждый. Но что такое ментальная арифметика? Это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
Цель данной программы - гармоничное развитие умственных и творческих способностей детей, позволяющая ещё в большей степени раскрыть потенциал ребенка.
Результатами этой уникальной методики можно назвать концентрацию внимания, развитие воображения и логического мышления, наблюдательности, слуха, творческого мышления и фотографической памяти.
Считается, что каждое из полушарий человеческого мозга отвечает за свои направления. Так, правое из них позволяет развить творчество, образное восприятие и мышление. Левое же в ответе за логическое мышление.
Деятельность полушарий активизируется в тот момент, когда человек начинает работать руками. Если активна правая из них, то начинает работать левое полушарие. И наоборот. Человек, работающий левой рукой, способствует активизации работы правого полушария. Задача менара - заставить весь мозг принимать участие в образовательном процессе. Как же достигнуть таких результатов? Это возможно при выполнении математических операций на абакусе обеими руками.
В конечном итоге менар способствует освоению быстрого счета, а также развитию и совершенствованию аналитических навыков.
Таким образом, ментальная арифметика способствует :
- развитию совместной работы правого и левого полушарий мозга;
- наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;
- развитию уверенности в собственных силах;
Таким образом, для решения задач финансовой грамотности у дошкольников видна целесообразность введения элементов менара в воспитательно - образовательный процесс.
Список литературы
1. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
2. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003.
3. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д. Шатова. – М., 2005. – 254 с