Юлия Пусева
Воспитание гуманности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание гуманности у дошкольников.
Гуманность - любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности, доброе отношение ко всему живому, человечность, человеколюбие. Это отношение выражается в эмпатии. Все это формируется в дошкольном возрасте, а фундаментом является умение понимать других, сопереживать им. Одним из направлений в воспитании гуманности является проявление внимания к ребенку, употребление ласковых слов, похвала ребенка за положительный поступок. Необходимо обучать ребенка выражать свое сочувствие, внимание и понимание, например, пожалеть плачущего, похвалить успех другого ребенка.
Публикация «Воспитание гуманности у дошкольников» размещена в разделах
В дошкольном возрасте ребенок только начинает понимать, что такое «хорошо» и «плохо». Помочь ему в этом может взрослый, оценивая добрые и плохие поступки, читая ребенку потешки, сказки, а так же, сам являясь показательным примером для ребенка.
Необходимо привлекать внимание ребенка к способам выражения эмоционального состояния другим человеком. Необходимо научить ребенка «читать» эмоции. Например, глядя на сюжетную картинку, ребенок рассказывает, кто веселый, а кто грустный и почему? Как мы можем поддержать героя или помочь ему?
Возможно проигрывание в группе разных жизненных ситуаций с последующим оцениванием поведения каждого ребенка в данной ситуации. Например, мальчики играли в комнате и разбили вазу и спрятали осколки под ковер. Как бы вы поступили в данной ситуации, почему? А что бы вы посоветовали этим мальчикам, чем бы вы им помогли?
Такие беседы с детьми способствуют развитию воображения и мышления. Дети способны оценивать мораль художественных произведений, способны оценить характер и поступки героев.
Сопереживание ребенка в дошкольном возрасте проходит несколько стадий: переживание-сочувствие («Мальчику больно, мне жаль его», переживание-утверждение себя («Мальчику больно, я так не хочу», переживание-действие («Мальчику больно, я хочу ему помочь»). Воспитатель может проводить в группе этические беседы на тему возникших отношений в жизни группы или прочитав художественную литературу. Необходимо учить ребенка делать самостоятельные выводы. Можно использовать наглядные картинки и классифицировать их, например, по хорошим поступкам и плохим, или по чувствам героев на картинке.
Можно проводить беседы с детьми, а затем провести соответствующую ситуацию, например, поухаживать за больным ребенком или животным, создать совместный подарок для именинника, помочь друг другу на занятиях и др.
Главным условием в воспитании гуманности у детей является положительный пример взрослого. Необходимо увлекать детей своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Так, выработав свою систему воспитания гуманного отношения детей к окружающему миру, воспитатель формирует нравственность ребенка.