МААМ-картинки

Воспитание и формирование личности ученика начальных классов

Наталья Алыкова
Воспитание и формирование личности ученика начальных классов

Для ученика младших классов процесс обучения в школе является одним из основных жизненных этапов, который воздействует на развитие ребенка и становление его, как личности. У маленького школьника формируется ядро его внутреннего «Я» (нравственные чувства, ценности, убеждения). Он обретает первый опыт нравственного поведения, учится выполнять требования коллектива, принимает активное участие в постановке целей, выборе поручений, которые ему по душе. У ученика начальных классов возникают относительно устойчивые формы поведения и деятельности, которые в будущем составят основу формирования его характера.

Публикация «Воспитание и формирование личности ученика начальных классов» размещена в разделах

Во многом внутреннее самочувствие, эмоциональный настрой ребенка зависит от личности учителя, так как для учащихся 1-2 классов учитель остается примером для подражания. Только в 3-4 классах оценка одноклассников начинает преобладать над оценкой педагога.

Поэтому взаимоотношения с ровесниками определяются отношением учителя. Подмечено, что те ребята, которые хорошо учатся пользуются наибольшим авторитетом в классе и – наоборот. В классном коллективе появляются микрогруппы, объединенные общими интересами и симпатиями.

В результате взаимоотношений усложняется моральное поведение: ученик усваивает систему этических норм, по-разному проявляя себя в различных жизненных ситуациях. Из этого следует, что взрослые могут достаточно легко управлять поведением ученика начальной школы. Хочется остановиться на самооценке ученика, так как известно, что она ситуативна и во многом зависит от учителя. Постоянные неудачи в учебе приводят к тому, что ребёнок теряет веру в свои силы, уверенность, что приводит к нежелательной деформации личности. Поэтому учитель начальной школы должен работать над созданием для всех учащихся ситуаций успеха.

На каждом уроке необходимо подбирать такой материал, который был бы направлен на развитие у ребят умения анализировать, сопоставлять, сравнивать поступки героев, жизненные ситуации, выделять значимое.

Хорошим подспорьем для учителя являются произведения великого педагога В. А. Сухомлинского. Например, на уроке развития личности ученикам было предложено ознакомиться с содержанием рассказа «Мать».

Выпал из гнезда маленький воробей. Копошиться в траве, а над ним летает и пищит его мать.

Увидев воробушка, ястреб думает: "Сейчас я его схвачу и съем!» Стал он подбираться к воробушку. Все птички замерли от страха: что оно сейчас будет! А мать бросилась на ястреба. Распушила свои крылья, стукнула клювом ястреба в глаза и вцепилась коготками в голову.

Испугался ястреб и полетел. Удивились все птички: «Вот так птица! Как же она победила ястреба?»

Учениками обсуждались следующие вопросы:

- Что помогло птичке победить страх?

- Влияет ли смелость на развитие других черт человека? Каких?

- Может ли быть смелым физически слабый человек?

Каждый человек строит свою жизнь, руководствуясь определёнными ценностями, от которых зависит его личная жизнь и жизнь окружающих людей.

Очередным шагом к саморазвитию учеников стал ниже представленный тест:

"Моя самооценка".

Тест

Выберите из предложенного перечня 10-20 черт, которые вы считаете лучшими, идеальными. Запишите их в первый столбик. Во второй столбик запишите черты, которыми не может быть наделен идеальный человек. В обоих столбиках подчеркните те черты, которые по вашему мнению, присущи вам.

Гордость, зависть, изысканность, мечтательность, педантичность, открытость, сдержанность, холодность, грубость, искренность, упрямство, беспечность, настойчивость, обидчивость, подвижность, медлительность, вежливость, тактичность, дерзость, чувствительность, рассудительность, решительность, вдумчивость, заботливость, нерешительность, трусость, злопамятность, мудрость, смелость, восприимчивость, уступчивость, правдивость, трудолюбие, цинизм, лень, непринужденность, назойливость

Ключ к тесту

1) Число положительных черт, которые вы выбрали для себя, поделите на число черт, записанных в первый столбик.

Если результат близок к 1, то вы себя переоцениваете.

Если результат близок к 0, то вы себя недооцениваете.

Если результат 0,5-у вас объективная самооценка.

2) Число отрицательных черт, которые характерны для вас, поделите на число черт, записанных во второй столбик.

Результат близок к 0 – недостаточная критичность к себе.

Единица – недооценка себя, повышенная самокритичность. Вы лучше, чем вы о себе думаете.

Если результат равен 0,5 – вы объективно оцениваете свои негативные качества.

Трудно посмотреть на себя со стороны. Иногда мы видим в людях то, чем не обладаем сами. Поэтому порой случается, что человек недооценивает или переоценивает себя. Для становления личности важно, чтобы каждый оценивал себя объективно, то есть адекватно.

В ходе развития личности ученика начальных классов, метод «незаконченных предложений» является одним из составляющих звеньев в работе педагога. Результаты не объявляются, но они заставляют задуматься ребят над своими поступками, мыслями, поведением.

«Интервью со своей совестью»

Продолжите предложение:

Совесть не позволила …

Совесть подсказала …

Совесть предупредила …

Совесть помогла …

Совесть не простила …

Совесть побеспокоила …

В интервью приняли участие 20 учеников. В первом предложении интересными были ответы «совесть не позволила взять себе деньги, которые я нашел возле парты», «не позволила обмануть маму», «не позволила соврать про плохой результат теста», «не позволила ударить одноклассника», «не позволила кричать». Во втором предложении ответы в основном касались поступков, которыми дети гордились: «совесть подсказала мне поделиться с другом», «помочь маме, бабушке», «хорошо выучить стихотворение», «выполнить задание», «убрать в комнате».

Продолжение следующих предложений показывают, что дети 9-10 лет вполне осознают свои поступки и могут дать им оценку с моральной точки зрения; школьники понимают, что лучше избегать драк, ссор, обмана, воровства, унижений других детей, потому что это бумерангом возвращается к ним. Конечно, после проведенных тестов сразу никто не изменился, но то, что этот метод заставляет задуматься над своим поведением, является неоспоримым. Дети в этом возрасте еще открыты, они не способны к обману или лжи во время тестирования, а потому хочется верить, что «совесть лечит».

Педагоги должны учить детей задумываться о последствиях своих поступков, сравнивать свои действия с действиями других. В конце теста ученикам была предложена древнегреческая легенда: "Был замечательный летний вечер, лунное сияние освещало тропу, по которой шел мужчина. Задумавшись, он не заметил камня, споткнулся об него и упал, больно забившись. Встал, посмотрел на камень и пошел дальше. Через некоторое время на тропе появился другой мужчина. Посвистывая, он еще издалека заметил камень. Подошел и подумал: «Это же я могу возвращаться по этой тропе, не замечу камня и упаду». Взял камень и отнес с тропы. И вот на тропе появился еще один мужчина. Он увидел камень, лежавший возле тропы, злорадно улыбнулся и поставил камень снова среди тропы. Начинало светать. На дорожке появился четвертый мужчина. Когда он увидел камень, то подумал, что люди могут его не заметить, и отнес камень с тропы» Древние греки считали, что тропа – это наша жизнь. А четыре мужчины – это мы, люди, в этой жизни: первый муж – равнодушный, второй – эгоист, третий – бессовестный. И только четвертый – человек с совестью».

На каждом шагу мы можем наткнуться на камень, который можно обойти, но можно и убрать его с дороги, освободив ее для других людей и расчистив тропинку для собственной совести.

Публикации по теме:

Формирование культуры здоровья ученика, находящегося на домашнем обучении Организация обучения на дому Обучающийся на дому пользуется всеми академическими правами: школа предоставляет ему на время обучения бесплатно.

Классный час для учащихся начальных классов на тему «Добро и зло» Классный час на тему: «Добро и зло» Цель: 1. Осознание детьми понятий добра и зла 2. Формирование у детей чувства доброты 3. Формирование.

Презентация опыта работы учителя начальных классов Пояснительная записка к презентации по представлению опыта работы учителя начальных классов, классного руководителя 2 класса МБОУ «Красногорская.

Методический семинар учителя начальных классов «Синквейн» Методический семинар учителя начальных классов на конкурсе «Учитель года – 2019» [/b](Положить блокноты и перья на столы для жюри.)СЛАЙД.

Памятка для начальных классов «Безопасность в сети интернет» Основные правила для школьников начальных классов Вы должны это знать: • Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они.

Портфолио учителя начальных классов Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков.

Презентация к проекту «Пасхальные яйца» для начальных классовПрезентация к проекту «Пасхальные яйца» для начальных классов В наши дни всё больше людей посещают церковь. В храмах совершают обряды крещения, венчания и другие. Вернулись к нам светлые и почитаемые.

Презентация учителя начальных классов «Методический семинар» Пояснительная записка. В основе ФГОС начального образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие организационных.

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Хагасовой Фатимы Хазраиловны Содержание 1. Введение. 2. Аналитическая.

Сценарий праздника для начальных классов «Праздник Пасхи» Сценарий праздника для начальных классов. Праздник Пасхи Цель: Обобщение (уточнение) знаний школьников о традициях русской Пасхи. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание и формирование личности ученика начальных классов
Опубликовано: 24 мая 2019 в 15:37
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД