Елена Наконечная
Воспитание избирательности впечатлений посредством формирования музыкального вкуса у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство - необходимая часть жизни человека. Искусство - это его душа. Сейчас в нашем обществе очень остро стоит проблема духовности. Мы вырастили новое поколение детей, с тенденцией к равнодушию. Всё чаще появляются репортажи о детской жестокости. Глобальные изменения в нашей жизни — наступление коммерциализации всех и вся, поток низкопробной визуально-звуковой информации, заполняющей телевидение, сделали неактуальным музыкальное воспитание. Поэтому в современном обществе возрастает значение эстетического воспитания детей средствами искусства, в частности музыкального, способствующего развитию нравственных начал личности, передаче духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями.
Публикация «Воспитание избирательности впечатлений посредством формирования музыкального вкуса у детей» размещена в разделах
Сегодня при перенасыщении теле и радиоэфира различной и не всегда хорошей музыкой важно научить детей ориентироваться в этом музыкальном калейдоскопе, выбирая подлинно художественные произведения, полезные для его духовного развития. Задача музыкальной школы и родителей - по возможности упорядочить воздействие на детей и подростков информационной среды, чтобы сформировать у них критическое отношение к поступающей информации, воспитать у ребёнка самостоятельность в эстетической и нравственной оценке действительности при помощи музыкального искусства.
В настоящее время ситуация с музыкальным воспитанием в семье далека от благополучия. Особенно ярко это проявляется в сельской местности: ухудшение материального положения людей не способствует музыкально - эстетическому развитию личности ребёнка. Некоторые родители считают, что если ребёнок не одарён музыкальными способностями, то не стоит и тратить время на бесполезную музыку. Поэтому в детских музыкальных школах с трудом набирается необходимый контингент учащихся, причём если раньше существовал конкурс и отсев поступающих, то теперь принимаются все желающие дети. В такой ситуации надо помнить, что целью музыкального воспитания является не только обучение игре на музыкальном инструменте и не каждый из воспитанников музыкальных школ должен становиться музыкантом - профессионалом. Самое главное в том, чтобы ребёнок полюбил музыку, увлёкся ею, чтобы она приносила ему радость и скрашивала его жизнь.
Хотелось бы, чтобы наши сельские музыкальные школы действительно готовили, как минимум, музыкантов - любителей, грамотных слушателей, чтобы музыкальное образование не подменялось лишь просвещением. Высказывание Б. В. Асафьева о том, что «обучение игре на инструменте ещё не означает ничего принципиально значительного», действительно означает, что главное в музыкальном образовании возвышается над собственно освоением инструментально - технических навыков и грамотным воспроизведением нотного текста. Педагогам музыкальных школ кроме собственно обучения игре на инструменте надо ставить и другие функциональные задачи - развивающие, воспитательные, образовательные. Музыкальная школа должна выпускать из своих стен творчески одухотворённых личностей.
Дети приходят в музыкальную школу совершенно разные, каждый ребёнок имеет свой багаж музыкальных данных. У каждого ребё нка своя мотивация: кто-то очень любит петь, кому-то очень нравится слушать музыку, кто-то заинтересован музыкальным инструментом. Есть среди наших учащихся и дети, которых привели родители, желая дать малышу разностороннее развитие и помочь ему найти себя, заинтересовать его музыкой. Поэтому на начальном этапе вовлечения ребёнка в мир музыки необходимо не только приобретать навыки игры на инструменте, не только изучать нотную грамоту, заниматься хоровым пением, но нужно также пополнять музыкальный багаж ребёнка при помощи слушания музыки. В наше время поток музыкальной информации безграничен, но в музыкальной школе необходимо организовать целенаправленное слушание музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений уже с начала обучения. Кроме того, коллективное слушание музыки, как одна из форм музыкальной деятельности, сближает как детей, так и взрослых. Слушание музыки по мнению Б. В. Асафьева, необходимо использовать для «гимнастики музыкального чувства и сознательного восприятия музыки». В связи с этим я считаю необходимым создавать в музыкальных школах фонетические классы с необходимым современным техническим оснащением, с возможностью пополнять и расширять объём музыкальных произведений. Кроме этого сельским детям обязательно нужно слушать и живую музыку, так как ребёнку важно ощущать, что музыка - часть жизни, среда обитания, что с её помощью можно выразить эмоции, чувства, характер, передавать мысли. Надо только научиться понимать язык музыки, слушая её, а потом и самому воспроизвести художественное произведение на инструменте.
Запланированное посещение постановок кукольного, молодёжного, драматического театров, концертных программ филармонии будет разнообразить формы музыкального образования и способствовать повышению его эффективности. Это должно входить в программу обучения.
Как известно, музыкальная культура ребёнка формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Каждому ребёнку хотелось бы раскрыть себя, участвуя в небольших музыкальных концертах - праздниках. К сожалению, воспитанники сельских музыкальных школ редко становятся профессиональными музыкантами, однако из них вырастают неплохие ценители музыки.
Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем без исключения людям, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.
Приобщение ребёнка к музыкальному искусству является важной составляющей процесса развития человека как личности. Музыка способна воспитывать высокую гражданственность, духовную красоту и творческие начала личности каждого ребёнка. Чтобы этот сложный процесс стал интересным, увлекательным и результативным, важно помнить, каким бы видом музыкальной деятельности не занимался ребёнок, он должен делать это с удовольствием и интересом.
В нашей школе среди учащихся нет таких детей, которые занимаются музыкой без желания. И если некоторые из них пришли в школу по воле родителей, музыка увлекла их, они посещают уроки и трудятся с удовольствием. Регулярно, два раза в год, у нас проводятся отчётные концерты, где звучат самые лучшие произведения. Детям и родителям очень нравится слушать выступления хоровых коллективов, вокальный дуэт преподавателей, фортепианный ансамбль педагогов. Как родителям, так и другим слушателям, а также самим исполнителям такие концерты доставляют огромное удовольствие. Детей переполняет радость творчества. Они чувствуют себя одной большой и дружной семьёй.
Стали традиционными выступления учеников школы в концертах нашего Дома культуры, посвященных Дню защиты детей. Фортепианный ансамбль преподавателей выступает на празднике, посвящённом труженикам села. На районном конкурсе - смотре хоровых коллективов, посвящённом песням о войне, наша школа заняла первое место. Ребята ходят с концертами в детский сад, в школы - в начальные классы. То есть дети и педагоги ведут активную концертную деятельность и делают это с удовольствием. Дети участвуют в различных районных и областных конкурсах, теоретических и исполнительских и иногда занимают призовые места. Но главное - это их участие, их творческое стремление к соревнованию и желание педагогов работать, вести активный образ жизни. Выступления старших учащихся и учителей являются примером для малышей, помогают воспитанию избирательности ребёнка в огромном море звуковой и видео информации.
По моему мнению, активные занятия музыкой очень помогают моим ученикам учёбе и пригодятся им в дальнейшей жизни. Музыка пробуждает в детях добрые чувства, делает их выше, чище, лучше. Воспитанники музыкальной школы - это прежде всего личности. Это дети, которые имеют представление о добре и зле, которые умеют трудиться и уважают чужой труд. Эти ребята умеют сопереживать и сочувствовать. Они привыкли жить творчески, проявляют свой интерес к новому, умеют слушать музыку и ценить её, ведут активную общественную жизнь. Всему этому помогает их собранность в работе и пунктуальность.
Глядя на своих учеников, анализируя их личностные качества, я могу сделать вывод, как велико значение эстетического воспитания детей средствами искусства, в частности музыкального.
Реальное осуществление таких задач зависит и от эрудиции педагога, от богатства его информационного багажа и от творческого подхода в процессе воспитания юных музыкантов. Немаловажно также знакомиться с прогрессивными психолого - педагогическими концепциями, с современными достижениями музыкознания, с исследованиями психологов, музыковедов, педагогов, касающихся главных явлений музыкального искусства. Это позволило бы педагогам развиваться, приобретать новые знания. В наш век высоких технологий было бы огромной ошибкой не пользоваться достижениями науки и техники. Большинству сельских музыкальных школ необходимы компьютеры, Интернет. Педагоги могли бы общаться с ведущими институтами и получать прогрессивную информацию. Сельские учителя музыкальных школ должны работать с творческим подходом, активно занимаясь самообразованием, выбирая наиболее результативные методы обучения для каждого юного музыканта. Для этого необходима налаженная Интернет — система по обучению, изучению новых прогрессивных психолого- педагогических концепций, таких как трёхфазная структура действия А. Н. Леонтьева, поэтапное формирование умственных действий П. Я. Гальперина, учение об аналитической и интонационной форме музыки В. В. Медушевского и других.
Хотелось бы, чтобы наше государство обратило внимание на уровень финансирования сельских музыкальных школ, не взваливая тяжесть этого бремени на местные бюджеты. Невозможно также достичь желаемого уровня музыкального воспитания детей средствами одних только родителей, причём чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь, влияют на формирование эстетических чувств и вкусов человека.
Как писал В. А. Сухомлинский, если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство.