Лучший педагог года

Воспитание любви к родному языку (11 фото)

Валентина Фуфаева
Воспитание любви к родному языку

Сейчас, как никогда, всё острее ощущается, как необходимо восстанавливать утраченные связи с культурой своего народа, историей развития родного языка. Это не произойдёт само по себе. А произойдёт только в том случае, если ребёнок начнёт осваивать и знакомиться с культурой своего родного языка с самого раннего возраста.

Публикация «Воспитание любви к родному языку» размещена в разделах

Многочисленными исследованиями в области психологии и педагогики (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. А. Козлова) доказано, что период дошкольного детства имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. Именно в дошкольный период закладываются базовые основы личной значимости ребёнка, нравственные чувства, нравственная позиция, отношение к миру, к деятельности, к культуре, к родному языку.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика издавна использует такие компоненты, как фольклор, песни, художественное слово (потешки, прибаутки, сказки, пословицы, поговорки) народные праздники и игры.

Так в раннем возрасте детям интересны потешки: «Сорока, сорока.», «Пошел котик на торжок», «Петушок, петушок золотой гребешок», «Тень – тень, потетень».

Любимым художественным произведением на протяжении всего дошкольного возраста является сказка. Особой популярностью в нашей средней группе пользуются сказки: «Жихарка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

В общении с детьми я обязательно использую пословицы и поговорки.

Без труда не вытащищь и рыбку из пруда.

При солнышке тепло, при матушке - добро.

Апрель с водой – мы травой.

Береги нос в большой мороз.

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе.

В работе с дошкольниками и родителями по ознакомлению с родным языком я использую игровую деятельность. Тема игры привлекает нас, так как в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, устои, представления о смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми. Игра всегда являлась естественным спутником жизни детей, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. Используя в работе с дошкольниками народные игры и игры – забавы приходишь к выводу, что в них сохранился колорит обычаев, оригинальность, своеобразие языка. Игры- забавы использую в работе с детьми младшей группы, во всех видах детской деятельности и режимных моментах. Например, предлагается малышу показать свои ладошки, ребё нок протягивает их взрослому и проговаривает слова:

Дай ладошечку, моя крошечка, Я поглажу тебя по ладошечке.

На - ладошечку моя крошечка

Ты погладь меня по ладошечке

Ребёнок поглаживает руку взрослого, это способствует установлению контакта, тёплых доверительных отношений

При организации режимных моментов используются потешки, когда с детьми моем руки.

«Знаем, знаем, да-да.

Где тут прячется вода.

Выходи водица.

Мы пришли умыться».

Воспитание любви к родному языку

В игровой деятельности – считалки, жеребьёвки.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич.

Сапожник, портной.

Кто ты такой?

Отвечай поскорей.

Не задерживай добрых

И честных людей.

Заклички.

Улитка, улитка,

Высуни рога,

Дам тебе хлеба

Дам пирога.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко.

В образовательной деятельности - небылицы, скороговорки, чистоговорки.

1. У Сони сани с горки едут сами.

2. Сеня в лесу встретил лису.

3. У нас газ погас.

4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.

5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Загадки.

Весь день стоят на улице

И ночи дожидаются.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается. (Фонари)

У маленькой Катюшки

Уселся на макушке,

Не мотылек, не птичка -

И держит две косички. (Бант)

Позитивное настроение у детей оставляют народные игры : «Колечко, колечко», «Ручеек», «Карусель», «Горшки», «Ремешок».

Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка - загадываться, игра - играться; песня только тогда и песня, когда ее поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей - устной. Для этого мы устраиваем детские народные праздники, где весело тому, кто сам поет песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин. Успех народного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые.

«Каравай» - водим хоровод. Это маленький праздник. Вечер загадок и отгадок. Литературная викторина по сказкам. В младшей, средней группе- индивидуальное соревнование, в старшей – командное соревнование.

Я считаю, что праздники и их составляющие игры, песенки, потешки, прибаутки, частушки, считалки, хороводные игры являются средством умственного, нравственного, эстетического и эмоционального развития дошкольников, универсальной формой общения между детьми, между детьми и взрослыми.

Фото №1 Сейчас как никогда всё острее ощущается как необходимо восстанавливать утраченные связи с культурой своего народа историей развития

Праздники и развлечения яркие и радостные события в жизни детей, сочетая различные виды искусства, они оказывают огромное влияние на развитие речи детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют воспитанию у детей любви к родному языку. В проведении детских праздников принимают непосредственное участие родители дошкольников: разучивают детские песенки, стихи, участвуют в праздниках (роли, конкурсы).

Фото №2 День родного языка

При реализации проекта «Русские народные традиции и художественные промыслы» проводились праздники: «Крещение», «Масленица». «Пасха», «Праздник народных игр».

Фото №3 февраля родного языка

При реализации проекта «Музей народного творчества» дети познакомились с языком народных художественных промыслов: гжель, хохлома, дымка.

Фото №4 Это не произойдёт само по себе

Их заинтересовало слово «свистопляска». Я рассказала историю праздника.

Народ лепил, обжигал в печи, расписывал глиняные свистульки. Потом выходил на базар и продавал их. Покупатели пробовали свистульки. Получалось весело. Продажа свистулек считалась праздником. А праздник получил название «Свистопляска».

Дети проявили большой интерес к словам: панева, кафтан, галифе при знакомстве с историей русского народного костюма.

Фото №5 А произойдёт только в том случае если ребёнок начнёт осваивать и знакомиться с культурой своего родного языка с самого раннего возраста

Большой интерес вызвал у детей фразеологические обороты. О них они узнали на кружке «Словознайка». Так «летел сломя голову» означает быстро бежать, «водить за нос» - обманывать, «работать спустя рукава» - относиться к своему делу небрежно.

Особое внимание уделяю предметно – развивающей среде, разработке и оформлению наглядно – дидактического материала по ознакомлению детей с родным языком. Разработаны картотеки дидактических, словесных, народных игр.

Родители изготовили «Книгу загадок», я оформила папку об истории русского народного костюма, а вместе с детьми мы создали «Книгу творчества».

Публикация Воспитание любви к родному языку размещена в разделах Воспитание детей Материалы для педагогов День родного языка февраля Темочки Многочисленными исследованиями в области психологии и педагогики А Козлова доказано что период дошкольного детства имеет важное значение в развитии и становлении личности человека Именно в дошкольный период закладываются базовые основы личной значимости ребёнка нравственные чувства нравственная позиция отношение к миру к деятельности к культуре к родному языку

К нам постепенно начинает возвращаться национальная «память» и мы по новому начинаем относиться к родному языку, фольклору в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Наверное, ни один другой народ не имеет таких богатых языковых традиций как русский.

Публикации по теме:

Воспитание любви к родному языку в детском садуВоспитание любви к родному языку в детском саду Воспитание любви к родному языку в детском саду» Сейчас, как никогда, всё острее ощущается, как необходимо восстанавливать утраченные.

«Воспитание в семье любви к детскому саду, к родному городу» Ведущая роль в воспитании ребёнка принадлежит – семье. Всё начинается с семьи, с её традиций. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные.

Формирование основ народной культуры, воспитание любви к родному краюФормирование основ народной культуры, воспитание любви к родному краю последние годы 21 века Россия теряет свое лицо, свои традиции, свою самобытность. Будто заполонило нас все западное, заокеанское, чужеземное.

Фотоколлаж и презентация «Наш Кирсанов». Воспитание любви к родному городу.Фотоколлаж и презентация «Наш Кирсанов». Воспитание любви к родному городу. IMG]/upload/blogs/detsad-10522-1469431459.jpg[/IMG] В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее.

Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю» Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю» Моя Родина… Сколько ассоциаций возникает у взрослого человека, когда он.

Воспитание любви к родному городуВоспитание любви к родному городу Воспитание любви к родному городу Красота родного края - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины.

Воспитание любви к родному краю «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости.

Воспитание любви к родному краю через общение с природой МАДОУ «Центр Развития Ребенка - Детский сад №4» ПРОЕКТ «Воспитание любви к родному краю через общение с природой».

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства.

Взаимодействие ДОУ с семьей в воспитание любви к родному краю у дошкольников В данное время стала актуальной проблема гражданского и патриотического воспитания детей. Дошкольное детство – важнейший период становления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание любви к родному языку
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 21:42
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД