Получи документы

Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстников

Елена Никифорова
Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстников
▼ Скачать + Заказать документы

Послушание

Послушание является элементарным моральным качеством ребенка. Послушание основано на сердечности отношений, на чувстве любви и уважения. Научившись подчинять свои влечения интересам близких ему людей, ребенок уже с большой легкостью усваивает правила поведения в коллективе. Чтобы ребенок слушался, Вы не должны требовать от него непосильного, не-возможного. Он должен хорошо понимать, что от него требуется. Но если ваше требование посильно для ребенка, понятно ему. Оно должно быть обязательно выполнено, доведено до конца. Чтобы дети выросли волевыми, организованными необходимо проявлять настойчивость в их воспитании.

Вежливость

Публикация «Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстников» размещена в разделах

Вежливость нельзя привить одними «наставлениями» и при-казами. Вежливость старших является главным условием вежли-вости детей. Чтобы заложить фундамент вежливости, надо путем повторных переживаний хороших теплых чувств к окружающим людям воспитать устойчивую потребность быть доброжелатель-ным и чутким. Это достигается в самой практике коллективной жизни детей, совместным чтением и обсуждением художествен-ной литературы. Вежливость требует: Сопровождать просьбу сло-вом «пожалуйста», как по отношению к ребенку, так и к взрослому, не кричать, избегать повышенного тона в разговоре. Вежливость требует, чтобы за обиду, неприятность было принесено изви-нение.

О нравственности.

Большое влияние на воспитание ребенка оказывает семья, ее быт, тон, атмосфера, которые там царят, характер семейных отношений. Хорошо известно, что дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениям. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, предупредительны, верны своему слову, то их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанны-ми. Значительно труднее правильно воспитать ребенка, если в его семье не принято быть вежливыми, взрослые сквернословят, в доме не соблюдается порядок. Воспитание личным примером происходит повседневно, и именно это влияние оказывается бо-лее сильным и действенным, чем нотации, специальные беседы воспитателей и родителей с детьми. Недостаточно быть культур-ным только при посторонних. А в некоторых семьях так часто и происходит, что только при гостях пользуются вилкой и ножом, подают на стол салфетки; только в присутствии чужих людей веж-ливы и приветливы, а оставаясь одни могут быть грубыми и рез-кими. Иногда родители бывают невыдержанными в отношениях между собой. По малейшему поводу они ссорятся, спорят, ссыла-ясь на особенность своего характера. Если мать или отец не внимательны, не почтительны к старым в семье, то такое же от-ношение к своим бабушкам и дедушкам будет у ребенка. Ос-новными задачами нравственного воспитания для растущей личности является воспитание честности, послушания, вежливо-сти у детей. Важным средством воспитания является оказание ребенку доверия. Надо доверять ему, но и проверять. Чтобы ис-коренить у ребенка наклонность к воровству, надо укреплять его связи с коллективом, пробуждать его самосознание, укреплять в нем веру в самого себя, тренировать волю. Разоблачив нечест-ный поступок, необходимо разъяснить ребенку его вину, добиться, чтобы он не допускал подобных поступков и захотел исправить свое поведение.

Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстников.

Правильная организация жизни и деятельности детей формирует целую систему положительных моральных качеств. Используя различные ситуации, можно упражнять детей в поступках, отражающих отношение к окружающему, к вещам, к себе. В повседневной жизни дети самостоя-тельно вступают в общение со сверстниками и взрослыми, применяя знания правил поведения, полученные в разных видах деятельности (занятия, труд, игра и т. д.). Умение детей пользоваться правилами поведения в различных ситуациях, переносить их самостоятельно в сферу общения с товарищами говорит о правильности усвоения правил. Внешне культура человека проявляется в его поступках, словах, и этому тоже надо детей учить. Чтобы научить детей видеть гуманный смысл правил, педагог указывает на их значение для окружающих в конкретной обстановке, например:

1) Открывая шкаф, но смотри, не мешаешь ли товарищу.

2) Когда одеваешься не размахивай одеждой, чтобы не задеть дру-гого.

3) Вещи из шкафа надо брать по одной, чтобы не занимать ими банкетку, так как рядом одеваются товарищи.

4) Если место занято, подожди, когда товарищ оденется

5) Оделся - уступи место другому и т. д.

Действуя по этим правилам, ребенок приучается учитывать интересы других. Чтобы дети смогли усвоить эти правила легче, воспитатель использует игру, показ кукольного театра, инсценировок (лучше проводить их во 2 половину дня). Например можно разыграть сценку (с помощью игрушек или кукол бибабо, где Мишка и Зайчик собираются на прогулку. Зайчик умело со всеми справиться, а у Мишки все получается неуклюже.

После показа сценки желательно спросить детей : «Как вы думаете, кто из зверят поступил правильно? Когда садишься на банкетку, надева-ешь пальто, что нужно сначала сделать? и т. д.» Затем в процессе одевания и раздевания детей, воспитатель контролирует, как они используют полученные знания на практике, как усвоили правила об-щения друг с другом. При необходимости можно вспомнить, как вели себя Зайчик и Мишка. Такие же инсценировки можно организовать во время умывания, обеда, дежурства по столовой и т. д. Очень важно, чтобы каждый ребенок накопил свой собственный опыт положительного поведения в коллективе сверстников. Поэтому воспитатель в течение дня использует различные ситуации из повседневной жизни детей для упражнения в навыках общения. Очень важно помочь детям увидеть зависимость организации жизни всей группы от поведения одного ребенка. Не убрал игрушки, свои вещи на место, долго одевался – задержал ребят с выходом на прогулку, на утреннюю гимнастику, на занятия и т. д. Детей младшего возраста важно приучить к аккуратному обращению с вещами, одеждой и игрушками. Удобное расположение мебели, рациональный порядок в группе содействует воспитанию у детей бережного отношения к вещам. Но формальное требование педагога убирать игрушки на место не вызывает осознанного отношения к этому правилу. Дети делают так, «как воспитатель сказал», и действуют лишь по его указанию. Правильно поступает тот педагог, который вместе с детьми решает, где будет лежать настольная игра, стоять новая машина, сидеть кукла, причем так, чтобы всем было удобно ими пользоваться (брать для игры и убирать на место) и в групповой комнате был порядок. В этом случае ребенок осознает целесообразность хранения предметов на определенном месте, сам принимает активное участие в выборе такого места, в создании уюта в группе. Ребенок чувствует себя в детском саду не гостем, а хозяином. Приучая к порядку, педагог обращает внимание детей на то, что в создании каждой вещи вложен труд людей. Знакомство с трудом взрослых осуществляется на занятиях, во время наблюдений бесед, чтения художественной литературы и т. д. Но воспитатель всегда должен помнить, что только то станет достоянием ребенка, что пройдет через его знания, действия, чувства, станет его убеждением… Дети несколько раз в день моют руки. Малышей воспитатель учит тщательно мыть руки с мылом, насухо их вытирать, аккуратно вешать полотенце и т. д. В старших группах, надеясь на то, что этот навык уже сформирован, педагог не контролирует действия ребят и они зачастую просто споласкивают руки, вытирают их полотенцем, даже не снимая его с крючка, или потом вешают небрежно, комкают. Подобные ситуации дают воспитателю к труду возможность на практике показать отношение детей взрослых и его результатам:

а) Плохо вымытые руки, полотенце стало грязным – ты небрежно отнесся к труду прачки

б) Бросил фантик на участке – проявил неуважение к труду дворника.

в) Не вытер ноги при входе в здание – проявил невнимание к труду няни и т. д.

Педагог воспитывает у детей уважение к труду взрослых, учит оказывать им помощь: открыть дверь и пропустить няню, когда она несет обед; поднять уроненную вещь, карандаш и т. д. Это все как будто бы внешние формы проявления внимания, но в них заложено доброе отношение ребенка к окружающим.

Очень трудно усваивают дети правило извиняться за допущенную оплошность. Правильно поступает педагог, который находит время для то-го, чтобы разобраться в конкретном поступке, разъяснить моральную ос-нову правила и необходимость его выполнения: «Если кто-то нечаянно толкнул товарища, что-то уронил, надо извиниться, сказав: «Простите ме-ня, пожалуйста» - или: «Извините меня». Простить прощения следует вежливо, при этом смотреть на товарища и постараться больше не доставлять ему неприятностей. Тогда он поймет, что ты так поступил нечаянно и простит тебя». Каждый педагог должен помнить: правила одинаково обязательны для всех – и для детей и для взрослых.

В коллективе, где дети извиняются друг перед другом не только по требованию педагога, где слова «извините», «простите» стали повседневной нормой общения. Меньше конфликтов, жалоб, ссор. Приучая детей просить прощение за допущенную оплошность, педагог учит их поступать так, чтобы не мешать другому, считаться с желаниями сверстников, оказывать помощь товарищу по собственной инициативе. Дети должны запомнить следующие правила и поступать в соответствии с ними:

1) Прежде чем что-то сделать, посмотри, не мешаешь ли другому;

2) Подскажи товарищу, как лучше сделать, чтобы не мешать другому;

3) Попроси прощения, если поступил неправильно. И т. д.

Каждый педагог, работая с детьми, должен помнить слова великого педагога Я. А. Коменского: «Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитал в себя в юном возрасте!»

Публикации по теме:

Работа с родителями. Основные задачи сотрудничества воспитателя и родителей Эффективность работы детского сада во многом зависит от взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями.

Нравственное воспитание дошкольников. Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Как Бог научил человека отличать добро от зла. Цель: углубление светского понимания этических норм. Введение нравственных категорий добра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстников
Опубликовано: 3 февраля 2015 в 20:34
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Никифорова (УИ 139635) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД