Анастасия Кулишова
Воспитание патриотических чувств у дошкольников в процессе воспитания и обучения
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Аннотация:
Цель работы – Изучение условий патриотического воспитания дошкольников в процессе воспитания и обучения.
Предмет исследования - Педагогические условия воспитательной работы по патриотическому воспитанию дошкольников в образовательной деятельности.
Методы исследования - Изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, педагогическое наблюдение.
Публикация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников в процессе воспитания и обучения» размещена в разделах
Результат работы - Выявлены методы патриотического воспитания дошкольников в процессе воспитания и обучения; обоснованы задачи и принципы патриотического воспитания.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, Отчизна, Родной Край, родители, страна, семья, окружающий мир, патриот.
Формирование патриотических чувств у дошкольников - одна из задач воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране. Патриотические чувства формируются в процессе жизни и бытия человека, пребывающего в рамках определённой социокультурной среды. Заложенный на генетическом уровне инстинкт, ещё с момента рождения незаметно привязывает человека к месту проживания, где он родился и вырос. Человек привязывается к своей постоянной окружающей среде, к быту и культуре своей страны.
Чувство патриотизма многогранно и отражает различные аспекты, такие как любовь к своей семье и окружающим, уважение к старшим и гордость за свой народ, любовь к своей Родине и родному краю. Основными задачи педагогов и воспитателей являются :
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: непосредственной образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Любовь к Отчизне завязывается у ребенка с отношения к семье, к самым ближним людям. Это корни, объединяющие его с родным домом. Уважение к своей стране завязывается с восхищения тем, что перед собой видит ребёнок, чему он изумляется и что активизирует отклик в его душе. И хотя многочисленные впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют большую значимость в становлении личности патриота.
Патриотическое воспитание детей целенаправленный и систематический процесс и осуществляется в ходе занятий, игр, в обычных жизненных и бытовых ситуациях, различных праздников и мероприятий. Ребёнок дошкольного возраста легко поддаётся эмоциям. Его эмоциональная сфера напрямую тесно связана с ситуациями, которые он проживает. Поэтому любовь и уважение к своей Отчизне, предкам и стране раскрывается через чувство восхищения. Через действительность ребёнок познаёт и открывает мир.
Достаточное влияние на формирование интереса у ребёнка к своему родному краю имеет окружение, в котором он находится. Дошкольник знакомится с детским садом и ближайшей местностью, понимать и знать, где его родной дом, он должен знать для начала название улицы, на которой он сам живёт, а затем уже его знакомят с историей о родном городе и стране.
На образовательных занятиях Физической культуры выполняют не только оздоровительные задачи, но и воспитательные. В основные виды ходьбы включает себя маршировка, которую дети демонстрируют во время проведения военных тематических праздников. У детей есть возможность примерить на себя роль военного или настоящего солдата, что позволяет проникнуться им ещё больше в атмосферу мероприятия и происходящего исторического события. Сюжетно-ролевые игры, где дети примеряют на себя различные роли: солдаты, космонавты, спасатели, полицейские и т. д.
Спортивные праздники и состязания, на которые приглашаются родители. Например, в «День Защитника Отечества» или «День Космонавтики» спортивное мероприятие проводится с участием отцов или старших братьев воспитанников. Зачастую родители или старшие брат и сестра, близкие родственники являются авторитетом и примером подражания для ребёнка. Поэтому важно включать в воспитательный процесс патриотических чувств, близких родственников дошкольника. Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств используется и наглядный материал, и беседы, и знакомство с природой.
На музыкальных занятиях прослушиваются музыкальные композиции, разучиваются стихотворения и тематические песни посвященные, определённым событиям и праздникам. Таким как «День Победы», «День Матери», «День Защитника Отечества», традиционный «Новый год» и «Масленица» и т. д. Демонстрируются и используются русские музыкальные инструменты, которые носят в себе определённую историю, складывающуюся на протяжении веков и столетий. Для большего закрепления проводятся детские утренники, которые ещё больше вовлекают воспитанников в образовательный процесс и оставляют отклик в детских сердцах. Каждое мероприятие имеет различные задачи, но также выполняет задачу, направленную на воспитание и привитие детям патриотических чувств. Дети в связи своей эмоциональности проникаются каждым праздником, каждой военной и тематической песней.
Задача воспитателя — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные и исторические события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Организовывать различные выставки, соревнования, посещение музеев, экскурсий, проведение памятных мероприятий, разговоры с ветеранами и многое другое.
Список литературы
1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 36 -46.
2. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М. : – Мозаика – Синтез, 2014.