Анна Полыгина
Воспитание познавательных интересов и любознательности у старших
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание познавательных интересов и любознательности у старших
Пройдёт совсем немного времени и пяти-шести летние дети станут школьниками. Что принесёт им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того как мы подготовим ребёнка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения.
Публикация «Воспитание познавательных интересов и любознательности у старших» размещена в разделах
При подготовке ребёнка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвящённых изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Определённую категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.
Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, - создают у ребёнка уверенность в своих силах.
Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Легко заметить, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретёнными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.
Психологи считают, что чем меньше ребёнок, тем шире должны быть его познавательные интересы, обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни. Впоследствии эти впечатления станут основой для приобретения системы знаний. Разнообразие интересов побуждает ребёнка пробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности.
Между развитием интереса ребёнка и его знаниями об окружающем мире, социальной среде существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребёнка к приобретению знаний. С другой стороны, знания побуждают ребёнка к размышлению.
Прочные знания – основа активности ребёнка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить – значит знать».
Педагоги, работающие с детьми, используют каждую возможность для обогащения их яркими впечатлениями об окружающей жизни. Но родители, самые близкие для ребёнка люди имеют ещё более широкую возможность вводить своих детей в удивительный мир разнообразных удивительных открытий. Нужно лишь проводить с детьми прогулки и экскурсии, удивлять необычным, экзотическим в путешествиях и поездках, не оставлять незамеченными изменения, происходящие в близкой для ребёнка среде обитания, обсуждать увиденное по телевизору или в интернете.
Следует лишь взять за правило не стремиться объяснять и рассказывать ребёнку обо всём, что он увидит. Для развития интереса и любознательности у ребёнка целесообразно возбуждать его познавательную активность, стимулировать появления у него вопросов, стремление находить самому на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Лучше всего действует приём, когда сыну или дочери предлагается определить изменения в привычной среде, где в данный момент возник интерес, или что-то пробудило удивление. Найти ассоциации с примерами из художественных произведений, стихов. А благодаря приёму сравнения предметов, явлений действительности, ребёнок глубже познает их суть, выделит в них новые качества, свойства, что даст возможность по иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.
Следует помочь ребёнку перенести его познавательный интерес в игры, вид деятельности самый доступный и понятный дошкольникам, где он сможет реализовать свои знания и опыт. Дополнят эти возможности рисунки или любая детская творческая деятельность, стоит лишь создать условия для этой деятельности. Это особенно ясно должны понять родители. Ведь зачастую, опираясь на современные веяния зарубежных мультфильмов, комиксов, стараясь дать своему ребёнку модную игрушку, аксессуар, родители не задумываются над их смысловым содержанием, развивающими функциями приобретения.
Лучше всего приобретать игрушки способствующие развитию или же укреплению уже имеющегося познавательного интереса, смастерить вместе с детьми какие-либо модели, помочь развернуть игру, время от времени принять в ней участие. Внимание родителей воодушевляет ребёнка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника.
Важно осознать, что интерес ребёнка-дошкольника, осуществляемый в деятельности, становится стойким, осознанным, а деятельность результативной. Если деятельность протекает успешно, то у ребёнка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитие у него познавательного интереса.
Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребёнок часто спрашивает взрослых о том, что его волнует, просит прочитать, рассказать. В дошкольном учреждении эти желания детей бесспорно находят поддержку и внимание, в семье обычно тоже не остаются не замеченными. Однако следует помнить, что для развития ребёнка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. Читая или рассказывая ребёнку, не стоит стремиться к тому, чтобы он запомнил содержание произведения. Но следует побуждать ребёнка к самостоятельным рассуждениям. Лучше спросить его, понравилось ли прочитанное или рассказанное, что он считает в нём главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что узнал нового и т. д.
Пытливость мысли и интересы ребёнка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребёнка сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нём. Вопросы детей направлены на стремление установить причины явлений, уяснение связей и отношений между ними.
К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребёнка. Встречный вопрос взрослого: «А как ты думаешь сам?» - побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
По возможности надо побуждать ребёнка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.