Получи документы

Воспитание сына в неполной материнской семье

Бородина Анастасия
Воспитание сына в неполной материнской семье

ВОСПИТАНИЕ СЫНА В НЕПОЛНОЙ МАТЕРИНСКОЙ СЕМЬЕ

А. М. Бородина

магистр педагогических наук

В современном обществе неполная материнская семья уже давно перестала считаться феноменом, чем-то отличающимся от нормы. Однако в настоящее время очень остро стоит вопрос и проблема неполной материнской семьи : как вырастить из ребёнка духовно-богатую и творчески-активную личность, затрачивая при этом усилия одного родителя.

Публикация «Воспитание сына в неполной материнской семье» размещена в разделах

Над данной проблемой занимались как российские, так и зарубежные учё ные: Ю. П. Азаров, А. Г. Волков, Матейчек З., Э. Г. Эйдемиллер. Авторы статей в журналах не раз поднимали данную проблему: И. Дементьева, Н. Дружинина, Б. Нусхаева. Наиболее широкое распространение в современном обществе получили труды таких деятелей как Коляда М. Г., Л. В. Ковинько и многие другие.

Учёные в своих трудах рассматривают различные подходы к проблемам и особенностям неполных материнских семей.

Российские психологи обращают особое внимание на повышенную уязвимость мальчиков в неполных материнских семьях и наличие у них дополнительных причин для тревожности. В связи с отсутствием в неполной материнской семье мужского эталона идентификации одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли. Однако эта смена стратегии отношений с сыном приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и доброты с отцовской, основанной на мужской строгости, требовательности и авторитарности. Мать-одиночка вынуждена принимать на себя функции, которые в семье обычно возлагаются на отца или делятся между ним и матерью. Кроме принятия самостоятельно всех важнейших решений, она вынуждена материально обеспечивать себя и детей, зарабатывать на жизнь. Роль кормильца в семье забирает у неё большую часть времени, которое в идеале должно отводиться для радостей и забот материнства [8, 24].

В результате мальчик лишается не только отца, но и матери. На основании результатов психологических тестов исследователи приходят к следующим неутешительным выводам: эмоциональное состояние мальчиков в неполной материнской семье хуже, чем у девочек. Это чаще всего связано с ощущением личностной изоляции, мальчики в неполной материнской семье чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети из полных семей [10, 155].

Существует ряд проблем, касающихся семей одиноких матерей, к которым относятся социально–экономические, педагогические, медицинские и педагогические. Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания социализации детей.

Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей в материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца.

Таким образом, специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе.

Неполная материнская семья относится к семье группы риска, т. к. она характеризуется наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить её как благополучную и снижающую адаптивные способности данной категории семьи.

Гармоничность воспитания мальчика в большой степени зависит от характера материнского поведения. Давайте рассмотрим примерную «типологию мам» и попробуем найти тот тип поведения, который мы реализуем по отношению к сыну.

Тревожно-активные мамы, которые постоянно находятся в состоянии внутреннего напряжения, что проявляется и во внешнем беспокойстве. Способы воспитания такой мамы характеризуются непоследовательностью : то балует, то наказывает, часто за одни и те же поступки. При такой маме малыш будет расти в неспокойной атмосфере, в которой трудно понять, что он делает верно, а что - нет. И ребенок становится капризным, тревожным, плаксивым и легковозбудимым, что отнюдь не способствует его нормальному психическому развитию.

Мамы-собственницы, считающие, что ребенок рожден, чтобы решить их жизненные задачи. Такие мамы, говоря о своем ребенке, используют фразы: «Я родила ребенка для себя», «Пусть у сына будет то, чего не было у меня, пусть он достигнет того, чего не достигла я». Эта установка свидетельствует о том, что мама стремится поглотить ребенка, слиться с ним, не дать ребенку прожить самостоятельную жизнь. Такое отношение мешает увидеть индивидуальность ребенка, его истинные потребности и наклонности. Часто в не нравящемся ей поведении сына такая мама видит злую волю малыша, стремление досадить. И постепенно к ней приходит разочарование: она ждала совсем другого сына. Здесь очень важно и то, совпадает ли пол ребенка с материнскими ожиданиями. Если нет, то существует риск, что мама будет неосознанно подавлять качества, присущие действительному полу ребенка, и пытаться сформировать в нем черты противоположного пола или какие-то противоречивые качества.

Властно-авторитарные мамы, которые, не учитывая психофизиологические и возрастные особенности мальчика, навязывают ему свою систему требований. Такая мама будет насильно кормить ребенка в то время, когда сама считает нужным; будет игнорировать его плач, оставляя одного, если считает, что ребенку в это время нужно спать. К сожалению, такие мамы непоколебимо уверены в том, что они действуют правильно и во благо ребенка, независимо от его поведения. А любой каприз или отказ подчиняться расценивается как бунт, который надо подавить. Не удивительно, если у такой мамы вырастет забитый, замкнутый и эмоционально неблагополучный мальчик. При этом у него может сформироваться колоссальный внутренний заряд агрессии, который в дальнейшем перерастает в открытый негативизм по отношению к матери или даже ко всем представительницам противоположного пола.

Пессимистично-депрессивные мамы, состояние которых чаще всего подавленное и усталое. Они избегают общения с ребенком; ухаживая за ним, молчат и не улыбаются. Создается впечатление, что для них воспитание сына - это тяжелая и безрадостная ноша. Такая мама думает: "Это мой крест, который придется тащить всю жизнь!". Малыш не получает необходимой материнской любви и тепла, а чувство привязанности к матери не формируется. В результате не удовлетворяется потребность в общении со взрослыми, что может послужить причиной задержки психического развития.

В противовес этим типам существует портрет идеальной матери, к которой стремятся все одинокие мамы воспитывающие сыновей. Такая женщина постоянно учится быть мамой, старается быть веселой, уравновешенной и спокойной, принимает ребенка таким, какой он есть, наблюдая за ним и разбираясь в его особенностях. Она как можно раньше старается почувствовать и понять индивидуальность своего сына и учитывать его потребности, а не приписывать ему свои собственные. Она читает много литературы по воспитанию, но относится к ней критически, анализируя ее и адаптируя полученные знания к особенностям своего малыша. Ее система требований к ребенку реалистична, включает минимум запретов и максимум знаков уважения и поощрений. Такая мама знакома с главным психологическим условием правильного воспитания - признанием самостоятельности и независимости ребенка с самого рождения.

Как же вести себя маме, если она одна воспитывает сына?

Во-первых, необходимо дать ребенку возможность продолжительное время общаться с мужчинами. Это могут быть дедушка, дядя, двоюродный брат, знакомый, тренер. Если вы скажете, что порядочных мужчин в вашем окружении нет, то будете не правы и проявите свое подсознательное нежелание, чтобы сын стал настоящим мужчиной.

Во-вторых, акцентируйте внимание сына на поведении положительных героев кино и книг.

В-третьих, признавайте за сыном право на самостоятельную жизнь. В начале подросткового возраста отпустите сына от себя, научитесь уважать его интересы и друзей, предоставьте ему больше свободы. Чем раньше вы дадите ему возможность принимать собственные решения (независимо оттого, насколько они продуманны, тем быстрее он научится отвечать за свои поступки, в первую очередь перед собой.

В-четвертых, «доза» материнской любви к сыну должна быть различной в разном возрасте. В подростковом и юношеском возрасте чрезмерная материнская любовь может стать тормозом в социальном развитии мальчика. Если вы не отодвинете сына на определенную дистанцию, он не сможет наладить свою личную жизнь и будет метаться между любимой девушкой и мамой. Когда сын эмоционально зависит от матери, это может разрушить его собственную семью. И взрослый сын так и останется инфантильным.

В-пятых, не ведите себя одновременно как отец и как мать. Будьте женщиной-мамой: слабой, ласковой, любящей, женственной. Этим вы научите сына жалеть маму, сочувствовать ей, поддерживать, помогать, т. е. приобрести качества сильного, уверенного мужчины, умеющего принимать решения, отвечать за себя и за других, оказывать женщине поддержку и стать ее опорой.

Литература

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. 2-е изд., переработ. и доп. – М. : политиздат, 1985. – 238 с.

2. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 6-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.

3. Волков А. Г. Семья с одним родителем. Воспитание детей в неполной семье. – М., 1980.

4. Воспитание детей в неполной семье : Пер. с чеш. / Общ. ред. Н. М. Ершовой. – М., 1980.

5. Дементьева И. Психологическая адаптация детей после развода родителей / Социальная педагогика // Деловой журнал для социальных работников и педагогов. – 2007. - № 2. – С. 65.

6. Лодкина Т. Диагностика в работе семейного социального педагога / Социальная педагогика // Деловой журнал для социальных работников и педагогов. – 2003. - № 2. – С. 54, 59.

7. Нусхаева Б. Особенности социализации детей в неполной семье. / Социальная педагогика // Деловой журнал для социальных работников и педагогов. – 2005. - № 2. – 63-66.

8. Принципы воспитания ребёнка в неполной семье/ Школьный психолог// Методическая газета для педагогов-психологов. – 2008. - № 10. – С. 24.

9. Ребёнок без отца/ Виринея // Народный женский журнал. – 2006. - № 10. – С. 24.

10. Семейное воспитание : Краткий словарь. / Сост. : И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М. : Политиздат, 1980. – 319 с.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание в семье «Герои давно отгремевшей войны» Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Пособие содержит девять.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников в семье» Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков.

Проблемы воспитания ребенка в неполной семье Воспитание ребенка в неполной семье- это нормальное воспитание, но осуществляется оно в трудных условиях. Ценность этой работы состоит в.

Консультация «Физическое воспитание в семье» Консультация «Физическое воспитание в семье» Всем родителям хочется, чтобы их ребенок вырос здоровым, успешным и счастливым, но не все понимают,.

Музыкальное воспитание в семьеМузыкальное воспитание в семье Музыка – могучее средство всестороннего развития ребёнка, формирования его духовного мира. Она расширяет его кругозор, обогащает чувствами,.

Нравственное воспитание дошкольников в семье «Нравственное воспитание дошкольников в семье» Консультация для родителей Подготовила: Анисимова О. В. Актуальной задачей в настоящее время.

Консультация для родителей о воспитании в неполной семье после развода Непростой разговор о воспитании в неполной семье, после развода. «Мама, папа, я – вместе дружная семья» – идеальный вариант, которого желают.

Трудовое воспитание дошкольников в семье Консультация для родителей подготовительной группы Трудовое воспитание дошкольников в семье. Труд – является важнейшим средством воспитания.

Трудовое воспитание ребенка в семье. Консультации для воспитателей "Трудовое воспитание ребенка в семье". Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться.

Трудовое воспитание в семье Трудовое воспитание в семье. Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание сына в неполной материнской семье
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 05:55
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД